Первый секретарь республиканского комитета КПРФ Олег Михайлов, назначенный на эту должность в октябре прошлого года, пожалуй, является самым молодым политиком в Коми такого уровня. В интервью «Республике» коммунист рассказал о внутрипартийных делах, расколе в руководстве регионального отделения, уходе из рядов КПРФ Геннадия Горбачева, смене руководства в интинском отделении, а также сделал прогноз относительно результатов предстоящих выборов в Госсовет Коми.
– Это ваше первое интервью нашему изданию, поэтому, если позволите, начну с октябрьских событий. В октябре прошлого года произошла смена руководства в региональном отделении КПРФ. Наверное, обновление рядов всегда идет на пользу. Появились ли кроме вас новые лица в руководстве партии?
– Самым главным результатом смены первого секретаря регионального отделения являлось то, что у руля КПРФ осталась та же самая команда, которая была до этого. Были разные мнения, некоторые предлагали Геннадия Горбачева, и тогда вместе с ним пришли бы новые люди, потому что часть людей симпатизировали именно ему, другая часть была против его позиций. В этом случае произошло бы существенное изменение в составе руководящего органа. В данном случае сильных пертурбаций не произошло. Но предваряла это решение летняя партийная конференция, которая определенным образом уже обновила и состав комитетов и бюро республиканского отделения КПРФ. Поэтому та команда, которая получила полномочия на конференции 28 июня прошлого года, она и продолжает работать.
Что касается местных отделений, там определенные изменения произошли. У нас появился новый секретарь в Троицко-Печорском районе, ведет активную деятельность и по увеличению партийных рядов и помогает населению. Работа там сейчас ведется на достаточно высоком уровне, и я оцениваю это положительно. Именно КПРФ должна выступать той силой на местах, которая непосредственно должна помогать людям и завоевывать свое влияние именно на низовом уровне.
– Сколько сейчас человек состоит в региональном отделении партии и как изменилась эта цифра за последний год?
– Начиная с ноября и до сегодняшнего дня наша партийная организация выросла более чем на десять процентов. Это является хорошим показателем, тем более что в большинстве своем это все молодые люди. Некоторые наши злопыхатели рисуют образ КПРФ как партии устаревшей, в которой собраны одни пенсионеры. На самом деле эта картинка не соответствует действительности, у нас значительное количество молодежи. Тенденция последних лет – это снижение среднего возраста партийного отделения.
– И каков средний возраст членов КПРФ?
– Порядка пятидесяти пяти лет. Это говорит о том, что молодая кровь подросла, и поколение, родившееся в капиталистической России, осознает необходимость в переменах и приходит к нам.
– Вы так и не сказали, сколько людей состоит в региональном отделении. У вас нет таких данных?
– Почему же, есть. Членов партии у нас более 700 человек, а в каждом местном отделении есть еще и большая группа сторонников партии. Например, в Печорском отделении при численности партии до пятидесяти человек число сторонников переваливает за полторы сотни. Это те люди, которые имеют удостоверение «Сторонник КПРФ» и по каким-то причинам, связанным с профессией или своим положением, не могут вступить в компартию. Но тем не менее они готовы с нами работать и участвовать в общественно-политической жизни республики или города и района, в котором они живут. В других местных отделениях, на Удоре и Усть-Куломе, например, сторонников даже больше. И здесь мы видим большой кадровый потенциал с точки зрения пополнения наших рядов.
– Бывший первый секретарь отделения Вячеслав Шулепов сейчас занимается партийными делами или только сосредоточен на работе в Госсовете Коми?
– Действительно, он возглавляет постоянную комиссию по ЖКХ в региональном парламенте, и этот функционал никуда от него не девается. И эта комиссия, между прочим, получает наибольшее количество запросов населения, больше получает только председатель Госсовета Игорь Ковзель. Кроме того, Шулепов, естественно, остается в партийных рядах, является членом Центрального комитета КПРФ, является секретарем рескома по организационной работе.
– Объясните ситуацию с Геннадием Горбачевым, как вы ее видите. Еще недавно он претендовал на должность первого секретаря рескома КПРФ и вдруг подает заявление о выходе из партии.
