Наталья Овсянникова проводит занятия по кулинарии вслепую
Сыктывкарка Наталья Овсянникова потеряла зрение 25 лет назад. За эти годы она неоднократно обращалась к руководству республиканского общества слепых с просьбой дать ей хоть какую-то работу, лишь бы не чувствовать себя совсем выброшенной за борт. Но ей отказывали, объясняя это тем, что единственное предприятие, где трудятся незрячие люди, находится на грани банкротства. Помочь трудоустроиться женщине помогли в сыктывкарском центре занятости.
Судьба этой женщины может служить примером для отчаявшихся и потерявших надежду людей. Будучи тотально слепой, она решилась оставить родительский дом, уехать из родного поселка в город и там училась самостоятельно жить и преодолевать трудности, которые и зрячему могли бы показаться серьезными. Наталья Овсянникова – уроженка Усть-Вымского района. До 1991 года жила в поселке Жешарт, работала санитаркой в местной больнице. Уже тогда она была инвалидом второй группы по зрению. Но в результате неправильно проведенного лечения зрение стало еще больше ухудшаться. В Москве, куда ее направили на обследование, врачи сказали, что исправить уже ничего нельзя.
– Конечно, была паника, депрессия, жить не хотелось. Боялась всего, особенно прикоснуться к горячему, наливать кипяток или зажигать плиту, – вспоминает женщина. Еще во время лечения в Москве Наталья Овсянникова подружилась с женщиной из Коми республиканского отделения Российского Красного Креста, которая сопровождала ее в поездке. Она и познакомила ее со слепым мужчиной из Сыктывкара, к которому Наталья уехала. Спутник жизни научил ее всему, чему научился сам, живя без зрения.
– Он научил меня ориентироваться на улице, потому что сам проходил реабилитацию в Волоколамске, где для слепых преподают основы выживания в быту, обучают профессиям. Кроме того, научил, как подходить к плите, наливать кипяток. Буквально брал меня за руку и выполнял какие-то действия моей рукой. К нам приходила соцработник, но по дому она ничего не делала, потому что мы справлялись сами. Она только коммунальные счета оплачивала, а мать мужа ходила в магазин и покупала нам продукты, – рассказала «Республике» Наталья. Прожили они недолго. Гражданский муж страдал рассеянным склерозом и через год умер в больнице. Квартира, в которой они жили, в свое время была выдана обществом слепых, и, поскольку законной женой умершему Наталья не являлась, квартиру ее попросили освободить. На улице была зима, 25-градусный мороз, идти было некуда.
– Я же не думала, что такое случится. Смерть наступила неожиданно, организм так отреагировал на введенный через капельницу препарат, – объясняет женщина. – К тому же я была молодая и совершенно не думала о том, что надо бы расписаться, а то вдруг чего случится. Он мне предлагал выйти за него замуж и прописать собирался, но не успел. На какое-то время ее приютил престарелый сосед по подъезду, а потом позвала к себе жить еще одна сердобольная соседка – мать ее нынешнего мужа. У них женщина живет и по сей день. По словам Натальи, ей всегда хотелось работать. Все-таки работа дает хоть какое-то ощущение востребованности, общение с людьми, дисциплинирует в конце концов, не дает расслабляться. Как говорит Наталья, она «еще до кризиса» подходила к руководству предприятия по производству щеток, в котором работали незрячие. Однако ей все время отказывали, объясняя, что на рынке сбыта предприятие уже неконкурентоспособно и даже имеющимся работникам сложно выплачивать зарплату. На вопрос, чем бы Наталья могла заниматься, что она может делать, женщина рассказала, что могла бы, к примеру, выполнять работу диспетчера, отвечать на звонки.
– В Сыктывкарском обществе инвалидов я помогала нашему групоргу, обзванивала людей, поздравляла их с праздником, приглашала на мероприятия. На мобильном телефоне у меня стоит озвучка, а на стационарном я просто считаю кнопочки, – говорит она.О том, что можно попытать счастья в службе занятости, ей рассказала знакомая девушка из общества слепых. По словам Натальи, эта новость ее изумила. Ей и в голову не приходило, что ее с первой группой инвалидности вообще могут где-то трудоустроить, кроме как на специализированном предприятии для незрячих. В центре занятости, куда женщина пришла год назад, она так и заявила: «Лишь бы только мне предоставили какую-нибудь работу, а я сразу готова приступить». Ей пообещали, что будут что-нибудь поды-
скивать. Пока она числилась безработной, ей платили пособие по безработице. А недавно из центра занятости позвонили и предложили временно поработать специалистом по реабилитации в обществе слепых. Подписывать документы нужно было только в присутствии зрячего родственника. Наталья пришла в центр занятости с мужем и, по ее словам, без раздумий подписала согласие на работу в качестве специалиста по реабилитации в обществе слепых.
