Николай Гордеев: «ГТО – это «сканер» для населения»

Подписав закон о возрождении спортивного комплекса ГТО, президент России Владимир Путин дал четкий вектор развитию страны. Закон вводит понятие комплекса «Готов к труду и обороне» и определяет полномочия по его реализации. В его основе – здоровая и крепкая нация, способная противостоять любым угрозам современности. Сейчас идет подготовительный этап к полномасштабной реализации этого амбициозного проекта, и в полную силу он должен заработать в 2017 году. В республике уже действует центр приема нормативов, назначен и посол ГТО в Коми. Им стал директор регионального Центра спортивной подготовки сборных команд (ЦСПСК) Николай Гордеев. Корреспонденту газеты директор ЦСПСК рассказал о том, насколько важным был этот шаг, и оценил его перспективы.

IMG_0491

– Как восприняли новость о том, что вас выбрали послом ГТО?
– Воспринял положительно. Понимаю, что это звание и предназначение очень почетно, но оно и ко многому обязывает. Я теперь должен своим личным примером показывать то, в какой спортивной форме должен быть человек в моей возрастной категории. Иначе буду как врач-диетолог, который весит 120 килограммов и советует, на какую диету кому сесть. Своими знаниями, своим примером я должен влиять на население, общаться с людьми, и я уже это делаю. Вообще, таких людей, которые должны нести эту миссию, должно быть больше. У нас есть очень много авторитетных личностей, которые доказали, что они многого добились, в том числе и в спорте. Поэтому их личный пример будет влиять на население. Круг таких людей должен быть значительным.
– Каков график тренировок посла ГТО?
– Система моих тренировок выстроена годами, для меня во всех нормах ничего сверхъестественного нет, и без них держал и держу себя в форме. Многие уже выполнял, и мне это дается легко. Это, наверное, благодаря тому, что всю жизнь я в спорте: и в футбол играю, и хоккеем с мячом с недавних пор стал заниматься. Ну а на лыжах сам бог велел – в выходные это мое.
– Хоккеем с мячом начали заниматься?
– Да, у нас команда ветеранов. Очень много в этом плане делает великий энтузиаст Александр Прокопьевич Плосков, один из столпов хоккея с мячом в республике. Он собрал вокруг себя многих бывших хоккеистов. Это порядка сорока человек. Люди постоянно собираются, и я тоже присоединился к этой бригаде, хотя до этого никогда не занимался хоккеем с мячом, играл в «шайбу».
– А с какой частотой проходят тренировки?
– Три раза в неделю. Я стараюсь один-два раза ходить по вечерам.
– Интересно, а как вы начинали заниматься хоккеем?
– Я родом из-под Ярославля, а там, как известно, хоккей с шайбой на очень высоком уровне. Играл за школьную команду, и на турнире «Золотая шайба» меня заметили, пригласили в центр подготовки ЦСКА в Москву. У меня были большие перспективы в хоккее, но в конечном итоге я выбрал лыжные гонки и «добегался» до кандидата в мастера спорта.
– А на какой позиции играли?
– Левый нападающий, и центрального играл.
– Хоккей с мячом быстро освоили?
– Не могу сказать, что это простая игра. Она имеет свою специфику, но, естественно, имея за плечами опыт занятий «шайбой», освоил быстро. Игра очень интересная, тем более мы играем не на всем поле, а на половинке, на трети, и нам этого вполне достаточно. Играем семь на семь, восемь на восемь.
– На ваш взгляд, насколько было правильным решение вернуть комплекс ГТО из советского прошлого?