– Геннадий Федорович когда-то вступил в ряды КПРФ и достаточно активно работал в партии. Мы знаем, что воркутинская организация, которую мы сегодня имеем, была создана во многом благодаря его усилиям. Что греха таить, это факт. Кроме этого, он подавал надежды в качестве одного из партийных лидеров, но вы должны понимать, что у нас, как и, наверное, в любой политической партии, есть определенная вертикаль, которая должна соблюдаться очень жестко. Любое назначение, в том числе на такую должность, как секретарь регионального отделения, естественно, не может проходить без согласования в ЦК КПРФ в Москве. Кандидатура Горбачева не была согласована, потому что у кадровой комиссии было много вопросов, на которые Геннадий Федорович не смог, условно говоря, ответить. В итоге он начал вести деятельность, как бы помягче сказать… В общем, пытался повлиять на республиканский комитет, выступал на пленумах с критикой, в первую очередь в адрес Вячеслава Шулепова. Потому что именно он тогда был первым секретарем рескома. Получилась ситуация, при которой его перестали поддерживать, в том числе секретари местных отделений. У нас не принято поднимать бучу внутри партии. Мы единая команда и должны работать все вместе, а он, к сожалению, этого не понял. В результате на конференции 28 июня Горбачев не попал в состав республиканского комитета, после чего фактически отошел от активной деятельности в качестве члена КПРФ. Здесь мы его не видели в последний год ни разу. Он сделал свой выбор, это его право.
– Какую должность он занимал в рескоме до этого?
– До июньской конференции он был одним из секретарей рескома КПРФ. У нас руководство коллективное, если есть поддержка местных отделений, первичных организаций, а особенно поддержка Москвы, то человек может на что-то претендовать. Если какое-то из этих звеньев оказывается слабым, тогда он перестает претендовать на какие-то высокие партийные должности.
– Вы так спокойно говорите о его уходе, несмотря на то что он не просто вышел из рядов КПРФ, а фактически примкнул к партии власти.
– На войне, как на войне. Есть герои, а есть предатели.
– Еще один депутат Госсовета от КПРФ Болеслав Скроцкий заявил о том, что отходит от работы в предвыборном штабе на предстоящих выборах в парламент. Это так?
– Нет, не так. Болеслав Скроцкий всегда был и остается очень активным и деятельным. И в партии у него достаточно много функционала. Он является вторым секретарем рескома, главным редактором нашей партийной газеты, занимается поисковыми отрядами, работает с молодежью, он активный депутат Госсовета Коми. Все это отнимает очень много времени, и в связи с этим он принял решение перестать быть начальником штаба, но из самого штаба он никуда не уходит. Не понимаю, почему этому факту уделяется так много внимания?
– Наверное, потому, что предыдущие выборы «тащил» именно он.
– Может, и так, но до Скроцкого были другие люди, которые руководили предвыборными штабами. Здесь нет противоречия. Является или нет человек руководителем штаба, не важно, если он активно в нем работает. И вопросов по этой части у нас к Скроцкому нет.
– А кто начальник штаба?
– У нас всегда были руководитель избирательной кампании и начальник предвыборного штаба. На сегодняшний день эта должность совмещена, и эти обязанности возложены на меня. Я думаю, что это правильно.
– Когда будет утвержден региональный список, с которым партия пойдет на выборы?
– Все решит конференция, которая намечена на 11 июля. У нас уже предварительно подобраны все кандидатуры как в одномандатные округа, так и в территориальные группы. Есть определенные наметки и на общий список.
– В ЛДПР и «Справедливой России» региональные списки, скорее всего, возглавят лидеры партий – Владимир Жириновский и Сергей Миронов. Возможно ли, что в КПРФ в субъектах «паровозом» пойдет Геннадий Зюганов?
– Из предыдущих практик видно, что такого не было никогда. Как правило, находятся региональные лидеры, которые могут и готовы возглавить этот список. Что касается ЛДПР, то там это связано с харизмой ее лидера и высокой узнаваемостью. А в «Справедливой России» кадров, видимо, лучше нет.
– То есть ваш список возглавит депутат Госдумы от Коми Андрей Андреев?
