В кромешной темноте

Инструктор по реабилитации Сергей Палкин помогает таким же, как он, незрячим людям максимально обходиться без чужой помощи

Когда несколько месяцев назад сыктывкарец Сергей Палкин пришел в городской центр занятости, он совершенно не верил, что ему, незрячему человеку, могут подобрать какую-то работу. Встать на учет в ЦЗН ему предложила жена Елена, и Сергей уступил ее просьбе, не желая обижать любимую женщину. Каково же было его удивление, когда спустя недолгое время ему позвонили и сообщили, что, если он желает, может приступить к работе инструктором по реабилитации слепых и слабовидящих.

IMG_1895

В Сыктывкар Сергей приехал восемь месяцев назад из далекой астраханской деревни, где родился и прожил всю сознательную жизнь. На вопрос, как он в одиночку решился на столь трудное путешествие с пересадкой в Москве, Сергей отвечает: «Я сам был в шоке, что смог это сделать. Но меня вела любовь». Именно эта неодолимая сила помогла ему не только доехать до Москвы, но там еще перебраться с одного вокзала на другой и благополучно выйти в Сыктывкаре, где его встречала Елена в сопровождении своих родителей.О том, что привело его к полной слепоте, Сергей говорит скупо: «Одна травма, другая травма, все это привело к атрофии зрительных нервов. Поздно обратился, надо было раньше. Никакие самые современные операции у лучших глазных хирургов не помогли». Девятый класс оканчивал на индивидуальном обучении, потому что с доски уже ничего не видел. К 15 годам зрение совсем пропало. Поначалу юноша впал в депрессию. Но мудрые родители не позволили ему погрузиться в отчаяние, заставляли его, как и прежде, делать какие-то дела по дому, понимая, что все равно парню придется как-то приспосабливаться к жизни в полной темноте. И он приспособился так, что иной зрячий не обладает такими умениями и такой смелостью жить и браться за любую работу. Еще в детстве Сергей успел пристраститься к технике, с удовольствием возился в гараже, разбирал-собирал мотоцикл и даже трактор. После того как потерял зрение, свое хобби не оставил. Он и сейчас легко может разобрать и собрать двигатель автомобиля, отремонтировать бытовую технику, провести проводку.
– Ребята только паять мне помогали, остальное я все сам делал. Когда требовалось провести в доме проводку или что-то починить, соседи в деревне всегда ко мне обращались, – говорит Сергей.
Со своей будущей женой Еленой он познакомился в Волоколамске, в реабилитационном центре для слепых и слабовидящих, где потерявших зрение учат грамоте, простейшим домашним работам – стирать, делать уборку, шить, вязать, обучают различным ремеслам. Сергей приехал туда получать профессию сапожника.
– Хорошо, что есть такой центр, – говорит он. – Потому что это огромная поддержка для слепых. К тому же именно там, где много молодых, приехавших со всей страны, зачастую происходят судьбоносные встречи.На вопрос, как он выбирал себе жену, не видя ее, если мужчины обычно воспринимают женщину глазами, Сергей отвечает, что красота никогда не была для него основополагающим в выборе, главное для него в женщине – душа. Елена покорила его своей душевной чистотой и добротой.
– У меня было много знакомых девчонок, но ни к кому никогда не возникало чувств. А ее только услышал, сразу почувствовал, что это она. Это очень искренний, открытый и честный человек. На нее можно положиться, – вспоминает Сергей. После отъезда из реабилитационного центра молодые долго друг без друга жить не смогли. Вскоре Сергей засобирался в дорогу – знакомиться с родителями невесты. В Сыктывкаре они с Еленой поженились и обвенчались. Поскольку жена ждала ребенка, супруги решили пока остаться в Сыктывкаре. А чтобы муж не маялся без дела – ведь у себя дома, в деревне, у него всегда находилось к чему приложить руки, Елена предложила ему обратиться в службу занятости, для того чтобы ему предложили работу по программе по трудоустройству инвалидов.
– Я и у себя на родине никогда в службу занятости не обращался, – рассказывает Сергей. – Просто мне казалось, и здоровым-то людям работу найти непросто, а уж слепому вряд ли что-то смогут предложить. И вдруг получилось: мне позвонили и сказали, что с сентября я могу выходить на работу.Сергей – один из немногих, кто получил работу в рамках программы квотирования. По закону сегодня каждое предприятие с численностью более 35 сотрудников обязано квотировать рабочие места для инвалидов. Однако закон этот пока работает очень плохо, работодатели не торопятся его исполнять. Хотя вроде и условия для них уже смягчены: те предприятия, которые не имеют возможности у себя создать рабочее место, могут арендовать это рабочее место у другой организации. В свою очередь принимающее инвалида предприятие имеет право эту арендную плату направлять на зарплату работника. Именно этим условием и воспользовалось руководство торговой сети «Ассорти», взяв в аренду площадь под рабочее место для Сергея Палкина в Сыктывкарском обществе слепых. Там для него было создано рабочее место инструктора по реабилитации. Сейчас он учит незрячих пользоваться специальной аппаратурой с говорящими функциями, ходить с тростью, справляться с бытовыми делами.