Небанановая республика

На заседании правительства Коми обсудили тему импортозамещения

Судя по данным, которые приводились на заседании правительства республики, пока процесс перехода на «местное, вкусное, полезное» в регионе идет не слишком бодро. И климат не тот, и других возможностей вкупе с желаниями маловато. Впрочем, по мнению врио главы Коми, если как следует поднажать, то за пять лет можно успеть импортозаместить все, что можно и нужно. За исключением разве что бананов.

Glava_prav_21

Как в целом идет импортозамещение в регионе, докладывал министр экономики Коми Владимир Бармашов, конкретику по отраслям в своих выступлениях описали министр сельского хозяйства и продовольствия Алексей Буткин и министр промышленности, транспорта и энергетики Николай Герасимов.

Как доложил Владимир Бармашов, «дорожная карта» по импортозамещению разработана в 2014 году и состоит из двух разделов. Первый – содействие импортозамещению в агропродовольственном секторе, второй – в промышленном и сервисном секторах. Власти Коми внесли свою лепту в виде методической поддержки крупным предприятиям, в частности помогли с созданием паспорта по экспорту продукции в Швейцарию для Сыктывкарского промышленного комбината. «Сыктывкар Тиссью Груп» получила поддержку в виде налоговых льгот.

Объем импорта в Коми за последнее время снизился на тридцать процентов, поскольку уменьшились объемы поставок техники и оборудования. (Но причиной тому, заметим, скорее стал кризис, а не импортозамещение, так как предприятия экономят на модернизации, закупках техники).

По словам министра, в краткосрочной перспективе полностью заменить импортную продукцию на отечественную вряд ли удастся – что-то в России просто не производят, что-то имеет низкое качество (при завышенных ценах), что-то выпускают в недостаточных количествах. Так что даже в непростой экономической ситуации зарубежная продукция для предприятий предпочтительнее.

Впрочем, Владимир Бармашов отметил, что Коми и сама может участвовать в процессе замещения импортных товаров российскими в других регионах, поставляя туда продукцию деревообработки, бумагу, изделия легкой и химической промышленности. Кроме того, в регионе планируют создать реестр крупных инвестпроектов, цель которых – уменьшить потребность региона в закупках той или иной продукции, активизировать привлечение федеральных денег и информационно-организационную работу. И тогда к 2018 году в Коми на три процента возрастет производство продукции, востребованной в качестве импортозамещающей на российском рынке, в частности титана и активированного древесного угля.

Николай Герасимов рассказал о ряде проектов, которые, по его мнению, могут иметь серьезные перспективы. В частности участие республики в строительстве завода по сборке среднеоборотных двигателей и производстве их компонентов в Санкт-Петербурге. На территории Коми должны будут производиться особо чистые чугуны для нужд этого предприятия. Проект уже прошел все перспективы, в марте, вероятно, можно будет приступить к выбору площадки. А для производства чугуна потребуется внушительное количество древесного угля, который, в свою очередь, требует огромных объемов низкосортной древесины, которую понадобится перенаправить в эту отрасль.

– Это хороший проект не только для импортозамещения, но и в сфере оборонной промышленности, – отметил министр.

Также на импортозамещение должно поработать увеличение производственных мощностей лесопромышленного предприятия «ПечораЭнергоРесурс». А в столице Коми тем временем можно устроить завод по производству кранов – страна в этом нуждается. Правда, как можно было понять из слов министра, оборудование на этом заводе будет стоять импортное. Еще пора реанимировать подзабытый было проект строительства глиноземного завода, который был одним из приоритетных десять лет назад: пока многие отечественные предприятия получают глинозем из-за рубежа, местный рудник позволит заметно снизить дефицит глинозема в России. Доходы бюджета региона в результате можно будет увеличить в 3-3,5 миллиарда рублей, появятся новые рабочие места.

Врио главы услышанное вполне одобрил, отметив, впрочем, что нужно, кроме создания новых производств, еще и рынки сбыта развивать. В частности, те же пеллеты и брикеты, которые производит «ПечораЭнергоРесурс», можно активно потреблять внутри региона. Сейчас продукция предприятия востребована в Европе благодаря широко развитому использованию соответствующих котлов в частных домовладениях. А чем мы хуже?

