Министр образования рассказала об итогах ЕГЭ в республике и о задачах на следующий год
Выпускники республики стали чаще выбирать для итоговой аттестации физику, химию и другие предметы естественного цикла. Это свидетельствует о том, что при поступлении в вузы ребята отдают предпочтение инженерным и медицинским специальностям. Об этом рассказала министр образования Коми Светлана Моисеева-Архипова в ходе пресс-конференции, посвященной итогам сдачи ЕГЭ в республике.
Как отметила министр, пока можно говорить только о тенденциях, а не об окончательных результатах, так как еще нет результатов ЕГЭ, сданных в резервные дни.
– А они очень важны, так как только после этого мы можем сказать, сколько у нас выпускников не получили аттестатов, потому что не прошли итоговой аттестации, – рассказала Светлана Моисеева-Архипова. – В резервные дни сдают те, кто получил «неуд» по одному предмету и получил право пересдачи в резервный день. И второй очень важный момент, не позволяющий пока подводить окончательный итог: пока не завершены апелляционные процедуры. А апелляция может повлиять на изменение первоначального результата. Был даже такой случай, когда по результатам апелляции у нас появился стобалльник. Это тот случай, когда один балл, добавленный в пользу ребенка, выводил его в разряд стобалльников. Рассмотрение оставшихся вопросов ориентировочно будет продолжаться до 25 июля. Но сегодня мы можем уже проанализировать, как выглядит Коми на фоне других субъектов.
В этом году выпускников было на триста человек больше, чем в прошлом. В целом ЕГЭ в Коми прошел без сбоев, на высоком организационном и технологическом уровне. Физику в этом году выбрали на 8,5 процента больше выпускников, чем в прошлом году, химию – на 11 процентов, на 14 процентов больше выпускников сдавало биологию, географию – на 9,3 процента.
К итоговой аттестации не были допущены 23 человека. Если учесть, что в прошлом году таковых было 13 человек, то это, по мнению экспертов министерства образования, много.
– Но к этому нужно относиться спокойно, – считает министр. – Если мы допускаем к итоговой аттестации, то в протоколе педсовета делается запись, что ребенок освоил основную программу. И когда он не проходит ГИА, получается, что мы не можем гарантировать то качество образования, которое было заявлено. Поэтому, если мы ручаемся за освоение программы школьником, то он должен быть выведен на положительный результат. Это безнравственно допускать детей к ГИА, а потом констатировать факт, что он такой-сякой не сдал.
Вторая тенденция этого года – рост числа высокобалльников. Высокими считаются баллы от 81 до 100 – это тот порог, который определяет конкурентоспособность ученика. В таком абитуриенте заинтересованы вузы. По итогам сдачи экзамена по русскому языку высокобалльников стало больше на 36 процентов. Не подкачали выпускники и по другому обязательному экзамену – математике.
– Все помнят, какое возмущение вызвало деление ЕГЭ по математике на базовую и профильную части, – вспомнила министр. – Говорили, что задания профильной части не под силу школьникам, выпускники организовывали акции протеста, а тем не менее высокобалльников по профильной математике в этом году на 46 процентов больше, чем в прошлом. На четыре процента больше высокобалльников по информатике, на 41 процент – по истории, хотя считается, что это очень сложный экзамен, требующий знания большого количества фактических данных, по литературе – на 61 процент.
Для того чтобы выпускник мог сдать ЕГЭ по базовой математике на «тройку», ему достаточно набрать семь баллов, но иногда дети даже этого набрать не могут. Сдать базовую математику с первого захода могут не все, но в этом году результаты все же лучше. Математику с первого раза в прошлом году не сдали 302 человека, в этом году на пересдачу пошли 126 человек.
– Результатов пока мы не знаем. Может, кто-то и по второму заходу не сдаст. Но все равно видно, что в этом году учителя-предметники хорошо отработали по математике, – отметила министр.