Сегодня для людей с проблемами зрения придумана масса приспособлений для облегчения жизни в быту: говорящие весы, безмены, аппараты для измерения давления, глюкометры, градусники. Есть даже специальный ультразвуковой датчик, который при ходьбе подает сигналы о препятствиях – начинает вибрировать. К примеру, если впереди ступень, то он начинает вибрировать снизу верх, если ступень ведет вниз, вибрация идет сверху вниз. Датчик еще не запущен в массовое производство, и Сергей Палкин – один из первых, кто апробирует этот прибор и сам, и в работе с другими. В любой технике он разбирается быстро, осваивает сам и людям помогает освоить. Стоимость всей этой недешевой аппаратуры, которая была закуплена в Москве, обществу слепых компенсировали из средств службы занятости, которые выделяются на программу оснащения рабочих мест для инвалидов.
– Нам просто повезло. Потому что некоторые люди ведь даже и не знают, что такое оборудование есть, а оно значительно облегчает жизнь. Если кому-то понравится, все это можно заказать в личное пользование, – говорит инструктор. Поначалу молодым супругам предоставили в помощь социального работника, который ходил в магазин за продуктами. Но просто сидеть и надеяться на чью-то помощь ни Сергей, ни Елена не любят. Елена до замужества активно занималась лыжами, участвовала в соревнованиях. Но по городу все же в одиночку ходить не рисковала, передвигалась либо с собакой-поводырем, либо с помощником. Поэтому летом, когда родители Елены уехали в деревню и молодожены остались одни, они начали потихоньку осваивать улицы города. Теперь в магазин за продуктами они ходят сами. А Сергей даже на работу добирается самостоятельно.
– Люди у вас здесь хорошие, всегда проводят или переведут через дорогу, когда попросишь. Продавцы в «Магните», где мы продукты покупаем, всегда нас водят по магазину, подсказывают что почем, – говорит он.На днях в семье Палкиных родилась дочь. Сергей понимает, что его ответственность как главы семейства сразу возросла. Ему очень хотелось бы заниматься серьезной мужской работой, чтобы по-настоящему чувствовать себя опорой семьи. К тому же он умеет и готов это делать и всегда с удовольствием берет в руки инструмент. Недавно самостоятельно отремонтировал теннисный стол в обществе слепых, который уже давно разваливался. По его словам, он вполне мог бы работать в автосервисе, потому что хорошо разбирается в машинах и на ощупь делает все, что может обычный автослесарь.
– Но кто же доверит слепому свою машину? Сейчас ведь все стали хорошо жить, могут хорошо заплатить за ремонт своего автомобиля, и никто не поверит, что я ничуть не хуже разбираюсь в технике, – сетует Сергей. – Наши отечественные автомобили я вообще хорошо знаю. У себя дома мне ребята пригоняли машины на ремонт. Конечно, в крутую иномарку не полезу – там все на электронике, но если поставить озвучку на компьютер, то я и в них разберусь.Прекрасно владеет Сергей и сапожным ремеслом, которому его обучили в Волоколамском реабилитационном центре.
– Могу молнии и набойки заменить на сапогах, прошить, заплатку поставить. Конечно, делаю я это дольше, чем обычный сапожник, потому что все вручную, не на машине, – поясняет он.
В Сыктывкаре судьба свела его с Максимом Абдулиным, который помогает и ему лично, и обществу слепых. Минувшей осенью Максим стал депутатом городского совета.
– Я поражаюсь: несмотря на слепоту, Сергей абсолютно ничем не отличается от современных молодых людей, – поделился в разговоре с корреспондентом «Республики» Максим Абдулин. – Он прекрасно разбирается во всех технических новинках. Я ему как-то звоню, а он мне говорит: «Я тут с сенсором разбираюсь». Он эти приспособления, заложенные в систему андроид, изучает и потом людям помогает осваивать.
Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

По данным сыктывкарского центра занятости населения, за десять месяцев 2015 года было поставлено на учет 427 человек из числа инвалидов. 210 признаны безработными. Из них с первой группой инвалидности восемь человек, со второй группой – 42 человека, с третьей группой – 160 человек. На конец отчетного периода в числе безработных осталось 80 человек. На квотируемые рабочие места трудоустроено 18 человек, на общественные работы – три, как испытывающие трудности в поиске работы – 16, на оборудованные рабочие места – 21, по подпрограмме социальной занятости инвалидов – 38, трудовой адаптации – три. На профессиональное обучение направлено 17 человек. В банке данных было заявлено 1575 вакансий для инвалидов, из них 222 – квотируемые рабочие места.

Оставьте первый комментарий для "В кромешной темноте"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.