Глазами дотошного краеведа

Несколько сюжетов, рассказанных Надеждой Митюшёвой

В этом году известный в республике краевед Надежда Митюшёва отметила некруглый юбилей – 75-летие. Спектр ее исследовательских интересов огромен и многогранен: Гражданская война в Коми крае, становление национального театрального искусства, жизнь и творчество выдающихся коми писателей, композиторов, актеров. Себя она называет въедливым краеведом с более чем 50-летним стажем, и это не фигура речи. Надежда Митюшёва обладает удивительным качеством находить новую информацию там, где, казалось бы, уже ничего нового не обнаружишь.

История «Катшасинъяс»

Таким ярким примером является ее исследование жизни и творчества первого коми профессионального композитора Александра Осипова. Книгу о нем Надежда Митюшёва закончила 1 июня.

– Первый коми профессиональный композитор, кандидат искусствоведения; обучаясь в аспирантуре Московской консерватории, защитил диссертацию, посвященную песенному творчеству коми, и сам написал 150 песен. Это фактически все, что было написано об этом человеке. Моя книга – это более глубокое погружение в судьбу композитора. Полгода назад придумала название своему труду: «Композитор Осипов глазами дотошного краеведа». Так я сразу раскрываю содержание книги и, грубо говоря, утираю нос всем тем, кто писал об Осипове ранее, – отмечает исследователь.

Исследование заняло 10 лет. Некоторые главы были опубликованы в республиканских газетах и журналах и даже изданы отдельными брошюрами. Например, военному периоду жизни и творчества Александра Осипова посвящена брошюра «Искусство высоких достижений». 18-летний музыкант ушел на фронт в 1941-м, а в 1942-м был ранен и демобилизован: левая кисть обездвижена, пальцы не разгибались. До войны Александр играл на скрипке и пианино, работал в Ансамбле песни и пляски Коми АССР, мечтал стать скрипачом, но из-за ранения с этой мечтой пришлось расстаться. А вот навыки пианиста он восстановил и скоро стал играть на профессиональном уровне.

Примечательно, что никаких сведений об участии Александра Осипова в войне ни при жизни, ни после его смерти в печати не появлялось, а Надежда Митюшёва отыскала об этом периоде жизни много интересной и важной информации.

А начался ее профессиональный интерес к Осипову с выступления на краеведческой конференции в Сторожевске, посвященной 90-летию композитора – уроженца этого села.

– Это был 2013 год. Про Осипова я знала тогда только то, что он автор музыки популярнейшей песни «Катшасинъяс» («Ромашки»). Когда-то в 1970-е годы я приобрела книгу о коми музыке и музыкантах, поэтому общее представление, кто такой Осипов, имела, но как краеведа он меня не интересовал. А тут пришлось выручать руководителя сторожевского музея – она попросила поучаствовать в организации бригады, которая должна была прибыть в село на праздник, – рассказала краевед.

И еще предстояло выступить на конференции с докладом. Чтобы его подготовить, она направилась в архив. В итоге все, кто слушал это выступление, заявили: «Ваш доклад длился 15 минут, а мы готовы вас слушать три часа, пишите книгу!»

Надежда Митюшёва была смущена: «У меня столько своих героев, сюжетов, что же, все отодвинуть?» Но все-таки сказанное запало в душу, и уже через два месяца она написала статью о том, как родилась знаменитая песня «Ромашки», и назвала ее «Катшасинъяс» как символ национального пробуждения». Эта работа была опубликована в газетах, в том числе и в «Республике».

А ведь еще сравнительно недавно даже в родном для Осипова Сторожевске мало кто знал, что «Катшасинъяс» написал их земляк. В своем исследовании «дотошный краевед» выяснила, откуда щемящая грусть в этой песне.

– Когда не знаешь, как она появилась, думаешь, почему о ромашках поется с такой грустью. А вот почему. В 1962 году бригада творческих работников Коми АССР отправилась в Кудымкар. В числе участников поездки были композитор, собиратель коми народных инструментов Прометей Чисталев, певица Ия Бобракова, поэт и журналист Серафим Попов и другие. Александр Осипов, скорее всего, поехал в Кудымкар напрямую из Москвы. В Коми-Пермяцком автономном округе делегаты выступали перед местными жителями и увидели, что язык-то одинаковый, природа одинаковая, люди такие же, что и в Коми. Однажды бригада направлялась на очередную творческую встречу, и по пути сломался автобус. Пока его ремонтировали, пассажиры вышли прогуляться по ромашковому полю. В этот самый момент у Серафима Попова родились поэтические строки, а Александр Осипов тут же сочинил к ним мелодию. Вечером в гостинице записали песню, на следующий день пришли в радиокомитет, Ия Бобракова спела песню, и была сделана радиозапись. Эта запись хранится в фондах радио, – поведала Надежда Митюшёва.

Так краевед докопалась до главного смысла этой песни: «почему же мы, два родственных народа, не вместе?».

– Мне могут сказать: «Это ты все придумала», и у меня на это есть ответ. Как дотошный краевед я пошла в библиотеку, достала газету «Югыд туй», ведь Серафим Попов был тогда заведующим отделом культуры этого издания. Он просто не мог обойти молчанием такое столь примечательное событие, как поездка творческой интеллигенции в Кудымкар, участником которой был. И, действительно, уже через два дня по приезде поэт опубликовал об этом статью, и в ней содержались именно эти мысли и чувства: «почему мы не вместе?».

