Первый блин комом

Работа по созданию доступной среды на вокзалах республики пока не дала видимых результатов

Насколько вокзалы и поезда готовы качественно обслужить маломобильных людей и инвалидов? Этот вопрос стал основным на прошедшем в минувший вторник, 7 июля, заседании совета по делам инвалидов при главе республики.

1

Открывая совещание, заместитель председателя Правительства Республики Коми Тамара Николаева отметила, что железнодорожное сообщение является наиболее востребованным видом  пассажирских перевозок, и очень важно, чтобы и на вокзалах, и в поездах были созданы условия для нормального передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья. О том, что уже сделано для создания этих условий, рассказал начальник Сыктывкарского железнодорожного вокзала Виталий Дергачев.  Он отметил, что еще два года назад  на вокзале крайне редко можно было увидеть людей в колясках.  Однако и сегодня доступность железнодорожной инфраструктуры для этих групп людей по-прежнему находится на низком уровне. И причина прежде всего в том, что все здания и сооружения Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов проектировались и строились в 40-е, 50-е, 60-е годы. Да и вообще практика отечественного проектирования буквально до недавнего времени совсем не учитывала специфических потребностей инвалидов.

Пусть со скрипом и кучей недочетов, но, судя по докладу Виталия Дергачева,  процесс все же пошел. В дирекции ж/д вокзалов создано подразделение по организации содействия маломобильным группам населения, разработан альбом рекомендаций по адаптации вокзальных комплексов для нужд этой группы людей.  Сегодня на вокзалах Воркуты, Сыктывкара, Микуня, Ухты, Печоры, Усинска оборудованы специализированные кабинки в санитарных комнатах. На пяти вокзалах созданы специализированные кассы. На трех вокзалах имеются передвижные подъемники для посадки и высадки колясочников, а на вокзале Микуня для этих целей  приобретена переносная аппарель.

В Ухте на вокзале установлен телефонный аппарат для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слуха. На всех вокзалах приведены в соответствие с требованиями дверные проемы, лестницы оборудованы пандусами, в залах ожидания предусмотрены места для колясочников, размещены навигационные указатели о возможных местах въезда на инвалидных колясках, закуплены инвалидные кресла-каталки. Кроме того, два поезда – на Москву и  Усинск – оборудованы специальными вагонами для колясочников. Также  в 2012 году в республике началось строительство вокзала в Емве, и  на стадии проектирования находится вокзал в Сосногорске.  Там будут созданы все условия для комфортного пребывания инвалидов.

– То, что вы рассказали, касается в основном крупных железнодорожных узлов. А как обстоит дело на маленьких станциях? Там ведь тоже есть инвалиды. И вообще, чтобы отследить тенденцию, можете ли вы представить статистику, сколько людей с инвалидностью перевозит в год наша железная дорога? – поинтересовалась Тамара Николаева.

Виталий Дергачев признался, что о маленьких-то станциях руководство дирекции железнодорожных вокзалов как-то совсем и не подумало. И Тамара Николаева – первый человек, который эту тему озвучил.  А статистика, наверное, есть, и при необходимости ее можно поднять.  Однако председатель республиканского общества инвалидов Маргарита Колпащикова усомнилась в существовании такой статистики. По ее словам, отследить можно только колясочников, для которых созданы специальные места. Но есть ведь еще и масса просто маломобильных людей, которые тоже нуждаются в особых условиях. Их вряд ли кто-то отмечает.

Подводя итог своему выступлению, Виталий Дергачев сокрушенно заметил, что специальная экспертная проверка комиссии республиканского общества инвалидов  показала, что многое из сделанного железнодорожниками ситуацию совершенно не изменило.

– Первый блин комом. Мы ведь только недавно начали работать в этом направлении. Нам трудно представить себя на месте человека с инвалидностью.  Оказывается, небольшой порожек в полтора сантиметра высотой может быть совершенно непреодолимым для человека в коляске, – рассказал начальник вокзала. – Все-таки при реконструкции нужны специальные эксперты из числа инвалидов.

То, что, несмотря на проведенные реконструкции, вокзалы и прилегающие к ним территории по-прежнему недоступны для инвалидов, подтвердила в своем выступлении Маргарита Колпащикова.  Она продемонстрировала фотоотчет по результатам проверки вокзалов на доступность.  В некоторых местах если пандусы и есть, то по большей части такие, что, съезжая с них, можно голову свернуть. На фотографиях наиболее устрашающими выглядят пандусы в Ухте и Микуне. На них даже нет поручней, они крутые, а в Ухте так это вообще какое-то подобие доски, положенной прямо на лестницу.  Везде присутствуют непреодолимые пороги, бордюры, съезды. Если поезд остановился на втором или третьем пути, то человеку на коляске нереально добраться до платформы. На вокзалах нет информации об услугах, оказываемых людям с инвалидностью, не создана служба сопровождения инвалидов. А в Микуне касса для инвалидов вообще никогда не работает.

– Когда мы спросили, почему касса не работает, нам ответили, что о желании приобрести билет надо сообщать за две недели, – рассказала Маргарита Колпащикова.  – А на том же вокзале в Микуне, заехав в специально оборудованный туалет, натыкаешься сразу на унитаз. И как развернуться и сесть на него, одному богу известно. При этом все фотографии нам пришлось делать со множеством предосторожностей, поскольку фотографировать запрещено.

По итогам совещания были высказаны предложения разработать план решения проблем на маленьких станциях и направить соответствующие рекомендации руководству ОАО «РЖД».  А на всех вокзалах республики продолжить работу по созданию условий для маломобильных групп с учетом всех указанных специальной комиссией ошибок.

Галина ГАЕВА

Фото из архива «Республики»

Оставьте первый комментарий для "Первый блин комом"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.