Владимир Юнусов: «Дронрейсинг – спорт молодых»

Инженер-конструктор из Эжвинского района Сыктывкара Владимир Юнусов сам собирает и пилотирует различные дроны. Со временем увлечение переросло в нечто большее, проснулся спортивный интерес. Сейчас у Владимира первый спортивный разряд по киберспорту в дисциплине технического симулятора дронрейсинга (гонки на беспилотных летательных аппаратах). Он показывает хорошие результаты не только в региональных и всероссийских соревнованиях, но и на мировой арене. В июне на первом этапе Кубка мира по виртуальному дронрейсингу сыктывкарец занял 12 место, войдя в двадцатку лучших пилотов планеты. О пути в дронрейсинге спортсмен рассказал журналисту «Республики».

Время летать

– Как вы увлеклись дронами?

– В 2012 году в YouTube увидел ролик, в котором кто-то в Сибири собрал большой дрон с камерой и взлетел. Посмотрел, удивился. Потом года через два в интернете начали в большом количестве появляться статьи и видео по этой теме. Заинтересовался, купил первый игрушечный квадрик. Тогда пошла волна, и все необходимое можно было приобрести за относительно небольшие деньги на «Алиэкспрессе». Свободного времени на тот момент у меня было много, поскольку находился на больничном. Летал вокруг люстры, визуально, без очков. Гонял кошку, и она бегала за этим маленьким дрончиком, в догонялки играли. Дело происходило в новой квартире, пока еще не обставленной мебелью, так что места для полетов было достаточно.

Квадрики увлекли. В течение года переключился на бесколлекторные моторы, то есть гораздо более мощные беспилотники, они более-менее похожи на гоночные. Полетал и на радиоуправляемых самолетах, и на вертолетах. Потом распробовал симуляторы. С симуляторами все гораздо проще: запустил компьютер, включил игру, взял в руки аппаратуру управления – и вот ты уже летаешь.

– С началом специальной военной операции часто упоминаются FPV-дроны. При этом многие даже не знают, что это такое. Можете объяснить максимально простыми словами?

– Существуют беспилотники, которые вы контролируете визуально, «от третьего лица», то есть используется непосредственный визуальный контакт с дроном. Такой способ называется LOS (Line Of Sight – поле зрения). А есть такие, с которых в очки приходит картинка прямо с борта. Это и есть FPV-дрон. Аббревиатура FPV расшифровывается как First Personal View (в переводе с английского «вид от первого лица» – авт.). При таком способе создается ощущение, что пилот сидит прямо внутри дрона.

– Сейчас проблематично тренироваться на реальном дроне на открытой местности?

– В Коми жесткого запрета на полеты нет, есть послабления. В большинстве регионов полеты строго запрещены, а у нас можно получить разрешение. Это разрешение нужно брать каждый раз под конкретный полет. Даже чтобы один раз выйти и полетать, надо заблаговременно, за несколько дней направить запрос. Ребята, которые занимаются коммерческими видеосъемками, эту процедуру проходят регулярно, потому что часто снимают в черте города.

– А вот если говорить о погоде, то в дождь, наверное, тяжело летать?

– В дождь по очкам летать сложно, на дроне установлена камера, на линзу попадают капли, и видимость ухудшается. Это в принципе единственный ограничивающий момент. Ну еще туман мешает летать. Зимой управлять можно, сидя в машине. На улице мерзнут руки, а в машине тепло и удобно. Температура минус 25 градусов – не проблема. Оборачиваем аккумулятор в варежку, всячески утепляем, а сам дрон выдерживает. Пропеллеры становятся хрупкими, но ничего страшного.

– Насколько сильно подтолкнула специальная военная операция всю эту индустрию?

– Очень сильно. Появляется много заинтересованных людей. Государство обратило на это внимание, и в учебных заведениях открываются клубы и кружки. В прошлом году на базе Сыктывкарского автомеханического техникума открылся первый в Коми учебный центр подготовки операторов беспилотных авиасистем. Также осенью прошлого года на базе Сыктывкарского лесного института организовали клуб «Время летать». Это чем-то напоминает бум беспилотников в Южной Корее в 2017-2018 годах, где эту дисциплину начали преподавать с первых классов школы. Они тогда на всех международных стартах первые места занимали. Теперь, наверное, и мы к этому идем.

– Вам предлагали поучаствовать в подготовке бойцов для СВО?

