В Сыктывкаре определили победителя научного слэма
В воскресенье в ЦДК «Октябрь» прошел третий научный слэм. Интеллектуальная битва собрала пятерых молодых ученых из разных сфер: экологии, геологии, биологии, химии и искусствоведения.
Научный слэм появился в Сыктывкаре в марте прошлого года. Тогда новшество было воспринято с радостью, но не все оказались готовы к такому формату. На третий слэм зрители шли уже с точным пониманием того, что их ждет: интеллектуальный юмор, легкие разговоры о сложном и настоящее соперничество высоких умов и материй.
В научной битве участвует пять ученых, которые в течение 10-12 минут должны представить собравшимся свое исследование. Главная сложность состоит в том, чтобы не усыпить зал, а, наоборот, заинтересовать и увлечь. Именно это и есть главная цель научного слэма – популяризировать науку в массы, особенно среди молодежи через смех и радость от познания.
За небольшую историю существования научного слэма в Сыктывкаре Коми успела уже обзавестись тремя победителями. Максим Ковалев, победитель второго слэма, вернулся для того, чтобы передать главный приз конкурса – боксерские перчатки – новому чемпиону. Михаил Голодков не был победителем официальных слэмов, но взял первенство на соревновании между Ухтой и Сыктывкаром на форуме «Инноватика: Крохаль». Третьей главной фигурой научной битвы стала Александра Исакова, ставшая чемпионом первого всероссийского слэма, который недавно прошел в Самаре.
Сводки с ртутного фронта
На прошлых слэмах участники активно использовали все подручные способы, чтобы сделать свое выступление запоминающимся, даже пели песни. В этот раз таких экстравагантных представлений не было, и докладная форма ученых строилась на юморе, интонациях речи, фоновой презентации и использовании наглядных примеров.
Первым на сцену поднялся эколог, химик и почвовед Роман Василевич с темой «Ртуть: сводки с невидимого фронта». Как будто создавая праздничное настроение, он появился с искусственной елкой, которая, как позже выяснилось, оказалась необычным наглядным пособием. Свой «доклад» он начал с личной истории: будучи школьником, Роман разбил несколько термометров и устроил своим одноклассникам внеочередные каникулы. На ярких примерах из литературы и кино он показывал и доказывал собравшимся, как негативно ртуть влияет на человеческий организм, где ее скоплений больше всего на территории республики и как определить ее уровень в организме. Без научных терминов Роман не смог обойтись, но даже их он обыграл, протараторив так быстро, что даже ученый не смог бы разобрать части, поэтому пришлось пояснить спокойнее и на более доступном языке.
Такая серьезная и актуальная тема, как влияние химии на человека, должна была сразу заинтересовать зал, потому что каждый из присутствовавших так или иначе контактировал с ртутными веществами, но завоевал публику все же искрометный юмор и самоирония Романа.
После завершения выступления залу давалась возможность задать уточняющие вопросы: они относились как к науке, так и уходили за рамки. Так одна из присутствовавших спросила, можно ли безопасно повторить его первый опыт знакомства с ртутью – разбить в школе. Этот провокационный вопрос остался без ответа, но, безусловно, поднял настроение переволновавшимся участникам. За лучший заданный вопрос зрителям полагался подарок, поэтому после некоторых выступлений возникали целые дискуссии. Интерактив также поддерживался за «столикам ученых», где уже лично, один на один, все могли побеседовать с участниками.
Коми барьерный риф
Второй слэмер – геолог Евгений Пономаренко на самом деле смог удивить и порадовать публику. Мало кто знает, что много миллионов лет назад территория Коми была покрыта морем, а настоящие коралловые рифы проходили от Урала до Китая. Сопровождал свое представление Евгений опять же юмором об изменчивых, как девушки, рифах. В подробном экскурсе в структуру рифовых организмов он сравнил их строение с государством, отметив, что даже у них есть свой «диктаторский коралловый режим» и «оппозиция». Картину делали полноценной смешные фотоколлажи рифов, требующих восстания, и снимки непосредственно с полевой работы. Выступление Евгения все же больше запомнилось красочными историями о сложностях профессии геолога, чем его личным исследованием.
– Не надо мне завидовать: я не был ни на Карибах, ни на Багамах, ни в Австралии. Я, как и все наши геологи, каждое лето кормлю комаров на Урале. Мы едем на Урал, отсыпаемся, кушаем и очень хотим обратно домой. Когда это надоедает, мы идем изучать рифы, – рассказал Евгений.
Возможно, смешные элементы сделали это выступление одним из лучших на научном слэме, но они же и подвели выступающего, затмив куда более ответственную часть – рассказ о важности исследования рифов для промышленности. По словам самого Евгения Пономаренко, их можно использовать для выявления нефти и газа.
Главное оружие любого слэмера – это юмор. Именно он делает науку доступной и привлекательной. Но, помня только о шутках, слэмеры отрезают себя от других не менее интересных форм. Как рассказала Александра Исакова, в интеллектуальной борьбе можно применить и другие средства.
– Можно войти в какой-то образ, не выступать от своего лица, а надеть маску – смешного человека, лиричного или недотепы, – пояснила Александра Исакова.
