Ремонт: текущий или отсутствующий?

Сообщение, что с жильцов этого дома собирают деньги на текущий ремонт, удивило даже сотрудника прокуратуры.

Сотрудник прокуратуры проконсультировала жителей Коми по поводу обслуживания их домов

22 сентября в Сыктывкарском филиале Общественной приемной главы Коми состоялась прямая линия на тему «Взимание денежных средств за содержание и ремонт общедомового имущества управляющими компаниями, законность их использования». Как показало мероприятие, во-первых, люди считают, что, платя деньги за эту услугу, они ее не получают или получают не в полном объеме, а во-вторых, пока гражданин сам не проявит инициативу и не начнет бить во все колокола, дабы заставить работать управляющую компанию, дело с мертвой точки не сдвинется.

Сообщение, что с жильцов этого дома собирают деньги на текущий ремонт, удивило даже сотрудника прокуратуры.

Сообщение, что с жильцов этого дома собирают деньги на текущий ремонт, удивило даже сотрудника прокуратуры.

Банкротство – не беда?
Консультировала жителей региона, позвонивших в общественную приемную, помощник прокурора Сыктывкара Яна Вовк.
Первой на прямую линию обратилась жительница Сыктывкара, чей дом находится под управлением компании «ЖУК».
– Эта компания в стадии банкротства, но сейчас она проводит собрание на продление договора на 2015 -2017 годы. Имеет ли она на это право? И не будут ли деньги, которые мы платим управляющей компании за услуги, уходить на погашение ее долгов? – высказала сомнение в законности происходящего в ее доме горожанка.
– Действительно, проводится процедура банкротства, но на сегодняшний день эта управляющая компания банкротом не признана. Более того, по информации, имеющейся в прокуратуре города, признавать ее банкротом на сегодня оснований нет. «ЖУК» находится в процедуре наблюдения у профессионального управляющего и поэтому имеет все законные основания для участия в конкурсе, продления договора, – пояснила Яна Вовк. – Сегодня принимаются все меры для того, чтобы компания не стала банкротом. И оснований говорить, что ваши средства могут использовать на что-то другое, тоже нет.
Что мое, а что общее?
Ряд поступивших вопросов касался общедомового имущества. Как оказалось, мнения собственников жилья и «управдомов» на эту тему нередко расходятся.
Так, одна сыктывкарка рассказала, что купила квартиру, в которой предыдущий собственник демонтировал батарею в одной из комнат. И теперь новая собственница полагает, что поставить новую батарею обязана за свой счет управляющая компания – ведь это общедомовое имущество.
Помощник прокурора заметила, что общедомовым имуществом эта батарея являлась бы, если бы стояла в местах общего пользования жильцов дома, например в подъезде, но женщина настаивала на том, что это не так.
– У нас постоянная система, через каждую комнату отдельный стояк проходит. И без ведома управляющей компании батарею демонтировать нельзя, ведь для этого надо воду перекрыть. Значит, это общедомовое имущество! – настаивала она.
В результате Яна Вовк решила, что в данном случае надо смотреть по документам этого конкретного дома – оговорено ли там, что отопительные приборы в жилых помещениях относятся к общедомовому имуществу.
Подобная ситуация и с трехквартирным домом в сыктывкарском поселке Трехозерка, где спор с управляющей компанией без изучения проектной документации на здание, похоже, тоже не разрешить. Там двери двух квартир выходят на общую веранду, в которой в последние годы значительно просел пол. Чтобы относительно безопасно выходить на веранду, жильцы подложили доски, сделав из них своеобразные ступеньки.
– Пол надо поднять сантиметров на тридцать, иначе мы скоро провалиться можем, – рассказала местная жительница, представившаяся Галиной. – А управляющая компания считает, что это не общедомовое имущество, и работы проводить отказывается. Говорят даже: «Давайте мы у вас эту веранду снесем и крыльцо сделаем». А эта веранда для нас – все равно что общий коридор в многоквартирных домах. Она не пристроена нами, изначально примыкала к дому. И прошлая управляющая компания ее считала общедомовым имуществом, а нынешняя – отказывается. Я уже и к депутату нашему обращалась – пока никаких результатов.

