Матрица Федора Шаляпина

Саид Багов и Алексей Моисеенко призывали учиться у великих

В четверг в Коми республиканской филармонии прошел очередной цикл проекта «Мои кумиры», который на сей раз был посвящен творчеству Федора Шаляпина. Напомним, проект этот придумал и воплощает в жизнь заслуженный артист России, солист филармонии Алексей Моисеенко.

Главным гостем вечера был популярный артист театра и кино Саид Багов. Это второй приезд именитого актера в Сыктывкар. В первый раз заслуженные артисты вспоминали о Владимире Высоцком. Любопытно, что их творческий тандем сложился благодаря легендарному Валентину Гафту, с которым Моисеенко познакомился в Баден-Бадене. И если, как рассказывал потом с сыктывкарской сцены сам Гафт, первые минуты он принял «приставшего» к нему на улице незнакомца за сумасшедшего, то уже через час убедился, что имеет дело с талантливой, незаурядной личностью.
В сентябре прошлого года восьмидесятилетний актер принял участие в проекте «Мои кумиры» и «священнодействовал» на сцене практически три часа, не отпускаемый зрителем. Гафт читал свои известные и неизвестные эпиграммы, а также острые стихи, что называется, на злобу дня.
Валентин Гафт рассказал о новом знакомстве своим московским друзьям, которые весьма заинтересовались солистом из провинции с явно европейским менталитетом. С Саидом Баговым в свою очередь Алексей Моисеенко познакомился на «Хрустальном балу» в честь юбилея Гафта, тогда же и родилась идея участия артиста в проекте.
В числе зрителей в четверг было много мусульман, что неудивительно, учитывая кавказскую принадлежность артиста. Появившись на сцене, Саид Багов рассказал о себе. Он родился в Грозном, в 1979 году окончил ГИТИС, работал в драматическом театре имени Станиславского, в театре Советской Армии, театре Гешер (Тель-Авив), в русской антрепризе Михаила Казакова. Снялся в трех десятках фильмов, вот уже без малого двадцать лет служит в театре «Школа современной пьесы». Те, кто знаком с театральной историей Москвы, знают, что это историческое здание. Здесь в XIX веке располагался известный ресторан «Эрмитаж», который завоевал огромную популярность, в его стенах отмечали юбилеи Тургенев, Достоевский, здесь бывал Чехов, выступали знаменитые голоса России, в том числе и Федор Шаляпин. Сегодня здесь и расположен театр, в котором работает Саид Багов.
В связи с этим артист напомнил об одном историческом факте. Однажды, обедая в ресторане, Шаляпин услышал, как кто-то не очень точно исполняет известный романс «Глядя на луч пурпурного заката».
– Он не мог пройти мимо несовершенного искусства и спросил, можно ли ему самому исполнить этот романс. Сегодня я работаю в театре, где стены помнят звук его голоса. Здесь все еще царит дух, энергетика певца. И когда я вижу, что актеры рядом не очень горят, то воображением подтягиваюсь к этому духу, ощущаю его воздействие, передаю его другим, и все начинает происходить по-иному, – поделился артист своей особой интуицией ощущения Федора Шаляпина.
Сам Алексей Моисеенко с самого начала вечера признался, что волнуется, и очень желает, чтобы встреча понравилась зрителю. Надо сказать, несмотря на некую спонтанность, концерт действительно получился эмоциональным и весьма познавательным. Еще до открытия занавеса при полной темноте прозвучала старая патефонная запись великого баса. Сам Федор Иванович взирал на зал с выхваченной лучом прожектора фотографии из верхнего левого угла сцены.
После этого Алексей Моисеенко вместе с ансамблем «Асъя кыа» исполнил известные шаляпинские «Сказание о двенадцати разбойниках» и «Вечерний звон», после чего предложил «разбавить грустность» и спел любимую народную «Вдоль по Питерской».
В какой-то момент артисты поделились своим видением существования певца в искусстве.
– Разве каждый, кто выходит на сцену, – певец? Разве для всех пение – дар божий? – эмоционально вопрошал Алексей Моисеенко, перед этим забавно и недвусмысленно изобразив Вахтанга Кикабидзе.
Саид Багов был более конкретен:
– Я много читал о Шаляпине и его воспоминания. Огромное воздействие на меня произвело однажды им сказанное: «Я раз и навсегда решил отказаться от русского авось. Это совершенно невероятная фраза. Понимаете, что она означает для такого великого художника, как Шаляпин? Это значит, он всегда все держал на сцене под контролем. Всегда, каждую секунду, представляете, какое это напряжение, какая работа?
Весь концерт перемежался ариями, песнями, романсами и рассказами о великом Шаляпине. В рамках вечера прозвучали каватина из оперы Сергея Рахманинова «Алеко», романсы Чайковского, пушкинский «Соловей», «Из-за острова на стрежень» Садовникова, русская народная песня «Камаринская».
В какой-то момент Саид Багов пригласил на сцену «бриллиант» театра оперы и балета, заслуженную артистку России Альфию Коротаеву, которая блистательно исполнила несколько романсов, в числе которых неожиданно прозвучал некогда исполняемый Вадимом Козиным «Но я знаю, ты любишь другого».
Саид Багов пообещал зрителям, что непременно увезет два диска с записями певицы и будет слушать их в Москве.
Неожиданным на первый взгляд показался выход на сцену исполнительницы народных песен, солистки «Асъя кыа» Екатерины Курочкиной. Но певица лихо взяла зал в оборот, разбавив «академический формат» русскими народными «Черноокий, чернобровый» и «Мы на лодочке катались». После этого Алексей Моисеенко, предупредив зал о том, что «сейчас будет импровизация», спел с Екатериной Курочкиной известную песню неизвестного автора «Миленький ты мой».
В финале Саид Багов вновь обратился к Шаляпину, поведав о последних днях жизни артиста в Париже. При этом он сказал, пожалуй, самые главные слова в этот вечер:
– Все отпущено временем. Жизнь все записывает на жесткий диск, на некую матрицу. Но многие этого не понимают. Обращаюсь к молодому поколению: учитесь у старших, учитесь у великих мастеров. Читайте, наслаждайтесь, создавайте себя, как создал себя великий гений Федор Шаляпин.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Матрица Федора Шаляпина"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.