– Да, неоднократно обращались в частном порядке в первый год спецоперации. Но у меня полная занятость на основной работе, поэтому особо помочь не мог, там же нужна массовость. В итоге нашлись грамотные специалисты, которые начали консультировать и обучать. Насколько знаю, сейчас это дело хорошо поставлено.

– В современных боевых действиях идет гонка технологий. Как инженер и как дронрейсер вы можете как-то помочь в усовершенствовании, например, средств радиоэлектронной борьбы?

– Все оборудование в принципе китайское, полетные контроллеры, радиоуправление, видеолинк, рамы, моторы, аккумуляторы, пропеллеры. Разработчики рассредоточены по всему миру, а производство налажено только в Китае. Разработчики лучше знают свои технологии, чем я. Помимо проприетарных продуктов (property в переводе с английского означает собственность, такие продукты приобретаются только по лицензии), достаточно много используется технологий с открытым исходным кодом, поэтому знающие люди могут подключиться к этой работе и попробовать что-то усовершенствовать.

«Бодаться с Китаем нерентабельно»

– Как далеко могут залетать беспилотники?

– При хорошей погоде и прямой видимости расстояние 30-40 километров – это предел возможностей существующего гражданского радиоуправления и видеолинка, но дальше дрон может лететь по заранее заданной программе. То есть, как только «отваливается» управление или пропадает «картинка», дрон может продолжать выполнять маршрут по заданным точкам без вмешательства оператора, пока хватит «горючки». Если дрон должен вернуться, то надо оставлять запас энергии для возврата, учитывая направление и силу ветра.

Для длительных полетов на «дальняк» лучше всего подходят крылатые дроны типа «самолет». У них большая полезная нагрузка, которую несет крыло, а не винты, как в мультироторах, и им достаточно одного эффективного тянущего или толкающего мотора. В мультироторах же крыла нет, и вся нагрузка ложится на несущие винты. Это очень неэффективно с точки зрения потребления энергии, но у мультироторов есть свои козыри – они юркие и способны зависать на месте. Помимо классических схем, существуют гибридные дроны, которые совмещают плюсы обоих типов, то есть самолет и квадрокоптер «в одном флаконе». Будущее за такими аппаратами.

– С приобретением деталей есть проблемы сейчас?

– Много всего накопилось за предыдущие годы, поэтому почти ничего не покупаю, живу на запасах. Однако международные торговые площадки типа «Алиэкспресса» сегодня ограничивают для России и Республики Беларусь ассортимент, связанный с дронами. Собранные дроны, готовые к полету, на них уже не найти. Есть только отдельные комплектующие, и то частенько это дефицит, связанный с высоким спросом и с производством чипов и другой элементной базы.

Также большие проблемы с таможней, не знаю, с чьей стороны, но даже безобидные небольшие игрушечные «вупы» (дроны небольшого размера с защитой пропеллеров – авт.) частенько заворачивают назад, все потому, что громко называются «квадрокоптер». В общем, проблемы с комплектующими есть, но не сказать, чтобы катастрофические, просто стало сложнее доставать, и стоит все кучу денег.

– Говорят, что многое уже производится в России. Это действительно так?

– Производства комплектующих у нас нет, есть только сборка. Комплектующие закупают в Китае, а в России собирают. Если говорить о карбоновых рамах, то их частично пилят и у нас. Из китайских карбоновых листов. Это уже давно есть. Также в России есть завод литиевых аккумуляторов, но насколько они хороши и пригодны для летающей техники – не знаю, да и объемы производства там явно недостаточные. А моторы, например, только китайские. Даже пластиковые пропеллеры только китайские. Полетные контроллеры, регуляторы хода, радиоуправление, видеосвязь – в общем, вся электроника китайская. Единичные случаи есть: энтузиасты-соотечественники или фирмы разрабатывают полетные контроллеры, но выпускают их все равно в Китае. Производства в России нет, да и в другой какой-либо стране, наверное, тоже, потому что в рыночных условиях нерентабельно бодаться с китайскими предложениями.

Поломок избежать не удастся

– Как часто дроны выходят из строя?

– Это зависит от скила пилота – его навыка и опыта, а также от стиля полета. У кого-то дрон один, и он его бережет, поэтому летает «блинчиком». У кого-то несколько дронов, и ему хочется «наваливать», рискуя «разложиться». В таких случаях нередки частые «краши» и поломки.

– Вообще, чтобы этим заниматься, человеку надо иметь инженерные знания или он может купить готовый дрон и этого достаточно?

