Сказ про картупель

Как в Коми прижился заморский овощ

Необычная книга и иллюстрации к ней представлены на выставке в Национальной библиотеке Коми. Экспозицию «Картупель» составил цикл графических листов в техниках ручной печати. Так питерский художник Анжелика Ван-Ин проиллюстрировала авторскую книгу про картофель.

Клубни помнят свои корни

Одна из центральных тем ее работ – это клубни картофеля, сохраняющие в себе память о земле. Можно сказать, что даже манера рисунка и цветовая палитра продиктованы структурой почвы. Анжелика Ван-Ин и ее дочь Ника Григорян провели ряд интервью со своими земляками, жителями деревень на Коквицкой горе Усть-Вымского района. А затем истории о процессе сбора картофеля художница запечатлела в рисунках.

По мнению автора, вокруг картофеля и процесса его выращивания сложились традиции и фольклорные тексты, этот овощ стал частью культурного наследия.

Анжелика Ван-Ин – графическая художница-исследовательница. В 1989 году кончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Александра Штиглица по классу «конструктор мебели». Ее работы были представлены на выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Ухте и за рубежом. Работы находятся в частных коллекциях Франции, Германии, Швеции, Индии, ОАЭ, Бразилии.

После Сыктывкара выставка отправится на малую родину художницы – в библиотеку села Кожмудор Усть-Вымского района.

Ах, картошка, объедение…

Это сегодня картофель кажется нам совершенно банальным и безобидным овощем-корнеплодом. А ведь когда-то люди его боялись и категорически отказывались выращивать и есть. Иноземный плод считался ядовитым. Некоторые лингвисты придерживаются мнения, что название «картофель» произошло от немецких слов «kraft» («сила») и «teufel» («дьявол») – то есть «дьявольская сила». Еще безобидную картошку обзывали «чертовым яблоком».

Жители южных районов Коми края познакомились с картофелем (который по-коми называется картупель) только в сороковых годах XIX века. Тогда его в приказном порядке стали распространять по всей стране. Министерство государственных имуществ присылало в Усть-Сысольский и Яренский уезды указания о «непременном разведении картофеля». Но крестьяне не хотели заниматься картофелеводством, считая это пустой тратой времени и сил. Коми земледельцы основное внимание уделяли зерновым культурам – главным образом, более приспособленным к северным условиям ржи и ячменю. Широко распространены были в Коми крае репа, брюква, редька, морковь, горох. Позднее стали выращивать капусту, огурцы, лук и чеснок. Ко второй половине XX века капуста заняла ведущее место в рационе питания. Из нее делали закуски, заправляли супы, начиняли пироги. Заготавливая капусту на зиму, дожидались первых заморозков. Ее заквашивали кочанами или рубили на несколько частей, предварительно отварив (шома капуста). Из репы и брюквы готовили сладкое угощение «паренча»: нарезанные кусочками овощи распаривали в остывающей печи и сразу ели или сушили и использовали для приготовления компота. Из редьки готовили похлебку, заправленную квасом.

Картофель – многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых. Его плоды ядовиты, в пищу употребляют только клубни. В Южной Америке растет около 200 его диких видов и подвидов, но все известные сейчас культурные сорта (более 5000) относятся к одному роду Solanum. Картофель выращивают почти в ста странах, это четвертая продовольственная культура в мире после риса, пшеницы и кукурузы. Годовой рацион современного человека составляет около 33 килограммов картофеля. Средних размеров картофелина весит 150 г и содержит примерно 27 мг витаминов.

Иван Пушкарев в книге «Описание Вологодской губернии» в 1846 году писал про картофель, что «во многих волостях, даже вблизи самого города Усть-Сысольска еще несколько лет до сего это полезное растение вовсе не было известно поселянам. Зыряне, видевшие в огороде у дьячка своего прихода посаженные в землю «яблоки», вырыли нечестивый, по их мнению, плод и раскидали его к крайнему огорчению хозяина. Ныне в этом же селении почти у всякого зырянина можно найти хоть небольшое количество посаженного картофеля».

Грамотный устьсысолец Филипп Попов – проводник экспедиции 1843 года Александра Кейзерлинга и Павла Крузенштерна – перевел на коми язык «Краткое наставление о посеве, уборке, хранении и употреблении картофеля». Его перевод издали в Санкт-Петербурге весной 1844 года и бесплатно разослали в коми деревни. Кейзерлинг и Крузенштерн назвали Попова «знающим литературные источники, грамотным, расторопным и любознательным зырянином», высоко оценили его заслуги в экспедиции.

Крестьянин из села Вендинга на реке Вашке Аверкий Калинин в 1841 году первым привез на Удору картофель и попытался его выращивать. Его сын, получивший сельскохозяйственное образование, добился хороших результатов в картофелеводстве.

