Полномочия по обращению с бытовыми отходами передаются республике
С 1 января следующего года вступят в силу поправки в природоохранное законодательство, в соответствии с которыми будут перераспределены полномочия по обращению с бытовыми отходами – с муниципального уровня большая их часть передается республике. Что в связи с этим изменится и как будет организована работа по сбору и утилизации мусора, обсудили участники рабочего совещания в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госсовета Коми.
В подробностях о грядущих изменениях рассказали председатель профильного комитета Сергей Артеев и министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин.
Главная новация – заниматься сбором и утилизацией ТБО теперь будет региональный оператор, которого выберут на конкурсной основе и наделят этими полномочиями на срок не менее чем десять лет. Профильными ведомствами новой структуры станут комитет ЖКХ и министерство природных ресурсов.
Как стало понятно из последующего обсуждения, желающие попробовать себя на этом поприще в республике есть, но когда будет объявлен конкурс и какие требования будут предъявляться к участникам, пока не понятно. Известно лишь, что лицензию на деятельность региональный оператор должен получить еще до нового года, после чего собственникам жилья будет предложено заключить с ним договор на обслуживание.
Параллельно с этим должны быть разработаны территориальная схема обращения с отходами и региональная программа, согласованные на федеральном уровне. Таким образом, субъекты Федерации становятся главным звеном в обращении с твердыми бытовыми отходами, объемы которых с каждым годом все возрастают.
Заместитель руководителя комитета ЖКХ Александр Лучшев обратил внимание на возникающие в связи с этим проблемы:
– Давайте определимся, если это госуслуга, то она должна быть профинансирована. Кроме того, за 2015 год должно быть принято 28 подзаконных актов, на сегодня принято всего три. Времени остается немного с учетом того, что мы должны опираться на соответствующие федеральные документы, а их принятие запланировано на четвертый квартал этого года. Сейчас нормативы сбора, вывоза, складирования мусора, утилизации никем не утверждаются – это постановления муниципалитетов 1990-х годов. Создавая регионального оператора, нужно понимать, где источник финансирования, и определить нормативы по законам. Определить, куда отвозить и складывать крупногабаритный мусор.
Беспокоит представителя комитета ЖКХ и то, каким образом региональный оператор будет заключать договоры с населением на обслуживание, ведь для собственников жилья – это право, а отнюдь не обязанность. Особенно проблематично пробудить сознательность у тех, кто проживает в частном секторе.
Свое видение решения этой проблемы участникам совещания представил директор ООО «Экоспектр» Николай Изюмский. Сегодня частники предпочитают собирать мусор и самостоятельно вывозить его в городские контейнеры, а не заключать договор на регулярный вывоз своих отходов – они заказывают мусоровоз лишь для уборки крупногабаритного мусора. Изменить их отношение, по мнению Николая Изюм-
ского, можно, сделав выгодное предложение, закрепленное законодательно.
– Можно сказать, что сейчас мы наказываем людей за несоблюдение еще несуществующих правил. На мой взгляд, эффективнее будет сделать им понятное, конкретное и выгодное предложение – недорогой вариант вывоза мусора, который сегодня уже существует, и закрепить это нормативными актами. Причем инспекторы и городовые не смогут решить проблему разговорами в индивидуальном порядке. Для этого нужно, чтобы человек с административным ресурсом – глава поселения, мэр – объяснил, что и как нужно делать, – заявил директор ООО «Экоспектр», заверив, что при такой совместной заинтересованности государства и бизнеса проблема начнет решаться.
Один из недорогих вариантов вывоза мусора, который практикует «Экоспектр», – маркированные пакеты для складирования ТБО.
– Приобретая 50 пакетов за тысячу рублей, частник может не беспокоиться за вывоз мусора – наполненные мешки компания вывозит бесплатно, – поделился наработками предприниматель.
Николай Изюмский не стал скрывать, что претендует на роль регионального оператора. Уже сейчас его предприятие готово опробовать этот механизм на территории Сыктывкара.
– Мы готовы предложить весь спектр услуг, и у нас есть понимание, как это будет работать, – отметил он, имея в виду государственно-частное партнерство.
Особое внимание на совещании уделили состоянию полигонов и свалок. Как сообщил Роман Полшведкин, в 2014 году в республике образовалось семь с половиной миллионов тонн отходов всех видов. И это не считая прежде накопленного мусора. Для размещения ТБО используются действующие свалки, еще шесть новых полигонов находятся в стадии строительства. В четырех муниципалитетах запущен пилотный проект по раздельному сбору мусора, заключены соглашения с предприятиями по приему и использованию вторсырья. Начали работать установки по утилизации медицинских и биологических отходов.
Но при этом лишь 35 объектов размещения отходов включены в государственный реестр, и только восемь полигонов ТБО отвечают требованиям закона.
– Проблем по свалкам много, начиная от определения собственника и заканчивая трудностями с прохождением экспертиз. С каждым районом приходится работать в ручном режиме, – посетовал министр. – Основная проблема: отсутствуют необходимые подтверждающие документы. Во многих муниципалитетах отсутствуют даже хозяйствующие субъекты – как там официально размещаются отходы, это большой вопрос. Действующие объекты зачастую располагаются на землях, категория которых запрещает размещение свалок.
В прошлом году в Коми должны были завершить строительство шести объектов: полигона ТБО в Сторожевске и двух площадок для хранения мусора в Корткеросском районе, трех площадок складирования и временного хранения древесных отходов в Усть-Куломе, Мордино и Жешарте. Также нужно было ликвидировать пять несанкционированных свалок (две – в Корткеросском, две – в Койгородском, одну – в Усть-Куломском районе) и начать уничтожать склад коры в Лесозаводе под Сыктывкаром. В планы входило продолжить строительство и обустройство восьми полигонов и площадок хранения в Усинске, Койгородке, Корткеросе, Сизябске, Ижме, Подзе, Кажыме, Вежъю, Визинге, Усть- Куломском, Корткеросском районах и Сыктывкаре. Организовать раздельный сбор мусора планировалось в пяти муниципалитетах: Прилузье, Койгородке, Корткеросе, Усть-Куломе и столице Коми.
В итоге удалось ликвидировать восемь свалок, завершить строительство шести и продолжить возведение еще шести объектов размещения отходов, организовать раздельный сбор мусора в Койгородском, Корткеросском, Усть-Куломском районах и Сыктывкаре. Не выполнены, как констатировал министр, две задачи: склад коры остался на прежнем месте и не удалось организовать раздельный сбор мусора в Прилузском районе.
В этом году, как напомнил Роман Полшведкин, средства, выделенные на программу из республиканского бюджета, были оптимизированы. Объем финансирования на этот и последующие годы составил: на 2015-й – 129,4 миллиона рублей, на 2016-й и 2017-й – по 126,4 миллиона.
На эти деньги в текущем году собираются завершить обустройство существующего полигона в Воркуте, построить площадку хранения ТБО в Сизябске Ижемского района, закупить оборудование для площадок в Корткеросском районе и ликвидировать склад коры в Лесозаводе. Как и предполагалось, строительство сыктывкарского полигона под бытовые отходы в Мандаче, которое было намечено на 2015 год, в программу не вошло.
Галина ВЛАДИС
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Нигде не пишут о том, как будет вывозиться мусор с 01 января, если его уже вывозит наша управляющая компания на своих машинах! Или в принудительном порядке заставят заключить договор с оператором?!