– Тут двоякая ситуация. Существует большой класс «консьюмерских» дронов. Они широко продаются и максимально автоматизированы. Сюда относятся многочисленные съемочные дроны, мы их называем «камера с пропеллерами», и так называемые «селфи-дроны для блондинок». Для их запуска и эксплуатации инженерных знаний не нужно. Нажал кнопку – дрон взлетел и завис на нужной высоте. Нажал другую – дрон облетел объект съемки. Всевозможные лидары (устройство, сканирующее пространство с помощью лазерных лучей, – авт.) и камеры следят за препятствиями и предотвращают столкновение. Все просто, как два пропеллера об асфальт.

Если же говорить про FPV-дроны, преимущество которых раскрывается в особом режиме полета «Акро», то есть без выравнивания в горизонт, без помощников в виде датчиков препятствий и прочего, то чтобы хотя бы удержаться в воздухе, нужно иметь достаточно специфичный опыт, потому что это совсем не просто. Полет на FPV-дроне в режиме «Акро» можно с некоторой натяжкой сравнить с ездой на одноколесном велосипеде, таком, как в цирке, чуть зазевался – сразу упадешь, точнее, упадет дрон. Поэтому для FPV-дронов принцип «купил и полетел» абсолютно не работает. Нужен навык. Навык приобретается тренировочными полетами на реальных дронах-«броневичках» либо в симуляторе, что сильно проще и дешевле.

Но даже у опытных пилотов рано или поздно дрон обязательно сломается, такая у него судьба. И тут будут нужны другие навыки – инженерные. В первую очередь надо уметь хорошо паять, не только толстые провода, но и мелкие SMD-элементы. Уметь прошивать микроконтроллеры, а в определенных случаях и программировать. Ну и вообще знать несколько разноплановых теорий. Без таких знаний и навыков хорошим специалистом не быть. Это в максимуме. В минимуме же с автоматическим селфи-дроном справятся и дети.

Парад единомышленников

– В Сыктывкаре насколько большое сообщество людей, увлекающихся этой темой?

– В телеграм-мессенджере у нас чат, в нем около 50 человек со всей республики. Среди них гонщики, фристайлеры, дальнолетчики, самолетчики, видеооператоры и просто интересующиеся. Если касаться истории, то в августе 2017 года нас всех вместе собрал на соревнование «Коптерфест» на День Эжвы предприниматель Олег Кнутов. Огромная ему благодарность. Он разыскал нас в соцсетях и по знакомым. Таким образом мы узнали друг про друга, пообщались, посоревновались. С тех пор со многими продолжаем общаться. Потом уже целой командой съездили в 2018 году в Пермь на гонки лиги RDR, она и сейчас существует.

В дронрейсинге, как в боксе, есть разные лиги, в которых можно соревноваться. В нашей команде были ребята из Ухты, Сыктывкара и Микуня, попали в середину турнирной таблицы. Соревнования проходили в зале, а в зале сложно выступать. Победил московский пилот, кстати, родом из Воркуты. А я тогда обошел на одну строчку другого представителя Москвы, который спустя два года стал чемпионом России. Это запомнилось. По нынешним временам я глубокий дедушка дронрейсинга. Многие достигли высокого уровня и перестали заниматься гонками, ушли в другие сферы, а я до сих пор в деле, «пережил» несколько поколений пилотов.

– Вы сейчас в основном участвуете в стартах на виртуальных беспилотниках?

– Да, на реальном дроне полноценно не летал уже пару лет, если не считать «вупы». Перебиваюсь симулятором. Как только появляется свободное время, сразу беру аппаратуру и сажусь за монитор. На реальных дронах соревноваться еще интереснее, но в таких соревнованиях все равно не участвую. Надо же постоянно ездить в Москву, Казань, Красноярск. Такой возможности нет. Раз в год, может быть, выбираюсь на фестиваль в Москву, да и то в качестве зрителя. Сейчас в республике создается федерация гонок дронов. Надеюсь, со временем будут проходить регулярные местные гонки.

– Расскажите подробнее о симуляторах?

– Существует множество различных симуляторов. Самый лучший и основной симулятор у гонщиков – Velocidrone. В нем полеты максимально похожи на реальные. Я специализируюсь на симуляторе DCL The Game, по некоторым причинам он самый популярный в нашей стране. Этот симулятор хорош для старта, довольно прост в освоении. Но и топ-пилоты соревнуются в нем. Он годится как для обучения с азов, так и для полноценных гонок высокого уровня.

– Установить симулятор можно на любой компьютер?