Довольно неожиданно врио главы предложил высказаться министру культуры Коми Анастасии Прокудиной. Ее комментарий в плане импортозамещения понадобился в свете использования различными учреждениями культуры иностранного звукового и светового оборудования. Анастасия Прокудина, подтвердив, что техника большей частью зарубежная, решила указать еще на одно направление, где превалирует импортная продукция: отрасль использует очень много тканей (пошив костюмов, оформление сцены), которые сплошь и рядом иностранные. Подходящих отечественных просто не купить.

Узнав, что впечатлившие его своими талантами артисты «Асъя кыа» выступают в иностранных тканях, врио главы опечалился и призвал коллег хорошо подумать над тем, что наша национальная символика нашивается на наряды артистов, сделанные из иностранных материалов.

– Вы так привыкли, авось меня не коснется, а это касается всех. И нечего ответственность на другие министерства перекладывать, занимайтесь этим сами – у вас достаточно большие аппараты, которые непонятно чем занимаются, сидят щеки надувают, – высказался Сергей Гапликов, заявив, что планы по импортозамещению нужно составлять исходя из реальных потребностей и возможностей отраслей.

Поручение следить за доработкой этих планов он дал председателю правительства Коми Владимиру Тукмакову. Включиться в работу должны и главы муниципалитетов – «в разрезе предприятий на территориях». По мнению врио главы, в регионе существуют десятки закрытых предприятий, которые могут возобновить свою работу на благо Коми.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Алексей Буткин в начале своего выступления заявил, что он будет говорить не столько об импортозамещении, сколько о самообеспечении региона продукцией (продовольственной безопасности, иначе говоря), поскольку доля зарубежной продовольственной продукции в общем-то несущественна.

Сейчас Коми обеспечивает себя в продовольствии примерно на 24 процента от потребности, все остальное завозят. В прошлом году, в частности, в регион доставили продовольственных товаров на 101 миллион рублей. Импортируется к нам 13 основных групп продовольственных товаров, причем семь из них производятся на территории Коми (просто в недостаточных количествах), а для остальных у нас климат не тот.

В части производства молока, мяса, яиц и овощей у республики перспективы неплохие – их производство регион вполне может наращивать, а значит – уменьшать импорт. Как сообщил министр, за ближайшие три года сельхозпроизводителям региона предстоит повысить коэффициент самообеспечения молоком на два процента, мясом – на четыре процента, овощами – на шесть процентов. Чтобы достичь этого, нужно модернизировать сельхозобъекты – животноводческие и тепличные комплексы, овощехранилища. В ближайшую трехлетку с этой целью планируется заявить на конкурсы восемь таких объектов общей стоимостью в один миллиард и 84 миллиона рублей, сумма привлеченных из федерального бюджета средств в таком случае составит примерно четверть миллиарда.

Некий рост наблюдается и сейчас, производства молока, например, но в основном за счет крупных предприятий. Благодаря таким же (большей частью птицефабрике «Зеленецкая» с присоединенным к ней свинокомплексом) регион на треть обеспечивает себя мясом птицы, и по мясу свиней идет рост. А вот с производством говядины в Коми не все хорошо – занимаются этим всего шесть хозяйств. Картофелем республика самообеспечена на 98 процентов, другими овощами – на 25 процентов.

Сергея Гапликова заинтересовало, как происходит освоение республиканских средств, выделяемых на строительство пунктов убоя скота. В прошлом году дали 4,3 миллиона, в этом ожидается столько же. Напомним, по современным правилам официально продавать мясо можно, только если скот забит на специально оборудованном пункте. То есть фермеры, которые раньше кололи коров и свиней прямо у себя на скотном дворе, теперь реализовать свою продукцию не могут, если у них нет документа, подтверждающего, что убой прошел там где надо.

Министр пояснил, что полностью освоили средства в девяти районах, где построили девять же пунктов. А всего в Коми должно появиться 44 таких объекта, сейчас есть уже 27, а в течение нынешнего года прибавится еще девять. Хозяевами этих объектов являются фермеры или сельхозорганизации.