Совместные усилия властей и энтузиастов сделали свое дело: площади, занятые картофелем, в Коми крае понемногу увеличивались. Со второй половины XIX века блюда из картофеля стали все чаще появляться на крестьянском столе. Картофелем заправляли супы, варили как самостоятельное блюдо, запекали в молоке. Традиционная коми кухня богата блюдами на основе картофеля – это и знаменитые коми шаньги, и картупеля кушман (картофель с редькой), и различные супы, и картофель с грибами.

Сейчас в Коми допущено к возделыванию более 40 сортов картофеля. Эти сорта специально адаптированы к нашим суровым климатическим условиям.

Заморский гость

Родина картофеля – Южная Америка, а точнее, перуанские Анды, где до сих пор можно встретить дикорастущие виды этого растения. Введение картофеля в культуру было начато примерно семь-десять тысяч лет тому назад на территории современных Боливии и Перу. В Перу существуют сотни его местных разновидностей, когда-то практически каждая семья выращивала свой собственный сорт картофеля. Индейцы не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему. Самые древние изображения клубня принадлежат культуре моче. Письменности у этого народа не было, от них остались росписи, украшения и прежде всего керамика, в частности, сосуды, изображающие странных многоголовых и многоглазых полулюдей-полуклубней.

В календаре инков существовал следующий способ определения дневного времени: мерилом служило время, затрачиваемое на варку картофеля, – приблизительно один час. А единицей измерения площади был участок, с которого можно собрать достаточный для прокорма одной семьи в течение сезона урожай картофеля.

В Европу картофель в 1570 году привезли испанские конкистадоры. Причем он сначала считался декоративным ядовитым растением. Первое упоминание о картофеле как о пищевом продукте относится к 1573 году – он значился среди продуктов, закупленных для госпиталя в испанской Севилье.

Картофельная революция

Появление в России картофеля связывают с Петром I. Царь попробовал овощ в 1698 году в Голландии. Видимо, блюдо ему понравилось, и он отправил мешок клубней графу Шереметеву для того, чтобы тот позаботился о разведении культуры в стране. В 1765 году клубни были отвезены для посадки из Петербурга в Москву. Транспорт прибыл в декабрьские морозы, из-за чего картофель сильно пострадал. Мерзлые клубни распродали за большие деньги, ни слова не сказав о потере вкусовых качеств и полной непригодности для посева. Так или иначе диковинный овощ не получил распространения в России в первой половине XVIII века. Поначалу он считался экзотическим растением и подавался на стол только в аристократических домах.

Популяризировать корнеплод взялась Екатерина II. В 1758 году Петербургская академия наук опубликовала статью «О разведении земляных яблок» – первую в России научную статью о возделывании картофеля. Наставление содержало детальные рекомендации по разведению и употреблению новой культуры, вместе с семенами картофеля оно было разослано по всем губерниям. Но из-за множества отравлений, вызванных употреблением в пищу плодов и молодых клубней, содержащих соланин, крестьяне поначалу не приняли новую культуру. Лишь постепенно картофель получил признание, вытеснив из крестьянского рациона привычную репу. Тем не менее еще в XIX веке многие крестьяне называли картофель «чертовым яблоком» и считали грехом употребление его в пищу.

Несмотря на голод, крестьяне не могли понять, почему землю теперь надобно засевать подозрительным заморским корнеплодом. Недовольство привело к тому, что по стране прокатились «картофельные бунты». Восстания проходили в Саратовской, Казанской, Тобольской, Пермской, Оренбургской, Владимирской, Вятской губерниях. Порой, чтобы унять «антикартофельщиков», царским солдатам приходилось даже применять оружие. Крестьян заставляли сажать картофель, но никто так и не объяснил, что же потом делать с урожаем. Они употребляли в пищу зеленую картошку, которая, как известно, содержит яд – соланин.

Страх народа перед нововведениями разделяли и некоторые аристократы. Например, княгиня Авдотья Голицына заявляла, что картошка «есть посягательство на русскую национальность, что картофель испортит и желудки, и благочестивые нравы наших искони и богохранимых хлебо- и кашеедов».

Картофельным энтузиастом оказался Николай I. Неурожай 1840 года заставил его подписать указ, гласивший: «Завести во всех казенных селениях общественные посевы картофеля для снабжения семенами крестьян», а также «поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличившихся в разведении картофеля». В феврале 1841 года вышло распоряжение «О мерах к распространению разведения картофеля», и губернаторы должны были регулярно отчитываться правительству о темпах увеличения посевов новой культуры. Были изданы наставления по правильной посадке и выращиванию картофеля и бесплатно разосланы по всей России. В том числе вышла книга и на коми языке.

«Картофельная революция» эпохи Николая I увенчалась успехом, и к началу XX века этот овощ уже считался в России вторым хлебом, то есть одним из основных продуктов питания. Но еще Максим Горький в романе «Дело Артамоновых» писал: «Отец с картошкой не соглашался, когда картошку силком заставляли есть; его хотели пороть, а он побежал прятаться, провалился под лед, утонул».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

Оставьте первый комментарий для "Сказ про картупель"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.