Судьба фарфора на Коми земле

Сыктывкарский историк Дмитрий Козлов, возможно, первый, кто коллекционирует ухтинский, а точнее, воднинский фарфор, производившийся в Коми АССР в поселке Водный. Такая чайная посуда в советские времена была в нашей республике чуть ли не в каждой семье. Она отличалась характерной формой и дизайном, выглядела простенько и являлась повседневной. Сейчас ее еще можно встретить в кухонных буфетах жителей Республики Коми, но это уже раритет, потому что такие сервизы в Водном больше не выпускают.

Коллекционирование предполагает глубокое погружение в историю вопроса. История воднинского фарфора оказалась необыкновенно интересной.

Керамическую посуду в начале 70-х годов прошлого века стал производить завод «Прогресс» – градообразующее предприятие ухтинского поселка Водный. «Прогресс» существует и сейчас, но формально, у него даже есть сайт, который в последний раз обновлялся в 2006 году.

Завод открыли в 1931 году, когда в Водном началась промышленная добыча радия.

– Первый советский радий был добыт именно в поселке Водный, но концентрация этого щелочноземельного металла в пластовых водах начала довольно стремительно снижаться, и примерно с 1947 года на предприятии стали заниматься переработкой отходов урановой промышленности. С 1953 года завод полностью перешел на работу с отходами, а добыча была прекращена. В 1956 году производство ликвидировали из-за низкой рентабельности. При этом поселок с готовой инфраструктурой решили сохранить, а градообразующее предприятие перепрофилировать. В 1957 году оно из ведения министерства среднего машиностроения перешло под крыло министерства электрохимической промышленности. С этого времени существует завод, который изначально назывался «Комиэлектростеотит», а в 1966 году стал «Прогрессом», – рассказал предысторию Дмитрий Козлов.

В 1997 году предприятие стало открытым акционерным обществом «Ухтинский завод «Прогресс», под этим названием он существует и по сей день.

С 1957 года здесь начали производить электрокерамические, радиокерамические материалы, изоляторы, изокерамику, конденсаторы и так далее. При этом завод был предприятием двойного назначения – обслуживал как гражданские нужды республики, так и военное производство.

В Москве посчитали, что в ухтинском районе с его залежами высококачественных глин следует развивать керамическое производство. Делегация завода «Прогресс» во главе с директором объехала несколько профильных предприятий, побывала в Москве, Ленинграде, Пскове, Ереване, и в итоге выбрали производство фарфоровых изоляторов для линий электропередачи, которое подсмотрели на Ленинградском заводе «Пролетарий». Кстати, «Пролетарий» тоже был предприятием двойного назначения: производил керамику для нужд населения и керамические изделия для промышленности.

– Вполне возможно, что идея двойного производства в Водном была позаимствована у этого ленинградского завода, – высказал предположение историк. – К началу 70-х годов прошлого века «Прогресс» имел 12 цехов – семь основных, пять вспомогательных. В общей сложности здесь трудилось три тысячи работников. В месяц завод выпускал 320 тысяч изделий.

В 1970-м из Москвы пришел приказ о конверсии – выпускать товары широкого потребления, поэтому перешли на выпуск керамики для электрической промышленности, кафельной плитки. И с того самого момента начинается история воднинской фарфоровой посуды.

Специалистов помогли подготовить предприятия-партнеры, куда работников «Прогресса» отправили на стажировку. Первым таким партнером стал завод в Ликино-Дулёво в Подмосковье. Дулёвскую посуду можно распознать по «птичке» – клейму этого предприятия. Она есть практически в каждой семье.

– Работники «Прогресса» должны были как минимум три месяца стажироваться на дулёвском заводе, это являлось условием для трудоустройства в посудном цехе, – продолжил рассказ Дмитрий Козлов. – По инициативе директора Николая Волкова в корпусах «Прогресса» был создан участок по производству керамической посуды. Из Ленинграда пригласили специалистов по оформлению росписи.

Новая продукция сразу же стала пользоваться большим спросом как в Ухте, так и за ее пределами. Дмитрий Козлов прошерстил различные сайты антиквариата, интернет-аукционы и выяснил, что чаще всего воднинский фарфор встречается в Санкт-Петербурге, реже в Москве, а также его можно найти в Омске, Самаре, Томске, Оренбурге.

– География распространения для довольно небольшого производства, существовавшего не такой уж долгий срок, достаточно обширная, – отмечает коллекционер.

Примечательный факт – на завод приезжала Людмила Зыкина, давала там концерт. По воспоминаниям, прием в Водном ей очень понравился: работники завода ей активно подпевали, и она по собственной инициативе концерт продлила. В качестве подарков знаменитой певице преподнесли прогрессовские заварочные чайники.

Коллекционер отмечает, что ассортимент фарфоровой посуды в Водном был небольшой. Поначалу выпускали разного рода продукцию по лекалам других заводов. Например, помимо дулёвского, лекала предоставлял ЗИК – завод имени Калинина в городе Конаково Тверской области – посуда воднинская и зиковская один в один, помимо клейм ничем не отличается.