– Это очень важно, и, как мне кажется, это далеко не только политическое решение. Оно отвечает, как говорится, той злобе дня, которая встает перед нами повсеместно. Суть в том, что если собрать все составляющие воедино, то становится очевидным то, что каждый человек должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет ему современная жизнь. Главное требование – это, естественно, решать проблемы, которые стоят перед каждым членом общества. Конечно, это требует больших физических нагрузок. Хотим мы этого или не хотим. Любой человек должен быть конкурентоспособным.Многие считают, что академик или ученый может быть физически слабым. Я в корне не согласен с таким мнением. Для того чтобы понимать и решать тайны мироздания, надо в том числе долго и упорно работать, а если работа занимает длительное время, то как раз в таком случае и должна быть физическая подготовленность. Так вот, исходя из этого нормы ГТО – это как раз универсальный инструмент, своего рода сканер, который дает возможность каждому человеку в меру его понимания четко себя настраивать: насколько я в данный момент соответствую вот этим нормам и требованиям. На моей памяти это уже далеко не первая попытка возрождения комплекса, которая в очередной раз поднимается на уровне государства.Нормы не просто так берутся из воздуха: пробежать на лыжах столько-то или подтянуться столько-то. Это та норма, которая как раз научно выверена и говорит о том, что при выполнении данного норматива организм соответствует тем качествам, которые должны быть у человека в период прохождения того или иного отрезка жизненного пути, то есть в шестьдесят лет – это одно, в тридцать – другое. Кто занимает активную жизненную позицию, этот инструмент возьмет себе на вооружение и будет использовать в полную силу, а тот, кто скептически относится, называет это лажей, мол, я и так здоровый, рано или поздно об этом пожалеет. Я смею вас заверить из своего жизненного опыта, что эта бравада всегда оборачивается боком. Я читал и слышал различные точки зрения. Есть даже мнение, что человеку, чтобы долго жить, надо с рождения завернуться в саван и лежать в нем, не тратя жизненную энергию, дожидаясь сказочного преображения, но это уже полный абсурд, край абсурда. Человек живет движением, и это движение дает ему силы активно влиять на окружающую его среду, где бы он ни работал: в металлургии, в науке, в медицине, в педагогике. Это как раз та главная нить, которая нас связывает. И если человек все это выполняет, то ему, уверен, будет с руки решить все проблемы, все жизненные коллизии, которые он преодолевает по жизни.
– Вы уже сказали, что три-четыре раза на вашей памяти комплекс пытались возродить. Сейчас, как вы думаете, он приживется в современной России?
– Помню, какие у нас были дебаты с коллегами из различных субъектов России, еще когда только зарождалась идея вернуться к ГТО. Так вот, главным пожеланием руководителей было уйти от приписок и заорганизованности. Это основные проблемы. Мы должны четко понимать, что сдача норм ГТО – это прежде всего работа конкретного человека с конкретной задачей, и только в этом случае комплекс приживется. Как только мы будем загонять всех, как в стойло, создавать видимость какой-то активности, тут же мы потеряем первооснову значения всего этого. Пусть будет мало, но будет качественно. Тогда знак ГТО будет реальным показателем активности человека. Создав некие процентные показатели, которые будут спущены на территорию, на конкретный коллектив, конкретную школу, мы влетим в ту самую ошибку, в которую влетали во все предыдущие разы. Я знаю, что сейчас опять слышны призывы наших функционеров, которые занимаются в том числе и вопросами ГТО, что надо создать некие соцсоревнования среди субъектов РФ, среди отдельных трудовых коллективов и учебных заведений. Опять присоединить это к каким-то соревнованиям. Как только это появится, могу сразу сказать, что это вернет нас к тому периоду, который мы проходили, и мы знаем, чем это закончится.
– Насколько важны такие меры, как дополнительные баллы к ЕГЭ за золотой знак? Как стимулировать трудовые коллективы, коммерческие организации?
– В прессе и в электронных СМИ развернулась очень обширная дискуссия на предмет того, зачем нужны все эти преференции. В России в последнее время потеряна мода на здоровый образ жизни, ведь никто не загоняет западного человека следить за своим здоровьем, его заставляет жизнь, определенные жизненные ситуации, потому что рынок труда беспощаден. При прочих равных условиях если человек слабый, то ни одна самая сильная медицина не поможет, и его просто выкинут с этого рынка. У нас пока многие мыслят старыми мерками, думая, ну поболею я где-то лишний раз, получу больничные. К чему я об этом говорю? К тому, что в дальнейшем мы все равно этого лишимся. Мы придем к западному стандарту, и человек, думающий о больничных, окажется не у дел. Но на первоначальном этапе эти преференции нужны. В дальнейшем мы должны прийти к тому, что каждый член общества будет нести персональную ответственность за свое здоровье. Если, скажем, какому-нибудь гениальному пианисту дано в руки знамя таланта, то он должен нести его, отдавать людям то, что ему дано, и быть ответственным за свое здоровье.