Чтобы на примере показать, насколько несложные задания по базовой математике, Светлана Моисеева-Архипова рассказала, что в этом году она сама решила попробовать себя в этом предмете и, несмотря на то, что она филолог и математику вообще не помнит, за полчаса набрала девять баллов. С русским языком, к слову, у выпускников дела обстоят лучше.
В целом по республике высокобалльников стало на 21 процент больше, чем в прошлом году. Это свидетельствует о качестве подготовки детей. Выросло и число медалистов. Хотя, как призналась министр, она очень скептически относится к медалям.
– Мы ведь отслеживаем, сколько медалистов у нас преодолевают установленные по ЕГЭ пороги, когда у них по предмету стоит в аттестате «пятерка». Так вот оказывается, не все могут набрать максимальное количество баллов, – пояснила она свое недоверие медалям. – Кстати, после того как мы озадачились этой проблемой и начали отслеживать соответствие заявленных знаний действительным, проблема потихоньку сошла на нет.
Всего в республике 437 медалистов. Из них 147 – это региональные медали. В этом году вузам дано право добавлять три балла в портфолио выпускника за региональную медаль. И при прочих равных условиях медалисты пользуются преимуществом для зачисления в вуз. При сравнительно небольшом увеличении количества участников ЕГЭ в Коми в этом году на одного стобалльника стало больше.
Говоря о самой процедуре ведения экзамена, министр напомнила, как важно исполнить все, что требуется, и быть бдительным на ЕГЭ. Бывает такое, что выпускник забывает перенести записанное из черновика в чистовик. В этом году был такой случай, и одному человеку ЕГЭ не зачли. Когда пришли результаты, ученика огорошили заявлением, что ни одного задания он не выполнил. Парень – в шоке: ведь он был уверен, что сделал все отлично. Перепроверка показала, что у него все прекрасно выполнено, но только в черновике, а на специальном бланке – пусто. И ничего уже исправить нельзя – пересдать он сможет только через год.
В этом году в республике открылся ситуационно-информационный центр, где эксперты отслеживали в режиме онлайн ход проведения ЕГЭ и определяли, насколько он проводится в соответствии с требованиями. Если находили что-то не то, вмешивались в процесс. Но серьезных нарушений не было.
– Вот говорят: дети очень волнуются, переживают на ЕГЭ. Надо специально пригласить родителей, чтобы они понаблюдали, как ребята на экзамене зевают, потягиваются. Был даже случай, когда нам поступил сигнал от наблюдателей, что в такой-то аудитории ребенок откровенно спит. Мы звоним организаторам: мол, будите, напомните, сколько осталось до конца экзамена, – развеяла министр мифы о страшном психологическом напряжении выпускников на ЕГЭ.
К сожалению, несмотря на все усилия наблюдателей, совсем без нарушений не обошлось, хотя благодаря системе наблюдения они были сразу выявлены. В частности, два человека были удалены с экзамена за пронос в аудиторию телефона, а еще два – за использование шпаргалок. Таким образом ребята отрезали себе возможность поступления в вуз в этом году.
И пересдать ЕГЭ в этом году нарушителям порядка тоже никто уже не даст.
Подытоживая свое выступление, Светлана Моисеева-Архипова рассказала, что в следующем учебном году с учетом нынешних результатов ЕГЭ на региональном уровне планируется развивать систему оценки качества образования, будет организована адресная работа со слабыми учениками и слабыми школами.
– У нас есть школы, которые по отдельным предметам показывают низкий уровень знаний, – пояснила министр. – В таких школах нужно оказывать учителям методическую помощь.
А то у нас получается так, что сильные очень быстро вперед бегут, а слабые не успевают за ними. Пришло время вмешаться в этот процесс и начинать оказывать адресную помощь.
Галина ГАЕВА
Оставьте первый комментарий для "Сильные бегут вперед, а слабые не поспевают"