– Такая вероятность есть.
– Правильно ли я понял, что вы готовы закрыть все округа на предстоящих выборах в Госсовет и выставить кандидатов в местные советы?
– Перед нами поставлена задача закрывать максимальное количество округов. Там, где это возможно, до ста процентов. По большинству муниципальных образований мы будем закрывать все участки.
– На какой результат рассчитывает партия на выборах и есть ли установка ЦК?
– Я бы воздержался от ответа на этот вопрос. Отмечу лишь, что наш уровень поддержки, по независимым опросам, составляет примерно двадцать процентов голосов избирателей. Это тот рубеж, на который мы готовы претендовать на уровне республики. В муниципалитетах наша поддержка может быть чуть больше или меньше. В том же Троицко-Печорске, я уверен, наша поддержка будет гораздо выше.
– Вы делаете ставку на Печору и Троицко-Печорск?
– Нет, я просто приводил их в качестве примера. На самом деле у нас есть перспективы и в других муниципалитетах, в том числе на Удоре и в Сыктывкаре. Определенные надежды подает Инта и Воркута.
– Несмотря на то что Геннадий Горбачев вышел из КПРФ, его авторитет в заполярном городе высок?
– Там не один Геннадий Федорович. В Воркуте активная, мощная партийная организация. В том же городском совете есть депутаты, которые практически несколько созывов работают и наработали достаточно высокий авторитет, который они могут использовать, в том числе и на выборах.
– Вы упомянули Инту, а в прессе сейчас активно обсуждают раскол в местной партийной организации. Вы присутствовали на одном из собраний в мае этого года, когда произошла смена руководства ячейки КПРФ. Затем состоялось еще одно собрание, на котором отставники свои полномочия вновь подтвердили. У всех при этом своя правда, хотелось бы услышать вашу.
– Смена руководства в местных отделениях КПРФ у нас происходит постоянно в разных муниципальных образованиях. Я уже приводил пример из Троицко-Печорска. Аналогичная ситуация была в Койгородке. Это нормальный внутрипартийный процесс. Те люди, что сейчас пришли к руководству интинского отделения КПРФ, вызывают определенное раздражение у руководства города. Я знаю, что и Геннадий Однорог, и Ирина Несветаева, и Лидия Гальчук, которые сейчас вступили в партию, вызывают раздражение у местных властей. Тот же Василий Киреенко, который сейчас является членом горкома партии и является активным общественным деятелем, почему-то вызывает неприятие. Больше скажу, некоторые члены партии подвергаются гонениям в Инте. Это видно из их заявлений на мое имя. Их заставляли выходить из рядов партии, в противном случае они могли лишиться работы. По данным случаям мы отправили запросы в прокуратуру Коми и Генеральную прокуратуру России. Такое недопустимо, мы живем в XXI веке, и преследование по политическим мотивам – это уголовное преступление.
Так вот, смена руководства произошла. Организация активно функционирует, если это не нравится руководству города, это их проблемы. Мы сами определяем свой вектор развития и людей, которые будут стоять во главе организации.
– Кто стал руководителем местного отделения?
– Лидия Анатольевна Гальчук, бывший руководитель интинской птицефабрики. Человек известный не только в городе, но и в республике. На сегодняшний день Николай Алексеенко руководящих полномочий лишился, но он остается членом партии, и вопросов внутреннего противостояния нет. Раскачивают лодку те, кому это надо.
– То есть ни Алексеенко, ни Волкова с Петуховым не имеют отношения к руководству отделения партии в Инте?
– Они не входят в состав комитета, а являются рядовыми членами партии. В соответствии с уставом могут высказывать свою точку зрения, но во внутрипартийной дискуссии. То, что они выносят свои вопросы в СМИ от имени партии, к ним еще будут вопросы. От имени коммунистов в первую очередь.
– Николай Алексеенко объявил о том, что добился аудиенции у Геннадия Зюганова, рассказав ему о том, что в Инте сменилось руководство отделения насильственным путем, и ЦК встал на их сторону. Вам об этом известно?