– Владимир Путин сейчас активно взялся за продвижение спорта: ГТО, «Матч ТВ». Это все, вероятно, связано с увеличением массовости. Каким, по вашему мнению, должен стать следующий шаг?
– Самое главное то, чего мы не делаем, – мы не готовим кадры, которые работают в этой сфере.
– Насколько остро стоит проблема?
– Приведу для примера цифры по медицине. Нехватка кадров в целом по республике 56 процентов, если брать районы, то там еще больше, ведь за счет Сыктывкара мы общий процент поднимаем. Если, условно говоря, взять Усть-Кулом или еще какой-то муниципалитет, то там эта цифра до 70 процентов и более доходит. У нас, к сожалению, дефицит формируется не за счет норматива на тысячу или на десять тысяч населения. Об этом сейчас никто не вспоминает, потому что если эти цифры обнародовать, то многие удивятся, на какой стадии пращи и набедренной повязки мы находимся с точки зрения научно обоснованных цифр. Обеспеченность специалистами – производная от наличия материально-технической базы. Я имею в виду саму заполняемость кадрами спортобъектов, а норматив идет от численности населения. Поэтому получается разрыв.
– Если говорить о ЦСПСК, то здесь есть эта проблема?
– Настолько остро она здесь не стоит по очень простой причине: сюда приходят тренеры не со студенческой скамьи, а уже заявившие о себе специалисты, и выбирать со всей республики нам проще. Дефицит на уровне ДЮСШ, центров дополнительного образования и других учреждений. Да, мы сделали определенный целевой заказ на подготовку кадров в вузах, и они через два-три года появятся, но это по большому счету не решит проблему. Решать ее надо более глобальными мерами.
– Вспомните, как сдавали нормы ГТО в союзное время?
– Основная работа была, естественно, организована административным путем. Что касается учебных заведений – там другого пути быть и не может. Была та проблема, о которой я уже говорил: тот самый соревновательный элемент, который рождал «нарисованные» цифры. Говорили, мол, речной порт – количество значкистов ГТО – 15 процентов, а в это же время в аэропорту – пять. Тут же давалась нахлобучка, и в аэропорту становилось двадцать. Откуда? Тот, кто не сдал, приходил и просто получал эти нормы в ведомость. Куда после этого значок девался? Выкидывался в ведро, и все – обесценивался. Главное, что должно быть у взрослого населения, – понимание того, что это нужно только тебе, а не твоему начальнику. Начальник оценит тебя не на основании того, как ты сдавал нормы ГТО, а как ты не ходил на больничные, как эффективно работал.
– Недавно на стадионе имени Раисы Сметаниной (входит в структуру ЦСПСК – авт.) прошел флешмоб «ГТО сдан!». Что еще есть в ваших планах?
– На наш центр возлагается задача по приему нормативов по лыжным гонкам. Сейчас мы работаем больше на пропаганду. Если говорить о механизме или алгоритме комплекса, то реальная сдача начнется с 2017 года, а сейчас идет прикидочное тестирование: как население справляется. Либо нормы слишком сложные, или они, наоборот, очень легкие. Проверяются все механизмы. Это все сделано для того, чтобы минимизировать влияние стороннего человека на результат. Во-первых, повышается ответственность за правила приема ГТО, потому что будет соответствующее инспектирование именно порядка сдачи. Отработкой этих механизмов, привлекая трудовые коллективы и учебные заведения, мы будем заниматься в течение 2016 года. Но массовых сдач я не ожидаю до 2017 года. Сейчас все будет проходить в режиме тестирования.Моей задачей сейчас будет ездить по республике и помогать локальным центрам ГТО, которые находятся в райцентрах, помогать и объяснять, какие организационные меры нужно предпринимать, как оценивать сделанное и т.д.
