Воркутинка Мария Нагуманова занимается бегом на длинные дистанции уже почти два года и за это время без какой-либо поддержки со стороны регионального спортагентства достигла внушительных результатов. Начав с простых вечерних пробежек, этим летом легкоатлетка заняла десятое место в полумарафоне в Хельсинки, участие в котором принимало свыше двух тысяч человек, а также, заняв 25 место из 514-ти участниц, попала в тридцатку лучших в одном из главных марафонов России «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Мы поговорили с Марией о ее необычном увлечении, переросшем из простого хобби в нечто большее.
– Мария, расскажи, с чего все начиналось. Я знаю, что в Воркуте есть некий клуб любителей бега.
– Клуб любителей бега – это одно название (смеется). В этот клуб входит три человека: я, Игорь Гончаров да Сергей Зинченко
(в номере от 28 мая мы уже сообщали об участии Сергея в стокилометровом ультрамарафоне «II Московская сотня» – авт.). Мы втроем вместе бегаем, тренируемся и ездим на соревнования. Игорь Гончаров, можно сказать, наш тренер. Он кандидат в мастера спорта, занимается бегом уже сорок лет и все планы нам с Сергеем помогает составлять. Кстати, Игорь тоже пробежал марафон в Питере, причем в свои 51 он преодолел дистанцию не хуже многих молодых парней. Начала заниматься, потому что у меня работа, как и у многих, сидячая.
– То есть вот на вас все беговое движение в городе и держится?
– Не могу сказать, что только на нас троих, но многих пугают погодные условия. Многие пытались с нами бегать, загорались, но потом угасали. Для меня, например, двенадцать градусов тепла – это оптимальная температура, а людям, видимо, нужна жара для занятий. У нас чуть похолодает, и стадион пустой. Зимой в минус двадцать бегать вообще никто не хочет, а у нас ведь в Воркуте еще ветра регулярно, метели.
– До какого мороза бегаешь?
– Зимой я всегда тренируюсь. Только в минус тридцать стараюсь не бегать и хожу в спортзал.
– На лыжах зимой тренируешься?
– Вообще не умею на лыжах кататься. Не против бы научиться, но совмещать трудно было бы. Это же мне еще учиться надо. Я пару раз как-то пробовала встать на лыжи и поняла, что на первых этапах это тяжело и много времени занимает, а я не могу делать большие перерывы в беге, потому что мгновенно растеряю форму, ведь бег – это продукт скоропортящийся.
– Легко ли совмещать марафонский бег с работой?
– Не могу сказать, что совмещать очень легко. После работы часов в семь я иду на тренировку. Время тренировки зависит от дистанции. Обычно пробегаю по 12-15 километров. Это занимает где-то по полтора-два часа. В выходные нагрузку увеличиваю до двадцати-двадцати пяти километров. Интенсивность тренировок зависит от того, насколько близки старты. Например, за три месяца до «Белых ночей» тренировалась по шесть раз в неделю и пробегала по 300-400 км в месяц.
– Это ведь по сути уже выход на профессиональный уровень. Хотелось бы заручиться поддержкой нашего спортагентства и готовиться к стартам в статусе профессиональной спортсменки?
– Я планирую в следующем году пробежать марафон менее чем за три часа, а за это у женщин дается звание кандидата в мастера спорта. По сути да – это профессиональный уровень уже. Сама я ничего ни у кого просить не буду. Навязываться нет никакого желания. Кстати, по сравнению с зарубежными стартами участие в российских стоит недорого. А совмещаю я это обычно с отпуском, то есть я отдыхаю и участвую в соревнованиях.
– Мне кажется, что бег один из самых демократичных видов спорта: надел кроссовки и побежал. Это так?
– Не совсем. Спортивная одежда стоит недешево. У меня, допустим, семь пар кроссовок. Одна пара стоит в пределах пяти тысяч. Недавно новые кроссовки Newton заказала из Америки. Обошлись в пять тысяч, а здесь они стоят около десяти. Но в принципе можно приобретать их со скидками, обходиться двумя-тремя парами и более-менее бюджетно бегать. Но опять же когда втягиваешься в этот процесс, то начинаешь хотеть того, сего и третьего. Есть вообще два основных типа беговых кроссовок: минималистические и с амортизацией. У первых тонкая подошва и перепада высоты между пяткой и передней частью стопы практически нет. Тонкостей на самом деле очень много.
Кстати, я еще не сказала про гаджеты. Например, есть такой сайт «Аэробия», можно скачать приложение на смартфон, и с помощью GPS оно будет передавать туда все твои результаты. Правда, смартфоны – это очень ненадежная вещь. Они быстро садятся на морозе и могут просто заглючить. Первые полгода я бегала со смартфоном, но потом перешла на профессиональные часы. А это вещь очень недешевая. Сейчас они стоят в среднем от двадцати до сорока тысяч. Основные марки Garmin и Polar. Сейчас цены очень подскочили на технику в России, поэтому я всем советую заказывать их на eBay.
– Одной пары кроссовок в среднем на сколько хватает?
– Все зависит от износостойкости. Например, одни кроссовки у меня треснули на месте сгиба, а я пробежала в них всего тысячу сто километров. Это небольшой пробег.
