Беспристрастным взглядом объектива

Фотохудожники увидели разную Усть-Цильму

Один из самых примечательных уголков республики – древнерусское село Усть-Цильма с каждым годом привлекает все больше паломников, желающих поучаствовать в знаменитом обрядовом празднике Горка. Сегодня в центре культурных инициатив «Югор» открылась фотовыставка Анелии Лянцевич и Ирины Кнутас – «Марфа». Фотовыставка – результат двухдневного знакомства девушек с населением и древними традициями жителей низовья Печоры.

DSC_0096

По признанию Анелии Лянцевич, тема старообрядчества увлекла ее в студенческие годы на курсе «Древнерусская книга», тогда же появилось желание посетить заповедный край, прикоснуться к таинствам старины.

Ирина Кнутас поведала, что идея экспедиции была чистой воды авантюра, ведь отправиться в путешествие, не имея никаких знакомств в Усть-Цильме, не зная, где им предстоит ночевать, было весьма рискованно. Поэтому знакомство в автобусе, следующего от Ираеля до Усть-Цильмы, со старожилом села Марфой Спиридоновной, взявшей опеку над фотохудожницами, они расценили как большую удачу. Спасительница не только приютила девушек, но и показала им старинные книги и иконы, хранящиеся в доме, рассказала о традициях семьи, а также разрешила прикоснуться к своему уникальному гардеробу, возраст которого исчисляется веками.

Сама природа заворожила девушек: темный лес, величие и мощь Печоры. А вот современная Усть-Цильма слегка разочаровала.

– Наверное, в этом есть определенная закономерность: мы стремимся сохранить историю, но не можем органично вписать ее в современность. Праздничные гулянья сворачиваются в банальные пикники. Видеть такое страшно, – делится впечатлениями Ирина.

– Да, мы получили совсем не то, что ожидали. Но это лучше, чем тешить себя иллюзиями. Что оставляет надежду? Такие люди, как Марфа Спиридоновна. В них есть загадка и вера, духовная чистота и доброта. Благодаря таким людям культура Усть-Цильмы будет жить веками, – отмечает Анелия.

Выставочное пространство разделено на четыре смысловых блока, раскрывающих позитивные и негативные, с точки зрения фотохудожниц, качества заповедной территории. Авторы выставки подчеркивают, что их цель – дать зрителю возможность самому составить представление о мировоззрении устьцилем.

В первой центральной части – «Марфа» – Усть-Цильма представлена через уклад и быт реально существующего человека. Во второй части – «Соседка» – изображен семейный быт жителей села без принадлежности к религиозной культуре. В третьем блоке «Петровщина»  проиллюстировано, отметили авторы проекта, «как негативное и непоследовательное отношение жителей к культурной памяти предков отсутствие прямых обрядовых действий, которое оказалось бесцельным праздным времяпрепровождением у реки. Смысловая нагрузка этой части – равнодушие к памяти предков».

В финальной части проекта запечатлена Горка – с традиционными костюмами, элементами хоровода.

Безусловно, Усть-Цильма у каждого своя, как и то, что ее не постичь и не познать не то что за несколько дней, но и за несколько месяцев. Тем не менее выставка «Марфа» – попытка беспристрастного взгляда, который, возможно, привнесет и нечто свое в дело сохранения традиции древнерусского села на Печоре.

Марина ЩЕРБИНИНА
Фото предоставлено
Анелией ЛЯНЦЕВИЧ
и Ириной КНУТАС

b9eEgJsX_DI DSC_1179 UIYzc9Jpp9w

Оставьте первый комментарий для "Беспристрастным взглядом объектива"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.