– Да. Важно, чтобы компьютер был игровой, хотя бы среднего уровня, так как первостепенное значение имеет число кадров в секунду, чтобы задержка картинки была минимальной. Когда летишь на предельной скорости, любая задержка влияет на результат. К компьютеру дополнительно нужны аппаратура управления, симулятор, и все – можно гонять на виртуальном дроне. Симулятор стоит не дороже обычной игры.

– На клавиатуре управлять не получится?

– Нет, даже джойстик от игровой приставки не подойдет. Требуется настоящая аппаратура управления, которую используют с реальными дронами. Все это есть в продаже. «Аппа» подключается к компьютеру по обычному USB-кабелю.

– Начинать путь в дронрейсинге можно с симулятора?

– Да, это самый оптимальный вариант. С минимальными вложениями симулятор поможет понять, хотите ли вы развиваться в этом направлении дальше. Аппаратура управления стоит от семи тысяч. Она пригодится и в будущем, ее можно использовать с реальными дронами. Если вы для себя решили, что это интересно, с симуляторов можно переключится на «вупы». Их можно пилотировать в помещении, для этого не нужно получать разрешения. К аппаратуре надо будет докупить очки или шлем, он подешевле – тысяч шесть-восемь, и хотя бы десяток аккумуляторов, полет ведь очень короткий – в режиме гонки всего минуты две-три.

Следующий этап – полноразмерная «пятерка» (основной тип соревновательных дронов – 5-дюймовый FPV-дрон – авт.). Конечно, можно сразу прыгнуть на «пятерку», это форсированный путь, но ведь все равно сейчас большие сложности с легальными полетами на открытом пространстве.

«Для меня это уже не просто хобби»

– Чтобы достичь мирового уровня, как много времени надо посвящать тренировкам?

– Я стараюсь тренироваться не менее трех раз в неделю. Это мало. Молодые пилоты в силу физиологии прогрессируют очень быстро. Хороший пример – восьмилетний пилот из Москвы Мирон Черемных, который за полгода достиг мирового уровня. Уже обгоняет некоторых взрослых профессиональных пилотов. Его старший брат Платон, ему, если не ошибаюсь, 15 лет, пришел в дронрейсинг из картинга, где занимал высокие места. Тренируется на дронах больше года и тоже вышел на высокий мировой уровень. Сейчас они оба выступают за испанскую команду лиги DCL (Drone Champions League). Ребята не вылезают из тренировок и соревнований.

– Что для вас дронрейсинг?

– Для меня дронрейсинг уже давно перешел из хобби в спорт. Это случилось, когда на федеральном уровне два года подряд был финалистом на чемпионате России по киберспорту, в 2021 году в Челябинске и в 2022 году в Белгороде.

– Возраст вообще имеет большое значение?

– Да. Дронрейсинг – спорт молодых. У них гибкий обучаемый мозг, им гораздо проще дается неестественное управление дроном. В дронрейсинге 18-летние спортсмены – уже «старички». Тем не менее и у меня, на пятом десятке, прогресс не останавливается. В любом возрасте можно развиваться.

– Какие у вас основные спортивные цели?

– Продолжу выступать в этапах Кубка мира. Соревнования проходят под эгидой FAI, международной федерации авиаспорта (примечание: пока редактировалась статья, FAI не допустила спортсменов из России на следующий этап – авт.). Также основные надежды связаны с зарождающейся федерацией гонок дронов республики. Надеюсь, что в черте города появится площадка с трассой для регулярных тренировок, для которых не нужно будет каждый раз получать разрешение на полеты. Это позволит наконец с симуляторов перейти на реальные дроны. Там уже можно думать о гонках на федеральном уровне.

Как уже сказал, в данный момент формируется федерация гонок дронов Республики Коми. Я очень этого ждал. Нашлись энтузиасты, которые подхватили волну, подали документы на аккредитацию. Связались со мной, договорились о встрече. Буду оказывать всевозможную помощь. У меня самого нет столько времени, чтобы полноценно возглавлять федерацию, но помогу всем чем смогу.

С прошлого года, как очередной виток развития дронрейсинга, была учреждена всероссийская федерация гонок дронов. Следом по всей стране стали возникать региональные представительства. В связи с этим большие надежды. Ведь гонки дронов – это официальный вид спорта. Федерация гонок дронов Коми будет тесно сотрудничать с министерством спорта республики. Будут формироваться планы соревнований, проходить отборы, формироваться сборная команда, которая должна защищать честь республики на всероссийских соревнованиях. Смотрим в будущее с оптимизмом.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора и из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Владимир Юнусов: «Дронрейсинг – спорт молодых»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.