Севером согретые, росписью украшенные

В сыктывкарской картинной галерее «Пейзажи Севера» открылась первая персональная выставка молодого мастера росписи по дереву Дианы Бачевич. В экспозиции представлены работы с разными видами традиционной и авторской росписи по дереву.

На открытии выставки прошла презентация книги Дианы Бачевич «Севером согрето. Пособие по верхневычегодской росписи по дереву». Издание адресовано преподавателям, начинающим мастерам декоративно-прикладного искусства, а также всем желающим изучить основы традиционной росписи коми народа.

Мастер работает как в традиционных техниках, так и в авторской манере. Большинство представленных изделий созданы специально для выставки и будут экспонироваться впервые. Это расписные предметы интерьера, музыкальные инструменты и игрушки.

– Экспонатом выставки стал старинный сундук, который нам подарила одна из жительниц Выльгорта, – рассказала Диана Бачевич «Республике». – Я украсила сундук росписью, стилизованной под норвежскую. Также экспонатом стала обычная кухонная полка, которая много лет висела у моей бабушки на летней кухне. Я почистила полку и украсили ее росписью.

Название выставки «Севером согрета» описывает отношение художницы к родному Северу и художественным промыслам, бытовавшим на этой земле: вычегодской, пижемской и мезенской росписям. Мастер тонко чувствует нюансы природных цветовых сочетаний, используя в своих работах натуральные, теплые и живые оттенки.

Диана Бачевич работает в Сыктывдинском доме народных ремесел «Зарань».

– Не могу сказать сегодня, что уже являюсь опытным мастером, но результаты своей работы вижу, – говорит мастерица. – Это и придает сил работать дальше, больше. Любое ремесло требует много терпения, сосредоточенности, сил. Думаю, любовь к росписи зародилась еще при обучении в колледже культуры благодаря педагогу Валентине Журиной. Работаю, как правило, с природными материалами. Это либо покупные заготовки из дерева, либо заготовки, сделанные моим коллегой Алексеем Гавриловым. Как-то получилось так, что изделия по большей части ориентированы на детей. Думаю, что есть две основные причины. Во-первых, я люблю детей. Во-вторых, мы много работаем с ними. Мне интересен их мир, их фразы, их взгляды. Очень хочется свои навыки и знания передать дальше. Я рада тому, что с каждым годом все больше людей разных возрастов интересуются ремеслами. Считаю, что главная задача мастера – это грамотно и уверенно делать свое дело, делиться своими знаниями и навыками.

Художественная роспись по дереву была издавна распространена в Коми крае. Существует несколько традиционных видов коми росписи: мезенская, верхневычегодская и нижневычегодская. Широко использовали круг – символ солнца и оберег от напастей. Круги различных цветов и размеров рисовали на дверях, фронтонах домов, кроватях, столах, бытовой утвари и детских колыбелях. Крупным центром самобытной росписи было село Керчомъя на Верхней Вычегде. Считается, что именно верхневычегодская роспись повлияла на становление художника-абстракциониста Василия Кандинского, который в 1889 году приезжал в экспедицию в Коми край. В частности, некоторые традиционные расписные узоры на прялках и других предметах деревенского быта вполне могли повлиять на цветовоспроизведение и образы в работах будущего абстракциониста.

Посетить выставку «Севером согрета» можно до 21 сентября включительно.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Севером согретые, росписью украшенные"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.