– А на кого в спорте держишь равнение? Может быть, Усейн Болт или Дмитрий Ерохин вдохновляют?
– Вообще ни на кого не держу равнение. Бег по телевизору вообще не очень люблю смотреть. Больше удовольствия получаю от просмотра биатлона и фигурного катания.
– Чтобы пробежать сорок два километра, сколько надо готовиться? Вот я сорок два километра через полгода пробегу, если начну сейчас активно готовиться?
– Нет, надо как минимум год. Начинать надо с трех-четырех километров три раза в неделю. При этом в медленном темпе: километр за семь-восемь минут, по сути, это бег трусцой. Постепенно надо увеличивать расстояние и при этом держать такой же темп. Свои первые пятнадцать километров я пробежала через месяц активных тренировок в темпе семь с половиной минут на километр, и для меня это был просто прорыв. Это сейчас мне кажется, что это вообще ни о чем, но на тот момент было очень тяжело. Некоторые люди начинают сразу «скоростить», и при этом можно повредить неокрепшие связки и суставы. Некоторые неправильно темп подбирают во время марафона, начиная бежать в одном темпе, они понимают, что не справляются, и в итоге еле-еле доходят пешком до финиша. Все зависит еще от наследственности. Есть люди, которые просто не предрасположены к бегу.
Новичкам могу посоветовать регистрироваться на сайте «Аэро-бия», о котором я уже говорила. Это спорт-трекер и соцсеть для бегунов.
– Есть ли мечта поучаствовать в самых известных мировых марафонах? Например, в Нью-Йоркском.
– Конечно, хотелось бы, но это очень трудно. Во-первых, девушкам сложно получить визу в США, отбор очень строгий. И потом в США не так-то просто поехать с финансовой точки зрения. Участие в марафоне тоже денег стоит, причем немалых. Там ведь совсем другие цены. Например, за полумарафон в Хельсинки я заплатила пятьдесят шесть евро. Для них это ничто, а для меня все-таки деньги. Для меня не принципиально именно в Нью-Йоркском, Лондонском или Бостонском марафонах поучаствовать. Главное, соревноваться и бегать, а где – не имеет большого значения. Кстати, было бы здорово, если бы и в Сыктывкаре когда-нибудь прошел настоящий марафон. Приехала бы с удовольствием.
В ближайших планах у меня марафон в Риге, который будет в мае. Там будет до двадцати пяти тысяч участников. Хочу под него отпуск взять. Во Францию приглашают на марафон. Там до сорока тысяч участников. Дело в том, что в Европе марафонов очень много.
– Один из самых важных марафонов России – Сибирский – пройдет в Омске в сентябре. Там поучаствуешь?
– Я могу участвовать, когда у меня отпуск. Все от этого зависит. Живя в Воркуте, довольно сложно куда-то выехать вне рамок отпуска. До Москвы или Питера двое суток ехать, а выходных всего два. Это если только отпуск брать за свой счет.
– В Америке среди звезд очень модно и престижно участвовать в марафонах. Например, я помню, как известный рэпер Пи Диди пробежал Нью-Йоркский марафон. Правда, его под конец уже под руки вели, но тем не менее дистанцию он преодолел, и мне кажется, что это очень круто. У нас как с этим? Условный Киркоров бежал на Дворцовой?
– Конечно, нет (смеется). Кстати, считается, что «Белые ночи» самый популярный марафон России, но там народу почему-то немного. У нас вообще сейчас это все находится только на начальном этапе развития и становится более-менее популярным. За рубежом намного больше и самих марафонов, и людей, которые в них участвуют.
– Я видел тебя на обложке журнала «Вяжем крючком». Это всероссийский журнал. Как удалось попасть на его страницы, занимаясь бегом?
– Моя мама, Светлана Алексеевна, с детства вяжет. Сейчас она делает это в основном на заказ. Как только у нас в Воркуте появился интернет, мы создали группы по вязанию с ее работами в «Одноклассниках» и «ВКонтакте». Они стали достаточно популярными: в «Одноклассниках» более ста пятидесяти тысяч участников, а «ВКонтакте» больше пяти. Там выкладываю мамины работы, где я выступаю в качестве модели, демонстрируя в том числе авторские модели мамы. Кстати, мама не только вяжет, но и фотографирует для журналов. Вот так нашли нас в интернете редакторы журналов «Вяжем крючком», «Вязание модно и просто» и предложили сотрудничество.
– Ты ведь и сама рукодельница. Видел «ВКонтакте» работы твоего авторства в стиле скрапбукинга.
– Да, я же выросла в творческой семье и всегда чем-то увлекалась. Последнее увлечение мое – это скрапбукинг. Я могу и вязать, и украшения делать, и макраме плести, но сейчас уже пропал интерес. Помимо бега я еще увлекаюсь плаванием. Сейчас спорт – мое главное хобби.
Ярослав СЕВРУК
Фото vk.com
умница!
Такой девушкой должен гордиться не только город, но и вся республика!
И хоть как-то помогать!
Мария молодец, кто как вкалывать тот так и бегает.Надеюсь на работе поощрили.