Классический юбилей

В Коми отметили 185 лет со дня рождения Ивана Куратова

18 июля исполнилось 185 лет со дня рождения основоположника коми литературы, создателя коми литературного языка Ивана Куратова. В этот день в Сыктывкаре состоялся митинг у памятника поэту на Театральной площади. Здесь прозвучали стихи, факты биографии классика. Автор строк «Менам муза абу вуза» («Моя муза не продается») так и не сумел при жизни «продать» ни одного своего стиха. Он опубликовал лишь пять стихотворений, причем под псевдонимом и под видом народных песен. Теперь основоположнику коми литературы посвящают книги и даже сочинили оперу. После возложения цветов участники мероприятия отправились в Литературный музей Ивана Куратова (отдел Национального музея Коми), где открылась выставка «Портрет поэта».

Мозаичный портрет поэта

«Портрет поэта» – это возможность познакомиться с образом Куратова и его творчеством через посвященные ему живописные полотна, книги и постановки. На выставке представлены работы из собрания Национального музея Коми. Это портреты Куратова авторства Николая Жилина, Энгельса Козлова, Петра Бенделя, иллюстрации художников Василия Игнатова, Вадима Краева к стихотворениям и Аркадия Мошева к роману Геннадия Фёдорова «Востым» (главным героем которого является Иван Куратов). С образом поэта на телеэкране знакомят фрагменты из оперы «Куратов» (композитор Сергей Носков, либретто Альберта Ванеева), поставленной Ией Бобраковой в Государственном театре оперы и балета РК в 2009 году. Особым экспонатом выставки является изображение портрета в мозаике, выполненное из поделочного камня Сергеем Добряковым в 1970-е годы для первой экспозиции литературного музея. Также на выставке показаны первые издания произведений Куратова, вышедшие в 1932-1940 годах, и программка шедшего в драмтеатре в 1960 году спектакля «Иван Куратов» по пьесе Григория Литинского.

Кстати, сам литературный музей в этот день отметил 55-летие. Вопрос об образовании музея Куратова поднимался еще в 1930-е годы, а открылся он 18 июля 1969 года в помещении первого этажа кирпичного дома, расположенного на улице Орджоникидзе, 10. Ранее на этом месте находился деревянный дом дочери священника Екатерины Казариновой, где в 1860-е годы снимал комнату Иван Куратов. Трехэтажный дом Казариновой тогда был самым большим в Усть-Сысольске – около десяти раздельных комнат. Сама хозяйка и дети занимали нижний этаж, а на втором и третьем этажах жили квартиранты. Небольшая комнатка Куратова находилась под самым чердаком. В 2009 году музей перебрался во вновь отреставрированное здание на этой же улице – в бывший дом купца Степана Суханова. Центральное пространство музейной экспозиции занимает зал, посвященный жизни и судьбе Куратова и истории открытия его поэтического наследия. В «куратовском» музее представлены прижизненная фотография Куратова и чудом сохранившиеся книги из библиотеки поэта. Это краткая священная история на русском и черемисском языках, Псалтырь на ревельско-эстонском наречии, Евангелие на турецком языке.

В одном из залов музея воссоздана атмосфера городской гостиной второй половины XIX века, в других представлены материалы о народе коми, источники по истории коми письменности, материалы о выдающихся коми писателях и ученых первой трети XX века. Еще один зал знакомит с творчеством наших писателей и поэтов 1930-1950-х годов. Здесь же находится научная библиотека музея с уникальной коллекцией периодических изданий, редких книг и энциклопедий.

