Вице-президент французской ассоциации слепых имени Валентина Гаюи Марк Офран гостил в Сыктывкаре вместе с представителями екатеринбургской организации «Белая трость». Журналист «Республики» пообщался с гостем из Франции. Оказалось, что в своей профессиональной жизни он статистик-экономист. Имеет жену и троих детей. В Сыктывкар приехал по приглашению Олега Колпащикова, и для него это открытие нашего загадочного севера.
– Почему именно Сыктывкар?
– Это не первый мой визит в Россию. В основном все интуристы посещают Москву и Санкт-Петербург, а у меня появилась уникальная возможность побывать в той России, куда добирается не каждый турист. Моя главная миссия – сопровождение моего друга Олега Колпащикова. Мы хотим научить как можно больше людей пользоваться белой тростью, с помощью которой они получат свободу, смогут передвигаться по всему миру. Кроме того, мы ездим по России, чтобы давать людям ориентиры, мотивировать их.
– Как вы относитесь к тому, что в феврале первый всемирный конгресс слепых пройдет именно в Екатеринбурге? Примите ли участие?
– Конечно, я буду участником этого события. Это будет фантастический опыт. Очень рад, что это мероприятие пройдет в России, потому что у всех будет возможность знакомиться с людьми из других стран. В основном мы имеем одни и те же проблемы, но разные подходы к их решению. Очень важно обмениваться этими подходами. Решения могут прийти с любого континента.
– Расскажите немного об ассоциации, которую представляете.
– Ассоциация основана не Валентином Гаюи, основателем был слепой человек Морис де Сизеран, происходивший из высших слоев общества. Он прочитал книги, переписанные на язык Брайля, и после этого сказал: «Пора бы и мне сделать книгу, чтобы как-то помочь слепым». Он основал библиотеку для слепых на Брайле в 1889 году. Это самая мощная, распространенная ассоциация во Франции. В ней работает триста людей, которые получают зарплату, и три тысячи волонтеров. Тридцать процентов из них – слепые, остальные – это слабовидящие или видящие люди.
– На лекции вы сказали, что в России многие слепые сидят дома, а во Франции нет. В чем причина?
– Причина в менталитете. Еще каких-то пятьдесят лет назад слепые люди во Франции также не выходили из дома, но постепенно ситуация стала меняться. Весь вопрос в доверии: могут ли слепые доверять окружающим свою жизнь. Мир очень быстро меняется, и скоро общество в России тоже к этому придет.
– Что щелкнуло в менталитете слепых людей во Франции за эти пятьдесят лет и заставило их выходить на улицы?
– Трудно сказать, как это получилось, что все вдруг так поменялось. Вообще, в сознании одномоментно ничего не щелкнуло. Просто у нас шла планомерная работа над этим. У нас есть ассоциация, она очень большая, и она над этим работает. Например, я если не выхожу из дома, то чувствую себя как в тюрьме. Я люблю гулять по Парижу, ездить на метро. Мне доставляет это удовольствие.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Марк Офран: «Нужно менять менталитет россиян»"