Справка ХТИ обходится охотникам по-прежнему «дорого и сердито»
Общественная палата Коми решила проверить, как выполняется приказ республиканского минздрава о новом, упрощенном порядке проведения химико-токсикологического исследования (ХТИ) на наличие в организме наркотиков, которое охотники обязаны пройти, чтобы получить или продлить лицензию на оружие. Состоявшийся в понедельник круглый стол в формате видеоселектора, участниками которого стали правоохранители и представители практически всех муниципалитетов региона, показал, что пока далеко не все вопросы такого рода отрегулированы.
Напомним, изменения в Федеральный закон «Об оружии» вступили в июле этого года и вызвали у охотников бурю возмущения. Выяснилось, что сдать такие анализы негде – на тот момент в Коми ХТИ проводил только республиканский наркодиспансер. Мало того, что сам по себе этот анализ не дешев, так еще охотнику нужно потратиться на дорогу туда и обратно. Если же срок действия лицензии истек, а справки о прохождении ХТИ нет, продлить разрешение на оружие невозможно. По этой самой причине, чтобы не подпасть под действие соответствующей статьи уголовного кодекса за незаконное хранение и пользование оружием, некоторые охотники пошли на хитрость – заявили в полицию о потере своих ружей.
У многих других охотников, кто не представил своевременно нужную справку, оружие было изъято. По данным на начало декабря, в отделениях полиции скопилось более восьми тысяч единиц изъятого оружия.
В итоге на многочисленные обращения отреагировал врио главы республики Сергей Гапликов, который распорядился упростить процедуру прохождения химико-токсикологического исследования. Наконец, 23 ноября в минздраве Коми был подписан приказ об утверждении временного порядка проведения ХТИ на базе центральных районных больниц. Исследования решено проводить в два этапа. На первом этапе гражданин может обратиться в медицинскую организацию по месту жительства, сдать здесь анализ, который затем должен быть отправлен на исследование в такое медицинское учреждение, где есть необходимое оборудование. В республике такое оборудование есть в четырех городах – в Воркуте, Печоре, Ухте и Сыктывкаре. Если же результат анализа окажется сомнительным, биоматериал отправят на более углубленное исследование.
– В Коми изменения в Закон «Об оружии» затронули более 55 тысяч охотников, а вместе с сотрудниками ЧОПов и охранных предприятий нефтяных компаний, считай, и все сто тысяч, – говорит сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта, зампред Общественной палаты Павел Поташов.
Сам он тоже охотник, и когда узнал об изменениях, то немедленно написал обращение врио главы республики, предупредив о негативной реакции многих жителей отдаленной глубинки, для кого охота не блажь и досуг, а средство выживания.
Сейчас, когда приказ минздрава об упрощенной процедуре ХТИ действует уже три недели, далеко не во всех муниципалитетах эта работа налажена. В ходе селектора выяснилось, что подавляющее большинство центральных районных больниц заключили договоры с республиканским наркологическим диспансером в Сыктывкаре. Именно туда будут отправляться взятые пробы. Однако в большинстве случаев местные чиновники еще только раскачиваются – где-то до сих пор ждут поступления оборудования, необходимого для забора проб, где-то со дня на день только начнут брать анализы. В Усинске договор решили заключить с сыктывкарской судмедэкспертизой, поскольку, как им дали понять, в республиканском наркодиспансере ожидается большой наплыв заявок. В Вуктыле есть проблема с доставкой биоматериала – самолеты не летают, и придется отправлять пробы на ХТИ курьером.
В процессе обсуждения всплыла еще одна проблема – чем отдаленнее район, тем выше стоимость исследования. Как пояснила участникам круглого стола заместитель начальника отдела организации медицинской помощи взрослому населению минздрава Коми Елена Фатеева, 900 рублей стоят реагенты для анализа и еще 300 рублей само исследование. То есть себестоимость анализа по семи позициям ХТИ – 1200 рублей.
Однако в ЦРБ на местах включают в эту цену транспортные расходы, заморозку материала, его хранение, работу медперсонала. И получается, что, например, на Удоре за справку охотник должен заплатить 1837 рублей (сюда включены также платный осмотр окулиста и терапевта), в Княжпогосте – 1760 рублей, в Корткеросе – 1550, зато в более отдаленном от Сыктывкара, нежели Корткерос, Койгородском районе справка стоит всего 1320 рублей. Общественники попросили представителя минздрава разобраться в причине такого ценового разброса.
В Сосногорске местная ЦРБ заключила договор о проведении химико-токсикологических исследований с Ухтинской психиатрической больницей, где имеется необходимое оборудование. С учетом затрат на транспортировку справка стоит 1867 рублей. Поэтому охотникам Сосногорского района выгоднее сдавать анализ на наркотики непосредственно в Ухте, это на 300 рублей дешевле. Но ухтинское медучреждение в связи с большой загруженностью отказывается принимать сосногорцев.
Был задан ряд вопросов и правоохранителям. Например, общественники спросили, нельзя ли объявить мораторий для тех, кто не сумел вовремя справить документы и якобы потерял оружие. Но, как объяснил начальник центра лицензионно-разрешительной работы МВД республики Сергей Пономарев, за псевдоутрату оружия все равно придется понести наказание: за хранение и ношение нарезного оружия без разрешения предусмотрена уголовная ответственность и конфискация оружия.
– Если оружие «утонуло», значит, оно утонуло, – подытожил сказанное Павел Поташов.
По окончании встречи, отвечая на вопросы журналистов, он отметил:
– Самая главная проблема – в минздраве. К сожалению, несмотря на то что приказ есть, он пока не работает: там не согласовали, там не подписали и так далее. Думаю, для нового министра здравоохранения Коми это будет неким откровением: несмотря на торжественные рапорты, люди с мест говорят, что не все в порядке. Приказ по распоряжению Сергея Гапликова был издан для того, чтобы люди не ехали за тридевять земель, а сдавали пробы на местах. Упрощение должно привести к тому, чтобы человек в своем районе сдал анализ, через неделю получил результат, пошел в полицию, сдал документы и продлил разрешение на пользование оружием.
По словам общественника, пока эта схема не работает. И это только по первому этапу.
– Бывает ведь как: человек заявил, что принимает лекарство, результат его анализов на наркотики оказался положительным, и пришлось охотнику ехать в Сыктывкар на более углубленное исследование, которое в свою очередь показало отрицательный результат. Спрашивается, кто возместит понесенные гражданином убытки – на анализы и дорогу туда и обратно? – задал риторический вопрос общественник. – Поэтому законодатели, готовя тот или иной закон, прежде должны спросить мнение у населения. Нынешние изменения в Законе «Об оружии» наркоманов не выявят, а вот протестные настроения уже возбудили.
Галина Владис
Фото tvoytrofey.ru
Оставьте первый комментарий для "Приговор анализам"