Судьба поэта

Поэт, лингвист, переводчик, а также военный следователь Иван Куратов – Ӧльӧш Вань (так поэта звали по-коми) родился 6 июля (по новому стилю 18 июля) 1839 года в селе Кебра (ныне село Куратово) Усть-Сысольского уезда в семье дьякона. Иван был девятым ребенком в семье, которая рано потеряла кормильца. В 1850-1854 годах учился в Яренском уездном училище, затем в Вологодской духовной семинарии. Поэт начал писать стихи в училище и продолжил творчество в семинарии, которую окончил в 1860 году. О его первых шагах в поэзии известно из заметки поэта о якобы своем друге А.И. Гугове. В действительности это был псевдоним Куратова. В автобиографической заметке он пишет: «Гугов начал писать с тринадцати лет. Он писал по-зырянски, причем употреблял стефановскую азбуку (по Савваитову), чтобы, как он говорил после, не подвели его под розгу, вычитавши воспеваемую им любовь». Кстати, «гуг» по-коми – «изнанка». Ни одно из стихотворений этого периода не сохранилось. В 1850 году, когда будущему классику было 11 лет, профессор Петр Савваитов опубликовал «Грамматику зырянского языка», в приложении к которой и появилась древняя коми азбука. А через два года после выхода «Грамматики» появились «тайные» стихи юного поэта.

После Вологды Иван Куратов отправился в Москву – с направлением в Духовную академию. Но, видимо, раздумал и решил поступать в Московский университет. Однако этот план провалился. Скорее всего, из-за безденежья. Через семь месяцев молодой человек вернулся в Усть-Сысольск, занялся литературным творчеством и научными изысканиями. Наиболее плодотворным периодом его жизни оказались годы, проведенные в Усть-Сысольске. Здесь он служил учителем духовно-приходского училища при Троицком соборе, работал над лингвистическими трудами, писал и переводил стихи.

В 1865 году Куратов переехал в Казань, где окончил школу полковых аудиторов. Затем началась его служба, сперва в Семипалатинске, затем в Верном (Алма-Ата). Одно время он служил в полку, где ранее отбывал солдатчину бывший каторжник Федор Достоевский.

Семейная реликвия

Как о поэте о Куратове узнали лишь в 1930-х годах. При жизни даже мало кто из его друзей знал о том, что он пишет стихи. Сам же он свою задачу видел в том, чтобы создать коми литературно-поэтический язык. Поэзия строилась на его же лингвистических исследованиях. Куратов создавал новую коми грамматику и писал на ее основе коми стихи, которые существенно отличались от написанного его современниками и предшественниками.

Часть куратовских произведений была утеряна, дошедший до нас корпус текстов составляют более сотни оригинальных стихотворений, «Нимтöм поэма» («Поэма без названия»), отрывки из поэм «Пасъяс синтöмлöн» («Заметки слепого») и «Яг-морт» («Лесной человек»), фрагмент стихотворной драмы «Пама», а также фольклорные обработки, поэтические переводы русских и западноевропейских поэтов.

К юбилею Куратова вышел миниатюрный сборник «Менам нэм» («Мой век»). В сборник вошли 22 стихотворения на коми языке и в переводах русских поэтов. Сборник выпущен Союзом писателей Коми при финансовой поддержке регионального Министерства национальной политики.

Чахотка унесла его в могилу осенью 1875 года. Сослуживцы из Казахстана отправили старшему брату Ивана Алексеевича – священнику Вонифатию семикилограммовую посылку с рукописями и книгами, многие из которых затем затерялись. Спустя много лет рукописи поэта практически случайно обнаружил ученый Алексей Сидоров. Первой его женой была внучатая племянница поэта Людмила Степановна. От нее он узнал о реликвии рода Куратовых, полстолетия хранившейся в семье. В 1923 году в гостях у тестя (племянника поэта) в Визинге ученый познакомился с его архивом, где хранились неизвестные рукописи Куратова. В том же году исследователь дал краткий обзор рукописного наследства коми поэта, а в журнале «Парма ёль» напечатали два его стихотворения. Затем была работа над полным собранием сочинений Ивана Куратова. Этот академический двухтомник, подготовленный к 100-летнему юбилею основоположника коми литературы, был издан без упоминания фамилии Алексея Сидорова.

Известно, что Иван Куратов занимался лингвистическими исследованиями, его интересовали вопросы происхождения коми языка. Иван Алексеевич владел 14 языками, включая санскрит и китайский, изучал их самостоятельно на протяжении всей жизни. Классик рассматривал коми язык как преимущественно изолирующий и тем самым типологически наиболее близкий к китайскому. Еще в 36 языках поэт неплохо ориентировался. Он переводил Беранже, Гете, Гейне и русских классиков – Жуковского, Пушкина, Фета. Переводил и Библию – «Евангелия от Луки». К сожалению, из 26 глав до нас дошли только восемь. Сохранились его переводы cyp Корана, двух стихотворений Рудаки. При жизни Куратова были опубликованы две его лингвистические статьи в «Вологодских губернских ведомостях»: «Рецензия на зырянскую грамматику Флёрова» (1864) и «Зырянский язык» (1865).