– Люди, которые находятся в президиуме Центрального комитета КПРФ, – достаточно открытые и демократичные. И те, кто приезжает в Москву ежедневно десятками, пытаются попасть на встречу с руководством партии. Со всеми налаживается в той или иной степени диалог. Естественно, Геннадий Андреевич мог принять Алексеенко и пообщаться с ним. Я неделю назад был на пленуме и тоже могу рассказать, что добился аудиенции у Зюганова. Дело в том, что они написали апелляцию в центральную контрольно-ревизионную комиссию, и она решит, кто прав, а кто нет. Но объективно говоря, ситуация высосана из пальца. Потому что все было сделано в соответствии с уставом, а контрольно-ревизионная комиссия будет оперировать нормами устава.
– В недавнем интервью «Республике» председатель ЦК партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин заявил о том, что до трети членов КПРФ в Коми могут перейти в ряды их достаточно молодой партии. Это связано с тем, что в КПРФ дела идут не самым лучшим образом, наблюдается раскол в региональном отделении и т.д. Как вы считаете, возможен ли такой вариант развития событий накануне выборов?
– Такие партии-спойлеры, как «Коммунисты России», созданы для того, чтобы отбирать голоса у КПРФ, – это всем понятно. Максим Сурайкин и его «команда», которые создали партию «Коммунисты России», в свое время были исключены из КПРФ. Я думаю, что Максим Сурайкин выдает желаемое за действительное: объективных причин для того, чтобы люди переходили из одной коммунистической партии в партию непонятного происхождения, непонятно кем финансируемую, непонятно как существующую и непонятно почему получающую высокую площадку в СМИ, нет. Люди знают, кто на самом деле защищает интересы граждан, наши партийцы грамотные и образованные люди, разбирающиеся в ситуации. Так что Сурайкин ошибается, когда такие заявления делает.
– Возможен ли приезд лидера партии в Коми?
– Возможен. Но дело в том, что Геннадий Зюганов является и руководителем фракции в Госдуме и занимается другими делами. У него масса других вопросов, поэтому если он найдет время, мы всегда готовы его принять. Мы его часто приглашаем, но выборы проходят во многих регионах, и найдет ли он возможность для приезда в Коми – это другой вопрос.
– Заканчивается срок полномочий пятого созыва Госсовета республики, и уже многие политики выступили с публичной оценкой работы депутатского корпуса. На ваш взгляд, фракция КПРФ в региональном парламенте как отработала этот четырехлетний срок?
– Фракция КПРФ отработала достаточно продуктивно. Она поддерживала те проекты, которые несли пользу людям. Мы вносили свои законопроекты, и их было большое количество. К сожалению, некоторые из них игнорировались партией власти и другими фракциями. Например, Закон
«О детях войны», который в год 70-летия Победы мог бы и начать работать. Достаточно большую дискуссию вызывал проект заявления по размещению базы НАТО в Ульяновске. У нас очень патриотическая риторика в государстве, но, когда наши депутаты вышли с инициативой обратиться в Госдуму, чтобы заблокировать это решение, почему-то нас не поддержали. Было много проектов, которые могли бы реализовать. Например, Болеслав Скроцкий выдвигал проект по увеличению стипендий региональным студентам, но он тоже не нашел поддержки среди единороссовского большинства депутатов. В комиссию по ЖКХ, которую возглавляет наш секретарь по оргвопросам Вячеслав Шулепов, поступает большое количество как запросов от граждан, так и благодарностей за те вопросы, которые были решены. Так что говорить о том, что эта комиссия непродуктивна, как утверждают некоторые, это в корне неверно. Фракция отработала продуктивно, и в будущем Госсовете Коми будет создана фракция КПРФ, которая продолжит лучшие традиции предыдущего созыва.
– Вы сейчас являетесь депутатом сыктывкарского совета, вы видите себя в качестве депутата регионального парламента нового созыва и готовы ли к этому?
– Я готов к той работе, которую мне доверит мой, точнее наш избиратель. Будет он готов доверить мне стать депутатом Госсовета, я все сделаю для того, чтобы оправдать его ожидание.
Беседовал Валентин ТИМЧЕНКО
Фото Виктора БОБЫРЯ
Оставьте первый комментарий для "Олег Михайлов: «У нас есть герои и предатели»"