Планктон-супергерой
Слэмеров всегда отличал новый взгляд на стоящие перед ними научные проблемы. Так биолог Елена Кочанова сравнила планктон с супергероями. Обычно под планктоном имеют в виду нечто незначительное, лишнее и неважное, и употребление этого эпитета по отношению к человеку оскорбляет. Совсем другого мнения придерживается Елена, занимающаяся гидробиологией. В своих исследованиях она нередко сталкивается с удивительными способностями своих объектов.
Вот Человек-паук, он с некой периодичностью спасает свой город и людей, в нем находящихся, отметила в своем выступлении Елена. Тем временем океанический планктон выделяет более 50 процентов кислорода, что в 2,5 раза больше, чем тропические леса, и спасает все человечество, поставляя нам воздух, которым мы дышим, одновременно фильтруя воду.
Рассмотрев каждый отдельный элемент супергеройской жизни – костюм и сверхспособности – на планктоне, Елена очень логично подвела слушателей к мысли о том, что самые мелкие представители фауны являются частью большой экосистемы всей планеты, а исследования рачков вносят значительный вклад в науку.
Правильные куклы
Если первые три выступления явно давали представление о большой науке, мало кому доступной, то выступление Лидии Поповой пришлось по вкусу абсолютно всем, в том числе и присутствовавшим на слэме детям. Впервые на интеллектуальной битве заговорил искусствовед, подняв вопрос правильности современных кукол.
Лидия Попова сейчас занята исследованиями кукол: какие они были, какими являются сейчас и как эти привычные вещи развивают наш взгляд на мир. Кукла, по мнению искусствоведов, формирует у ребенка первоначальный образ человека. Сначала Лидия погрузила слушателей в процесс изучения игрушек – поездки по деревням, интервью со старожилами и конструирование моделей по образцам музеев. Всем этим занимаются с одной целью: сравнить куклы народов Коми и других регионов страны и выявить особенности первой. По печальному заявлению Лидии, она не нашла ничего.
– Структура куклы нашей такая же, как структура куклы вологодской или архангельской, – заметила слэмер. – Такую же куклу можно встретить в других регионах: в Татарстане, Ярославской, Курской областях, Мордовии.
Объясняется это общими традициями и единым культурным наследием. Первоначальные выводы не заставили Лидию отойти от исследований, теперь она обратилась к влиянию куклы на сознание. Игрушки дают людям, в первую очередь детям, представление об идеалах красоты, которые редко совпадают с реально существующими, а некоторые образы выходят за рамки приемлемого, как «куклы с гробиками».
Когда после выступления Лидию спросили, какую куклу она бы создала сама, девушка отдала предпочтение тряпичным.
– В теле куклы должна быть разная набивка: это и твердые, и мягкие материалы. Но кукла обязательно должна быть тряпичной, потому что текстиль вызывает тепло и уют. Кукла должна быть многофункциональной: уметь и сидеть, и стоять. Для маленьких детей я бы запустила в производство лоскутные мячики, – заявила Лидия.
Титанический труд
Завершал научный слэм геолог и физик Алексей Понарядов, который занимается изучением титана и нанотехнологий. По утверждению слэмера, в Коми хранится до 50 процентов всего русского титанового фонда. Он до сих пор не разработан полностью из-за сложностей доступа и добычи минерала.
В отличие от всех остальных выступавших Алексей не пытался избегать терминов и умело их объяснял, наглядно демонстрируя на слайдах то или иное значение. Тем не менее именно на слэмовский, легкий доклад выступление было похоже мало, зато стало бы отличным бизнес-проектом для крупной компании. Нанотрубки, которые добываются из титана, на самом деле активно можно использовать в промышленности, например, для очистки воды. Но представители бизнеса о себе не заявляли, поэтому пока Алексея поддержали только слушатели.
Победителя третьего научного слэма определяли тайным голосованием. По его итогам боксерские перчатки чемпиона всей науки достались Елене Кочановой и ее планктонам-супергероям.
– Я готовилась кропотливо, долго и тщательно, – после награждения поделилась Елена. – В какой-то день мне пришло четкое понимание того, что я должна рассказывать, потому что это накопилось с годами работы. Все сложилось естественно. Планктон на самом деле имеет суперспособности, в которые сложно поверить. Параллель с супергероями для наглядности: они – выдуманные, а мои – настоящие.
Организатор научного слэма Зоя Канина отметила, что подготовка была очень долгой, но веселой. Основной проблемой стали сложности некоторых участников, связанные с юмором.
Если на втором научном слэме у нас было три КВНщика, которые приходили с текстами в духе КВН, то сейчас таких не было, поделилась мнением Зоя Канина. У нас были настоящие ученые, с которыми нужно было по нескольку раз перерабатывать текст, убирать «очень важные схемы». С ними на самом деле интересно работать, потому что у них несколько по-другому выстроено мышление. Мы не просто репетировали, мы иногда разговаривали по три часа просто так. У нашего слэма есть своя специфика. Мне кажется, что он у нас душевный, человеческий. Я всегда стараюсь создавать такую атмосферу, чтобы и зрители, и участники чувствовали, что их здесь ждут, что им здесь рады. Я все делаю, чтобы люди влюблялись в науку.
После научного слэма Зоя Канина готовит еще несколько научно-познавательных проектов, но суть их пока держит в секрете.
Елизавета Морохина
Фото Ивана Федосеева
Оставьте первый комментарий для "О высоких материях с юмором"