Неизвестный классик

Пять лет назад в книжной серии «Республика Коми: люди и время» вышла книга сыктывкарского ученого Павла Лимерова «Иван Алексеевич Куратов». Новое исследование ломает большинство стереотипов о поэте. Книга построена на крепкой научной основе, на многолетних исследованиях судьбы и творчества поэта. Павел Лимеров для сбора материалов работал в Национальном архиве Казахстана с обширным фондом документов по Куратову. Без этого глава о туркестанском периоде жизни Куратова могла просто не получиться.

В советское время сложился стойкий образ основоположника коми литературы Ивана Куратова. Большинству читателей он представлялся невысоким мрачным человеком в очках, неистовым борцом с самодержавием, поэтом-некрасовцем и демократом, бунтарем-одиночкой, сосланным за свои убеждения в Среднюю Азию. Утверждалось, что он был ярым сторонником идей Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Большинство политических мифов о нем было создано еще в конце 1930-х годов.

Как доказал Павел Лимеров, Куратов не критиковал самодержавие, да и вообще был далек от политики. К тому же поэт был довольно высоким, крепким, светловолосым, красивым и остроумным молодым человеком. Сейчас Куратова традиционно изображают в пенсне, а ведь носить он их начал уже в последние годы жизни и по специальному разрешению, выдаваемому в войсках.

Сандра и Надежда

В 1930-х годах исследователям удалось взять интервью у знавшей его лично П. Дорониной, в доме которой он снимал жилье. Она рассказала о несостоявшейся любви поэта к девушке Александре. Его роман с Сандрой Поповой впоследствии породил различные домыслы. Действительно, когда они встретились, Сандре было 13 лет, и только позднее, в 1864-1865 годах, возможно, возникла любовная связь. Эта девушка была какое-то время музой Куратова – он посвящал ей стихи. Сандра Попова, дочь священника из села Зеленец, рано осиротела. Вряд ли этот роман мог закончиться браком. Когда Куратов вышел из духовного сословия (решил учиться в Казанской школе полковых аудиторов), его свадьба с дочерью священника уже не могла состояться. Впоследствии Сандра вышла за другого.

Когда Куратов уже служил в Туркестане, он поселился в семье казака Ивана Чукреева. Его жена Надежда была младше мужа на 30 лет и влюбилась в молодого квартиранта. Пожилой станичник Чукреев узнал, что жена ему изменяет, и устраивал сцены ревности. Тем не менее роман длился несколько лет. У Ивана и Надежды родился сын Миша, но ребенок умер еще во младенчестве. После смерти Чукреева Куратов начал жить с Надеждой. Правда, свои отношения они не оформили.

Куратовское древо

Иван Куратов так и не обзавелся семьей и детьми, но у него были братья и сестры. Благодаря им куратовское родовое древо разрослось до полутора тысяч человек. Куратовы ныне живут не только в России, но и в странах СНГ, Украине, во Франции и Корее. Родственником поэта является нынешний председатель Союза писателей Коми Андрей Попов.

В 1989 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ивану Куратову. Он – единственный из финно-угорских поэтов России, стихотворения которого вошли в сборник «Поэзия народов СССР XIX – начала XX века» (1977) серии «Библиотеки всемирной литературы».

Именем поэта названы его родное село Кебра, улицы в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Сосногорске, Инте, в селе Усть-Цильма, а также в Алма-Ате. Гуманитарно-педагогический колледж, общеобразовательная школа №1 в Сыктывкаре и центральная библиотека в селе Визинга носят имя Куратова. В 1960-1980-х годах по Вычегде по маршруту Сыктывкар – Усть-Кулом ходил теплоход «Иван Куратов».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Классический юбилей"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.