Посуда производилась в том самом цехе, где ранее велась обработка радия. И прежде чем было развернуто производство, помещение прошло дезактивацию: были поменяны полы, ободрана вся штукатурка, срыт слой грунта под полом. Посуда безопасна, как и само помещение завода, где она выпускалась.

– Может быть, у кого-то есть маленькие белые чашечки с черными розочками. Такую посуду, начиная с 30-х годов прошлого века, выпускал завод в Конаково, и какое-то время аналогичную делали на «Прогрессе». То есть, скорее всего, какие-то лекала были получены оттуда, – отметил Дмитрий Козлов.

Довольно часто «Прогресс» выпускал юбилейные изделия: кофейный сервиз «ДСО Деревня спортсменов» в честь 25-летия спортивной деревни Ухты, чайник «45 лет городу Ухта», «Пионерская Ухта 1985 год», «Ухта – хоккей» – посуда, посвященная хоккейному чемпионату в «северной жемчужине».

Дмитрий Козлов поспорил с коллегой-коллекционером, можно ли подобного рода фарфор считать агитационным.

– Коллега считает, что нельзя. По его мнению, агитационный фарфор – это только изделия, созданные до конца 1920-х. А все, что изготовлено позднее, даже если изображены Ленин, Сталин, Маркс, Энгельс, таковым не является. А вот работники «Прогресса», напротив, все, что не относилось к обычной художественной росписи, считали «агитационкой». В каталогах завода так и писалось: «Чайник 40 лет Воркуте», в скобочках – «агитационный». Если есть какие-то надписи, если выпуск фарфора приурочен к дате или событию – фестивалю молодежи и студентов, чемпионату по хоккею и так далее, то его записывали в агитационный. Такой «агитационки» на ухтинском заводе производилось много и по разным поводам, – рассказал историк.

В числе таких изделий – чайник «30 лет Победы», где изображены орден Победы, флаги Красной армии, флота и авиации, и совершенно роскошный сервиз «Залп «Авроры». В коллекции Дмитрия имеется пока только сахарница от «революционного» набора, причем крышечка на сахарнице – с дулёвского чайника. Коллекционер мечтает собрать весь «Залп Авроры». На чайнике этого сервиза изображена панорама Ленинграда, от нее лучами восходят цифры «1917», на чашках скачут красные конники, на сливочнике красуется Спасская башня Кремля.

Другим довольно распространенным сюжетом была северная тематика. Популярный сервиз включал в себя чайник, сахарницу, сливочник и чайные пары с изображением советских оленеводов.

Кружки не блистали разнообразием форм: были два вида кофейных чашечек – побольше и поменьше, и универсальные кружки. Например, с надписями «Слава Октябрю», «200 лет Сыктывкару».

Дмитрий Козлов собирает раритеты агитационного назначения, поэтому-то у него и появилось несколько изделий ухтинского завода.

– Через эту «агитационку» я вышел на ухтинский фарфор как таковой, – признался Дмитрий. – Местный коллекционер подсказал мне саму идею коллекционирования фарфора, произведенного на Коми земле. Сейчас такие изделия еще относительно массовые и недорогие. Поэтому нужно ловить момент.

Пока коллекция Дмитрия умещается на двух полках буфета. Среди раритетов – чайники и большие кофейные чашки от сервиза «Черёмуха», кофейный сервиз с желтыми цветами (существуют его варианты – «Василек» и «Черника», а также с рисунком «Шишки»), бокалы с крыжовником, чайники с различными подписями, сливочники в виде петушков.

– Также выпускались пепельницы с изображением сыктывкарской каланчи. Мне удалось найти в интернете фотографии, но они, к сожалению, очень плохого качества. Возможно, у кого-то такая посуда сохранилась. А у кого-то наверняка есть фигурки горностаев. Эти изделия «Прогресс» позаимствовал у ЗИКа, – добавил коллекционер.

Начиная с 1990 года завод пытался перейти на рыночные рельсы, стал выпускать детские игрушки в виде маленьких фарфоровых фигурок. Успели выпустить серию персонажей советских мультиков. Правда, клейма на фигурках уже не было, и если не знать, что их произвели в Водном, то определить место выпуска практически невозможно.

В 1990-е годы предприятие пережило серьезный кризис, в первую очередь потому, что исчез заказчик в лице минобороны. Количество цехов с каждым годом сокращалось. К середине нулевых «Прогресс» превратился в полукустарное производство, и сейчас в очень малых количествах здесь производят конденсаторы и варисторы (полупроводниковые резисторы). Фарфоровую же посуду изготавливать в Водном прекратили, ее заместил китайский фарфор.

– Если у вас есть ухтинский фарфор, храните его. Потому что, во-первых, такого производства более не существует, что уже увеличивает его ценность. Во-вторых, это большей частью юбилейная или агитационная продукция, что опять же повышает ее стоимость. И если вы захотите заняться коллекционированием этого фарфора, знайте, что пока еще этот фарфор можно приобрести по вполне разумным ценам. Относитесь к ухтинским фарфоровым изделиям бережно, – заключил Дмитрий Козлов.

Галина ВЛАДИС

Фото автора и из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Судьба фарфора на Коми земле"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.