DSC03843

Заливает четвертый год
Обратившейся на прямую линию жительнице дома 72 по Октябрьскому проспекту Раисе Матвеевне уже 81 год. Уже около четырех лет она «воюет» с управляющей компанией, которая никак не хочет разобраться, отчего на стенах кухни и коридора в квартире пожилой женщины после каждого дождя появляются подтеки.
– С 2011 года прошу разобраться, отчего это кровля протекает или через наружный шов вода попадает, и отремонтировать – бесполезно. Плачу за текущий ремонт и обслуживание чуть ли не тысячу рублей ежемесячно. А на стенах желтые подтеки постоянно! А этим летом и осенью дожди чуть ли не каждый день! – пожаловалась Раиса Матвеевна.
Яна Вовк в ответ поинтересовалась, было ли в этом году отправлено письменное заявление в управляющую компанию. Как выяснилось, нет. Раньше жительница «подмоченной» квартиры «управдомам» писала, да без толку, теперь уж надоело.
– В 2012 году даже заказное письмо отправляла, а оно через какое-то время обратно ко мне вернулось. Видать, секретарше компании на почту за ним было сходить лень. А в этом году я пошла на выборы, и прямо на этом листе, где кандидаты перечислены, взяла и написала про свою проблему! Может, хоть так прочитают! – поделилась нестандартным методом борьбы с нерадивыми коммунальщиками бабушка.
Помощник прокурора все же посоветовала еще раз написать в управляющую компанию, и если в трехдневный срок та не пришлет своих сотрудников для составления акта с указанием причины протечки и потом не будут приняты меры по ее устранению – обратиться в прокуратуру города.
Сотрудники Общественной приемной, сочтя, что 81-летней бабушке самой с заявлением будет возиться тяжело, предложили свою помощь, заявив, что обратятся в Комитет ЖКХ Коми, дабы там разобрались с управляющей компанией.
Приободренная Раиса Матвеевна тут же решила рассказать еще об одной проблеме: несколько лет назад над ее квартирой проложили кабель для интернета. По мнению сыктывкарки, этот кабель стал причиной того, что у нее, а также ее дочери начались проблемы со здоровьем. Нельзя ли как-то этот кабель убрать?
– Проведем проверку по законности проведения кабеля над вашей квартирой, но будем надеяться, что это не является источником вашего заболеваний, – дипломатично ответила помощник прокурора.
Статус аварийности
Часть вопросов касалась права жильцов не платить за содержание и текущий ремонт, если дом признан аварийным. Правда, не все позвонившие на прямую линию были в курсе, признан ли их дом аварийным официально, да и вообще не знали о необходимости такой процедуры – зачем она нужна, если и так видно, что с домом далеко не все в порядке?
– Живу в общежитии на улице Морозова, 130 с 1985 года. Тогда это был новый дом, а сейчас аварийный. Всюду грибок из-за сырости, потому что два года подряд у нас прорыв трубы устранить не могли, кипяток тек постоянно. И сейчас со второго этажа на первый вода вечно течет. Звонила в управляющую компанию, а они говорят: «А нечего самовольно в комнатах унитазы и раковины ставить!» Ну что это такое? Почему нас не расселяют и деньги за обслуживание берут? – возмущалась жительница дома.
– А ваш дом признан аварийным в законном порядке? Это является безусловным основанием для того, чтобы плата за ремонт и содержание не взималась. Вы обращались куда-то, чтобы ваш дом признали аварийным? – спросила помощник прокурора.
На эти вопросы позвонившая ответить не смогла, так что Яна Вовк решила взять вопрос на контроль и самостоятельно разобраться со статусом дома.
– Я живу в общежитии маневренного фонда, наш дом должны расселить, первый этаж уже пустой, и там все открыто, двери сломаны, тепло уходит. У нас в прошлом году в комнатах было восемь градусов, а счетчики «стреляют», так что не можем включить обогреватель. В комнате уже сами проводку поменяли, а в общем коридоре никто и не думает ее сделать. Вода к нам идет через подвал, снизу вверх, и до второго этажа не доходит. При этом приходят счета за текущий ремонт, – рассказала другая горожанка, заглянувшая в Общественную приемную лично.
– А вы уверены, что это счета за ремонт? Может быть, за наем? – изумилась поведению управляющей компании помощник прокурора. – И разве вам не предлагали переехать в другое помещение маневренного фонда, если это уже аварийное?
– За наем отдельная строка, а насчет ремонта я уже спрашивала у управляющей компании. Ответили, мол, наверное, к вам лампочку приходили поменять в коридоре или доску приколотить – значит есть ремонт, – пояснила женщина. – А в другой маневренный фонд переезжать не хочу, там такая же разруха. Надеемся, что нам жилье дадут наконец. Сорок четвертые мы в очереди.
К сожалению, документов, подтверждающих ее слова, с собой у посетительницы не оказалось, поэтому жительницу «маневренного» общежития пригласили зайти на днях в прокуратуру.
Заочные хитрости