– Вы говорили, что с такими мероприятиями, как флешмоб «ГТО сдан!», надо выходить за пределы Сыктывкара. Как вы это видите?
– Здесь большая роль отводится оператору ГТО в республике. Поэтому работа должна быть четко отработана. У нас в республике в принципе приняты все нормативные документы, необходимые для этой деятельности. Надо более оперативно раскрутить ситуацию, особенно в зимний период. Для республики это, я считаю, наиболее благоприятное время, когда мы можем процентов шестьдесят норм провести, провести тестирование среди максимального количества людей. Поэтому надо запланировать очень много выездов в муниципалитеты. К сожалению, мы столкнулись опять с такой проблемой: задачу поставили, но материально никак не подкрепили возможности ее решения. Сейчас начнутся своего рода пиар-акции, когда появятся баннеры, например, с моим изображением. Люди посмотрят и подумают: раз он там, значит, я тоже должен быть там. Наша задача вызвать личный интерес граждан всеми возможными способами. Наглядным и личным общением, да и всей массой давления, в том числе и с помощью СМИ.
– В начале года вы только вникали в работу в должности директора ЦСПСК. Тогда вы говорили об оптимизации, о том, что центр – это сложный механизм, который нуждается в тщательной настройке. Основные настройки уже сделали?
– Часть решений, которые мы планировали, сделали, часть в стадии решения, часть ожидает своей очереди. Сделали оптимизацию в штатном расписании, чтобы увеличить интенсивность отдачи каждого работника, структурно поменялись. Недавно получили соответствующую оценку нашей деятельности, выиграв во всероссийском конкурсе Программы «100 лучших товаров России» 2015 года и в республиканском конкурсе «Лучшие товары и услуги Республики Коми» 2015 года. На конкурсы выставляли услугу республиканского лыжного комплекса имени Сметаниной. Москва посмотрела и сказала, что мы находимся на переднем крае. Но я бы покривил душой, если бы сказал, что у нас совсем проблем нет и мы тут в шоколаде. Проблем более чем достаточно, но сейчас поднимать я бы их не хотел. В ближайшем будущем надеюсь, что с руководством республики у нас состоится разговор, чтобы акцентировать внимание на этих проблемах.Надо понимать, что центр – это учреждение элитное, это лицо нашей республики. Все время, пока шла так называемая оптимизация, уменьшалась бюджетная составляющая содержания нашего учреждения. Я бы очень удивился, если бы, скажем, в драмтеатре на сцену вышли бы артисты в старых, видевших века костюмах. Не могу сказать, что у нас спортсмены в обветшалом, но многого нам не хватает. Лицо надо сохранять. При всем при этом мы ввели раннее оснежение, приобрели два ратрака, строим новый спортзал. Думаете, нам хоть копейку финансирования добавили? Нет. Нам говорят: ребята, зарабатывайте! Думаете, нормальный хозяин будет резать курочку, которая несет золотые яйца? Нам иногда приходится это яйцо колоть и куда-то вкидывать в целом в ущерб делу и результату. И в конце концов лицо получается с оспинками. Я прекрасно понимаю экономическую ситуацию в республике, я не в космосе летаю, но надо, чтобы и там понимали.Оптимизма мы не теряем, развиваемся. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех читателей на праздник открытия любительского зимнего сезона к нам на стадион имени Раисы Сметаниной, который пройдет шестого декабря с 12.00 до 13.00 на площадке вблизи горки, откуда катаются на ватрушках. Там состоится веселый праздник для детей, молодежи, мам, пап, бабушек и дедушек. В программе праздника веселые конкурсы, загадки, игры и даже танцы. Победителям в конкурсах будут вручены подарочные сертификаты на пользование тюбингом (ватрушкой) или лыжами. Таких праздников в дальнейшем планируется все больше и больше.
Ярослав СЕВРУК
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА, Кирилла ЗАТРУТИНА

ГТО

IMG_0568

Оставьте первый комментарий для "Николай Гордеев: «ГТО – это «сканер» для населения»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.