В Сыктывкаре будут содействовать внедрению альтернативного транспорта
На прошлой неделе в Сыктывкаре, в достаточно узком кругу, обсуждали тему развития электротранспорта: личного, служебного, общественного. Оказалось, что старт упомянутого развития планируется не в следующем десятилетии, а буквально через год, когда в столице Коми установят зарядные станции
для электромобилей и электробусов.
Честно говоря, при сообщении, что министерство промышленности вместе с филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» собираются встретиться, чтобы поговорить об электротранспорте, возникла мысль, что разговор этот будет чисто теоретическим. Вспомнят о давней идее пустить троллейбусы между Сыктывкаром и Эжвой, кто-то поведает об экологической обстановке в городе и о том, как ее мог бы улучшить отказ от привычных бензиновых или дизельных двигателей, еще кто-то приведет европейские примеры и заявит о необходимости вводить льготы для тех, кто пользуется электротранспортом.
Однако обошлось почти без теоретизирования, и это даже слегка озадачило. Энергетики и минпром подписали соглашение о взаимодействии в плане развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Директор «Комиэнерго» Иван Медведев, заметив, что каменный век закончился не из-за дефицита камней и нефтяной тоже закончится, буквально за десять минут рассказал о том, что в следующем году предприятие планирует перевести часть своего автопарка на электрический (а именно – закупить две машины). А в городе появятся две, а возможно и четыре зарядные станции, на которых можно будет заправлять служебный или частный легковой транспорт. Одна из них – рядом с Госсоветом, другая – с автовокзалом. Еще пару неплохо бы установить рядом с крупными торговыми центрами. Главное, необходимо договориться с владельцами этой земли о ее выкупе, поскольку такова политика головного предприятия – все имущество энергетиков должно стоять на их собственной земле. Приглашенные на встречу владельцы участков (фактически они и журналисты и были единственными, кому энергетики и минпром презентовали планы на электрическое будущее транспорта) слушали все это с некоторым сомнением и задавали вопросы относительно средств, которые пойдут на проект, и об окупаемости электробусов и электромобилей.
По словам Ивана Медведева, цена вопроса не так уж велика, одна зарядная станция стоит порядка 400 тысяч рублей. Транспорт, конечно, дороговат. Импортного производства электромобили стоят порядка 900 тысяч рублей, гибридные машины, где электродвигатель продублирован традиционным, – больше двух миллионов рублей. Пассажирские электробусы, которые можно пустить по городским маршрутам и использовать для вывоза людей на туристические объекты, стоят 1,2-2,9 миллиона рублей. Зато они показывают явную выгоду в использовании – на электричестве ездить гораздо дешевле, чем на бензине. Правда, насколько именно дешевле, Иван Медведев и министр развития промышленности и транспорта Коми Андрей Самоделкин подсчитать не смогли, слегка запутавшись в единицах измерения энергии на километр.
Также надо продумать вопрос бесперебойного отопления электробусов зимой, варианты его решения есть, тем более что таким видом транспорта уже пользуются в северных странах. Чтобы перевозчики предпочитали приобретать электробусы, их нужно как-то законодательно простимулировать, придумать для них льготы, компенсации. Льготы, видимо, должны быть ощутимыми, поскольку перевозчики обычные новые автобусы чаще всего купить не в состоянии и берут уже хорошо подержанные.
Плюсы электромобилей и электробусов очевидны: отсутствие выхлопов, бесшумность, но и минусы тоже. К ним можно отнести пока еще недостаточную емкость аккумуляторов – проехать без «заправки» можно 60-150 километров. К тому же электромобили не слишком выносливы, горой чемоданов или парой мешков картошки с дачи их лучше не навьючивать. Выход – гибридный вариант, который всегда можно переключить на бензиновую тягу, но он, как уже говорилось выше, далеко не бюджетный.
Впрочем, по словам Андрея Самоделкина, такими гибридными машинами в столице Коми уже пользуются. «Заправляются» электричеством у себя в гараже, а бензин используют в дальних поездках. Впрочем, аккумуляторы для электромобилей становятся все более емкими, и этот вид личного транспорта будет становиться все более популярным. Причем речь может идти не только о четырехколесном транспорте, велосипедисты электромоторы используют уже очень активно.
– У меня один друг все рассказывал, как он хочет велосипед с электромотором. Уже придумал, как обычный велосипед переоборудовать. Я слушал и думал, что это все несерьезно. А недавно зашел в магазин, гляжу: продаются электровелосипеды, – рассказал Андрей Самоделкин после окончания встречи. – Мы все думаем, что это далекое будущее, а оно уже здесь.
Электротранспор-тное будущее действительно было очень неподалеку от здания Госсовета, где проходила встреча, в лице городской малышни оно с визгом рулило по площади на электромобильчиках. Подумалось, что владельцы этой забавы, наверное, будут самыми благодарными пользователями зарядной станции, которая здесь появится. А вот что касается взрослых пользователей электромобилей, то надеяться на то, что появление зарядных станций вызовет ажиотажный спрос на такие машины в городе, по меньшей мере наивно. Но, в конце концов, такси тоже не за один год вытеснили конных извозчиков.
По словам министра, электротранспорт далеко не такая редкость, как можно подумать, – электрокары очень часто используются для внутренних перевозок по территории больших предприятий. В городском аэропорту, например, такие транспортные средства уже давно работают.
Анна Потехина
Оставьте первый комментарий для "План на электробудущее"