Лавину исключительно женских обращений «разбавил» сыктывкарец Юрий, рассказавший, что в их доме №68 на улице Пушкина начали делать ремонт кровли, но бросили работы, не завершив их. А это чревато протеканием. Горожанину посоветовали, как водится в таких случаях, сначала письменно обратиться в управляющую компанию, а потом – если та не отреагирует, в жилищную инспекцию.
Сыктывкарец, пришедший на прямую линию лично (зачастую так проще получить консультацию, чем дозвониться), рассказал, как в их доме появилась новая управляющая компания, которая провела заочное голосование, раздав жильцам бюллетени. А они, не особо разбираясь, поставили «галочки» и сменили управдома, хотя, похоже, этого делать не стоило. Поэтому мужчина решил воспользоваться случаем и призвать других жильцов многоквартирных домов внимательно читать, что написано на листах, которые им предлагают подписать.
С этим согласился и другой горожанин, поведав, что в их доме сейчас тоже проходит заочное голосование по поводу повышения тарифов на услуги. Но при этом «управдом» не желает объяснять, почему тарифы нужно повысить, а просто всячески стращает жильцов различными неприятностями, которые случатся в доме, если они проголосуют против.
Яна Вовк пояснила, что в таких случаях к бюллетеням для голосования должны прилагаться подробные обоснования – почему УК считает, что нынешних платежей не хватает на текущий ремонт и содержание. И если жильцы проголосуют против повышения, управляющая компания не имеет никакого права менять тариф.
Пожилым и инвалидам помогут с исками
Часть обращений, как это частенько бывает на мероприятиях, посвященных вопросам ЖКХ, была из разряда «мне ответ не нужен, просто выскажу свое мнение». Так, жительница села Визинга в течение трех минут с небольшими вариациями упорно повторяла фразу: «Пенсия у нас маленькая, а квартплата большая, поэтому за капремонт платить не будем». Все попытки помощника прокурора и сотрудников приемной дать разъяснения по поводу возможной рассрочки платежа и того, что потом эти платежи будут куда ниже (ведь нынешний счет за несколько месяцев сразу) и что обязанность платить за капремонт диктует закон, сельчанка продолжала твердить свое.
Вполне ожидаемым был вопрос пожилой жительницы Сыктывкара насчет средств, «потерявшихся» этим летом на счетах платежного агента, собиравшего средства на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций, УК, ЖСК, ТСЖ.
– Вы обращались в прокуратуру по поводу возврата средств? – поинтересовалась Яна Вовк.
– Нет, только к участковому, – растерянно ответила звонившая. – Мне тяжело ходить…
– Нет, это не поможет. Скажите адрес, мы сами к вам придем, поможем исковое заявление в суд составить, – ответила помощник прокурора.
– А соцработник может к вам сходить?
– Да, на Коммунистическую, 51, 27 кабинет, только она должна принести с собой ваш паспорт, пенсионное удостоверение и квитанции. И не затягивайте с этим, подобных исков сейчас много, – посоветовала Яна Вовк.
Позже помощник прокурора рассказала журналисту «Республики», что ведомство, которое она представляет, имеет право подавать иски от лица социально незащищенных категорий населения, тех, кому самим тяжело обращаться в суд – инвалидов, престарелых, представлять их интересы в суде. Сейчас таких исков городской прокуратурой подано уже более ста. На общую сумму более пятисот тысяч рублей. Что касается прочих граждан, то они должны обратиться в суд самостоятельно, но прокуратура может предоставить образец искового заявления.
А стоит ли подавать в суд на платежного агента? Может быть, рано или поздно деньги все-таки дойдут до адресата?
– Большая часть средств уже приходит, то, что поступало на счета Коми энергосбытовой компании и Сыктывкарского водоканала, – пояснила Яна Вовк. – Но то, что должно было прийти на счета УК, ТСЖ и ЖСК, то ли действительно где-то зависло, то ли было использовано не по назначению, Поэтому гражданам, у которых средства не прошли, стоит обратиться в суд. И лучше потом от своих требований отказаться, если средства пройдут, чем пропустить нужный момент.
Анна Потехина
Фото автора

Многие собственники жилья в многоквартирных домах путают текущий ремонт с капитальным и недоумевают, «зачем платить два раза»?
– Капремонт – это изменение несущих, капитальных конструкций. Это работы масштабные, требующие больших вложений. Если ремонт кровли, то это и замена опор люков, ремонт и замена инженерного оборудования. А текущий ремонт – это относительно малозатратные работы: подкрасить, подштукатурить, привести в надлежащее состояние, стыки залатать, «заплатку» на кровлю поставить. В разных домах перечень работ по текущему ремонту и обслуживанию разный, дома ведь тоже разные. В управляющей компании или ТСЖ вам этот перечень обязаны представить, – пояснила Яна Вовк.

1 Комментарий для "Ремонт: текущий или отсутствующий?"

  1. Почему укашки беспредельничают? Да потому что в надзорных органах вот такие беспомощные прокуроры, помощники прокуроров. Абсолютно бесполезная встреча в Общественной приемной Главы РК

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.