Палалей керка

Еще одна находка краеведа, о которой хочется напомнить, связана с домом семейства Жаковых в сыктывкарском местечке Давпон. В 2012 году Надежда Митюшёва участвовала в конференции, посвященной Каллистрату Жакову. В ее докладе были приведены документальные сведения из Национального архива, указывающие на то, что сохранившаяся постройка имеет некоторое отношение к выдающемуся коми мыслителю. Эти документы исследователь выявила в 2007 году.

– После того как мне стало абсолютно ясно мемориальное значение дома Жаковых, на что указывали исторические и литературоведческие источники, я решила обследовать дом и договорилась об этом с хозяином. Обзор интерьера дома показал, что внешний вид бревен, их кладка в части жилой постройки и нежилой отличаются. Перестроил дом частично родной племянник Каллистрата Жакова – сын его брата Василия Александр. В десятилетнем возрасте он жил у своего дяди Каллистрата Жакова в Ленинграде, потому что не хотел жить с мачехой. Его мама умерла, и Василий Фалалеевич женился второй раз. Но и жене Каллистрата Фалалеевича тоже не понравилось жить с племянником мужа, поэтому Александр съехал от дяди. В годы Гражданской войны он стал красным командиром, – рассказала Надежда Митюшёва.

Интересна история того, как краевед выявила сохранившийся до наших дней дом Жаковых:

– В начале 1990-х, в первые годы моей работы в Доме дружбы, в Сыктывкаре состоялось широкое празднование 120-летия со дня рождения Каллистрата Жакова. В Коми научном центре прошла большая научная конференция, в рамках которой для участников решили провести экскурсию по Давпону. Я хорошо знаю это место, у меня там замечательные знакомые. Договорились, что покажем гостям коми избу, угостим пирогами. И я как дотошный краевед за месяц до мероприятия решила обойти всех жителей Давпона, чтобы собрать побольше сведений о Жаковых. И сразу несколько человек указали на один и тот же дом: «Тае Палалей-керка» («Это дом Фалалея»).

В доме прежде жил тот самый племянник Жакова Александр. После демобилизации он женился на своей двоюродной сестре Александре – дочери другого брата Каллистрата Жакова Ивана Фалалеевича. В 1927 году Александр Жаков погиб – поехал с проверкой от сельхозбанка и выяснил, что в Палевицах кулаки создали ложное товарищество, чтобы взять кредит. Те, опасаясь разоблачения, убили контролера. Его вдова Александра через некоторое время снова вышла замуж. В годы большого террора она была директором Выльгортской школы, подверглась репрессиям и вскоре умерла. Ее второй муж настолько проникся судьбой выдающегося родственника жены и мемориальным значением этого дома, что всю свою жизнь отстаивал строение, оберегал его от сноса. И нынешние хозяева продолжают сохранять дом, пусть и перестроенный.

«Палалей керка» была перестроена в 1922-1923 годах, когда Каллистрат Жаков уже жил в Риге. Не исключено, что в молодости он мог бывать в этом доме, считает Надежда Митюшёва. Постройка вряд ли дожила бы до наших дней, если бы ее не перестроили. Однозначно, это не родовой дом Каллистрата Жакова. Та изба стояла рядом и не сохранилась. Но все равно сохранившееся строение имеет отношение к выдающемуся коми мыслителю уже хотя бы потому, что в этом доме жили его родственники.

Воспоминания детства

Краеведы помогают по-новому взглянуть на давно привычный городской пейзаж, особенно если сами близко соприкоснулись с историей того или иного объекта или здания. Например, деревянное здание по улице Советской, 17, что рядом с Национальной библиотекой РК, – это не просто старая двухэтажка. Когда-то здесь проживала элита Сыктывкара, дом принадлежал жилтовариществу, жильцы на свои деньги приобрели квартиры.

Этому дому посвящена самая первая газетная публикация Надежды Митюшёвой, которая, будучи студенткой журфака Ленинградского государственного университета, в 1969 году проходила практику в газете «Красное знамя». В доме по Советской, 17 прошло ее детство.

Образ, как известно, создают детали. В небольшой газетной заметке таких деталей много, благодаря чему можно получить представление не только о конкретном доме, но и о городе и горожанах середины прошлого века.

«Мама рассказывала, что в военное время наш двор вскопали под огород. После войны здесь разбит чудесный сквер. Я помню последнюю грядку. Ее посадила мама, чтобы угостить меня, трехлетнюю крошку, морковкой. Помню свой двор белым от кур. Помню, как очень часто вдруг в середине игры меня подзывала мама, и мы шли стоять в очередь за мукой, сахаром, огурцами…»

Приметами того времени были огромный портрет Юрия Гагарина, установленный на балконе 14-й школы на следующий день после полета в космос; очереди с шести утра за билетами в кинотеатр «Октябрь», где в 1960 году появился большой экран.

«Я никогда не пойму красоты колоннады республиканской библиотеки, потому что все детство она стояла перед моими глазами. Из глубин нашего двора открывался вид на республиканскую библиотеку. На задней стене ее мы обнаружили пять рядов маленьких окошечек и с гордостью закричали, что в Сыктывкаре появился первый пятиэтажный дом. Нас не смущало, что с фасада он обычный, двухэтажный».

«К первым спутникам мы относились просто и радостно. Мы следили за небом с заборов и сугробов, перекидываясь снежками. Мы становились серьезнее, когда мамы кричали в форточку: «Время! Не пропустите!» Увидеть движущуюся точку было счастьем. Полет Гагарина окрасился уже в торжественную атмосферу. В школе состоялся митинг. В городе гремело радио. А драмтеатр показал бесплатный спектакль. Вот такой он, Сыктывкар, который я ношу в сердце», – завершает свои детские воспоминания юная студентка Ленинградского университета.

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Глазами дотошного краеведа"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.