Участники международного симпозиума скульпторов творят ангелов и идолов
В Финно-угорском этнопарке села Ыб Сыктывдинского района вовсю кипит работа.
С 4 августа девять скульпторов, воплощая свой замысел, отсекают лишнее на выбранных ими камнях. В разгар пленэра журналисты навестили скульпторов, в их числе была и корреспондент «Республики».
Первым делом выяснилось, почему ваяют девять скульпторов, когда участников десять. Живописец Анжела Разманова, впервые участвующая в пленэре скульпторов, творит свой объект из строительной оцинкованной сетки. К этой технике сегодня прибегает все больше художников в разных странах мира, создавая поистине шедевры современной скульптуры. Но ангел, которого «лепит» Анжела Разманова, станет первым шедевром в Коми, изготовленным столь необычным образом.
Камни – доломиты и граниты скульпторы выбирали сами. По словам куратора проекта Ольги Орловой, когда глыбы выгрузили на площадке, некоторые скульпторы без сомнения сразу выбрали «свои». Именно у них работа и заладилась сразу. А вот у тех, кто замешкался и засомневался, поначалу были небольшие проблемы: то камень даст трещину там, где не ожидалось, то вообще развалится на несколько частей.
Так получилось, скорее по наитию, что восемь ваятелей-любителей расположили свои рабочие места вдоль аллеи между двумя признанными мастерами скульптуры. Первая площадка принадлежит художнику из Санкт-Петербурга Юрию Шилову – автору десятков памятников и монументально-декоративных композиций, установленных в разных городах России и СНГ. Замыкает вереницу представитель Венгрии Маклоди Шандор Дюли – также известный как в своей стране, так и за ее пределами мастер, создавший немалое количество бюстов, барельефов, медалей. Венгр творит нечто наподобие идола, который совмещает в себе черты и воина, и некоего культового символа его родины.
Юрию Шилову камень достался щербатый, с выбоинами и трещинами. Скульптор посетовал, что серьезно работать с таким материалом проблемно – «это так, для баловства». Однако, судя по лукавой улыбке, он давно придумал, что в конечном итоге получится из этого «щербатого друга», на любительский взгляд – вполне симпатичного.
Напомним, в этом году пленэр проходит под знаком Памяти. Скульпторы отнеслись к этому философски, все-таки память – понятие сколь космического масштаба, столь и камерного, интимного, генного. К счастью, никто из участников пленэра не впал в излишнюю патриотическую патетику, которой и без того хватило в последнее время.
Художник из Удмуртии Виталий Окунь, например, создает, как он выразился, «реликтовый мир», на его гранитном камне разместятся доисторические птицы, рыбы, мамонты.
Еще один участник из Венгрии – Эрдэи Тамаш отдает дань этнической теме. Он работает над скульптурой с ликом зырянской девушки. Художник поведал, что эта идея возникла тогда, когда он увидел венгерскую девушку в национальном костюме коми и поразился сходству национальных черт наших народов. Оба венгерских мастера признались, что, влюбившись в Республику Коми и ыбские просторы, мечтают побывать здесь еще раз.
Разделяет любовь к коми земле и норвежец Скотт Тое, чья работа – эмбрион – как символ зарождающейся жизни. Камень, говорит Скотт, хорошо знаком ему, так как в Норвегии везде только камни.
– Моя мечта – возделывать русскую землю, – признался скульптор.
Впервые работает с камнем Сергей Разманов. Из чего только не приходилось строить объекты дизайнеру: из пластилина, дерева, снега, но работать с камнем довелось впервые. В его камне уже угадываются очертания большой хищной птицы, которую Сергей назвал «Варыш» (по-коми – ястреб). Как утверждает ваятель, идею ему подсказали две парившие над ним в первые дни пленэра птицы, похожие на ястребов.
Как и на первом своем симпозиуме, сыктывкарец Макта Дораев создает нечто абстрактное, обещая представить идиллическую философскую композицию из трех деталей.
Автор знаменитой каменной коми буквы «\», установленной возле Центра коми культуры в столице республики, Александр Выборов трудится над сложной фигурой Стефана Пермского. Молодой художник Дмитрий Демьянов создает родовой тотемный знак в виде медведя с солярным символом.
И организаторы, и участники пленэра в один голос утверждают, что этнопарк, в котором симпозиум скульпторов проходит впервые, лучшее место для работы. «Ыбские мастерские», по словам руководителя проекта Ольги Орловой, не только вдохновляют мастеров на созидание, но и настраивают на доброжелательную атмосферу, взаимовыручку и взаимообогащение, без чего праздник под названием «творчество» просто бы не состоялся.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова
Оставьте первый комментарий для "Между Шиловым и Шандором"