Сергей Гапликов посчитал, что возмещать отдельным предприятиям вложенные в строительство средства – не тот механизм, масштаба не хватает. Также руководителя региона заинтересовал молочный вопрос: у нас 26 процентов самобеспеченность «молочкой», а именно 56 тонн при потребности в 225 тонн. На вопрос врио главы «Откуда завозим?» министр пояснил, что в основном от соседей – из Кировской и Архангельской областей, а еще из Татарстана и Чувашии. Сергей Гапликов тут же потребовал ответить, почему соседям молока хватает и себе, и на экспорт, а нам – нет?

– Так не зерновой мы регион! – немного удивился вопросу министр сельского хозяйства, поясняя, что крупный рогатый скот у нас прокормить достаточно проблемно.

Но врио главы счел, что в таком случае нужно строить элеваторы и завозить зерно на переработку. А вообще, регион мы такой, что производить можно практически все, за исключением бананов. Также, по его мнению, нужно обратить внимание на тот факт, что у нас сейчас в банках без движения лежат десятки миллиардов рублей населения – нужно предложить людям использовать их для развития производства. Сергей Гапликов резюмировал, что план развития сельского хозяйства в регионе следует кардинально пересмотреть, в том числе и в отношении размера инвестиций в эту сферу. Срок на это – месяц. Видимо, чтобы подтвердить тезис о том, что развить сельхозпроизводство у нас вполне возможно, врио главы попросил высказаться по этому поводу руководителя «Зеленецкой» Николая Черного. Тот ответил, что развиваться можно и нужно.

– Рост должен быть не на два-три процента, а чтобы в течение пяти лет, к столетию республики, мы с вами постарались закрыть завозную продукцию, – заявил руководитель региона.

– Мы должны максимально, за исключением отдельных видов, которые невозможно вырастить в наших природно-климатических условиях, закрыть потребность республики собственным производством, – подчеркнул врио главы.

Анна Потехина
Фото rkomi.ru

2 Комментариев для "Небанановая республика"

  1. Панюкова Аида Васильевна | 28.02.2016 в 08:05 | Ответить

    У нас,в Коми,всё это было:Элеватор,мясо живым весом(возили даже с дальних республик)маслозаводы(почти в каждом селе),принимали молоко от частников;А сколько было коров,телят-теперь заставитьприобретать скот-это время и условия(как-то не по человечески поддерживают фермеров и поэтому через 2-3 года они прекращают функционировать),заготовка дикорастущих, овощей и картофеля(народ бросил лишнее сажать,только для своих нужд и поддержки скота).Моя «голубая» мечта-создание мобильных бригад(ремонт,строительство домов,рубка леса и вывоз на место изготовления срубов(в лесу должен быть один хозяин),мелкий ремонт хозяйственных пристроек,вспашка огородов,строительство домов ,бань,колодцев(их чистка,замена срубов)-эти все работы делаются за счёт заказчика(населения),по их заявлениям.Типа мини ХКХ,в селе всё это делается жителями,всё надо ходить .искать,готовиться,выбивать документы-это тяжело,нужен генеральный план,где учтены все потребности живущих в селе людей.А то село всегда само по себе-это я знаю, т.к.Строила дом.баню,делаю колодец-досих пор не закончен,а какие теперь заборы(только по деньгам),а раньше(одно время),завози лиштакетники и сельсовет был обязан сделать всем(это ,наверно,было тогда,когда первый раз приезжали иностранцык Савиновским дням. Аида Панюкова.

  2. 1. Элеваторы строить-деньги на ветер.(То есть просто галочка в работе, построили , денежки освоили, и благополучно про него забыли).Зерновых нет, что там хранить то?Комбикорма надо готовые закупать, нечего огород городить.
    2. Корова не свинья, и с минимальным количеством комбикормов может прожить,лугов не обрабатываемых в республике МОРЕ.
    3.В советское время на район был 1 убойный пункт, а теперь по 5-6 настроили и все тяп -лап по 1 голове в неделю забивают.
    Короче, нравится чиновникам сам процесс, результат не важен.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.