– Я, конечно, крайне была удивлена тем, что в обществе слепых мне предоставляют какую-то работу, но даже ничего уточнять не стала, боялась, чтобы не передумали. В тот же день в сопровождении мужа пришла к руководителю республиканского общества слепых Александру Верховоду и спрашиваю: «Что хоть я за специалист? Кого буду реабилитировать?» – смеется женщина. – А он мне отвечает: «А ты что, не согласна?» Какое там не согласна, если я уже и согласие свое дала, и подписалась под ним! Александр Михайлович мне и говорит: «Будешь обучать незрячих кулинарному мастерству и самообслуживанию».Сейчас Наталья учит незрячих людей чистить и резать картошку, овощи, готовить первые и вторые блюда. По ходу дела прививает им и навыки самообслуживания. День у нее ненормированный, занятия проходят по расписанию. Обычно деньги на продукты собирают со всех обучающихся, продукты Наталья покупает сама. Эта работа для Натальи не в новинку, какое-то время на добровольных началах, без всякой оплаты, она вела кулинарный кружок. А потом отказалась его вести.
– Я вслепую их обучала, хотела, чтобы и они научились готовить самостоятельно, а многие приходили с мамами или соцработниками, и те им помогали. Но это же нечестно, это баловство, а не обучение. Зачем впустую время тратить? – объясняет Наталья свой отказ.На работу Наталья добирается со своей собакой-проводником по кличке Уссури. Уссури – верный ее друг уже целых 11 лет. Без преувеличения, на улице это ее глаза. С собакой Наталья даже ходит на занятия по физподготовке в физкультурный диспансер. Пока хозяйка занимается в зале, Уссури терпеливо ожидает ее в раздевалке, где ее уже знают гардеробщики.
– Мы с ней уже больше двадцати маршрутов по городу освоили, – говорит Наталья. – Я с ней везде хожу, потому что с собакой-проводником только в театр нельзя, а так ее везде пускают.
К сожалению, работа у Натальи временная. Что будет после Нового года, останется это рабочее место за ней или нет, она не знает. Но в любом случае теперь она уже знает, что службой занятости для инвалидов разработаны специальные программы и государство выделяет немалые деньги на создание рабочих мест для них, а значит, есть надежда, что хоть какая-то работа будет.
Как пояснила «Республике» директор сыктывкарского центра занятости Ирина Рыбина, Наталья Овсянникова трудоустроена временно в рамках программы «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Программа была разработана для выравнивания ситуации на рынке труда в условиях экономического кризиса. Она предусматривает несколько направлений. Это временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Еще одно направление – это опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Программой предусмотрена и такая мера, как социальная занятость инвалидов, включающая сохранение рабочих мест, на которых они работают, а также создание рабочих мест для их трудоустройства на некоммерческих предприятиях. Например, социальная занятость может быть востребована муниципальными органами управления и муниципальными учреждениями при выполнении каких-то социальных заказов. Это может быть формирование праздничных подарков, гуманитарной помощи, изготовление художественных поделок, участие в организации культурных, спортивных и общественных мероприятий и т.д. Деятельность, которой занимается Наталья Овсянникова, как раз является социальной занятостью.
– В рамках этой программы мы в Сыктывкаре трудоустроили 38 инвалидов, – рассказала Ирина Рыбина. – Еще пятерым благодаря этой же программе удалось сохранить рабочее место на предприятии «Мастер», где незрячие делают щетки и лотки для хлебобулочных изделий. Сейчас предприятие терпит большие убытки, и эти люди могли быть уволены. Одно нас беспокоит: программа рассчитана на пять месяцев, а федеральные деньги на ее реализацию пришли поздно и освоить их до нового года не представляется возможным. Мы очень надеемся, что в российском правительстве что-то придумают, и в следующем году программа будет продолжена.
Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА,
7×7-journal.ru
Оставьте первый комментарий для "С собакой – на уроки домоводства"