Фотолетописцы республики

Первый фотограф Усть-Сысольска Платон Кулаков.

Фотография уже давно стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Благодаря смартфонам процесс получения мгновенного кадра максимально упростился: наведи камеру и снимай. Сейчас можно сделать сотню фото, как несущих смысл, так и совершенно бесполезных. Но есть люди, для которых фотография – призвание и высокое искусство. Им посвящен специальный праздник, который отмечается 12 июля. «Республика» решила вспомнить тех, кто первым принес фотоискусство на Коми землю, и тех, кто творил фотолетопись нашей республики в разные годы.

Немного предыстории

Есть несколько объяснений, почему День фотографа отмечается именно 12 июля. Во-первых, это День святой Вероники – покровительницы фотографов и фотографии. Согласно легенде, Вероника следовала за Иисусом, когда он шел на Голгофу и сгибался под тяжестью своего креста. Женщина подбежала к мученику, напоила его водой и дала ему свой плат – кусок ткани, чтобы он мог вытереть пот с лица. По возвращении домой Вероника обнаружила на ткани отпечатавшийся облик Иисуса.

По второй версии, дата выбрана в честь Джорджа Истмана – основателя компании «Кодак».

Прообразом современного фотоаппарата можно считать простейшее устройство, позволяющее получить оптическое изображение объекта. Камера-обскура (так оно называлось) представляла собой темное помещение или ящик с малым отверстием на одной стене и матовым стеклом или белой бумагой на другой. Свет, проходя через отверстие, создает перевернутое изображение на другой стороне. На основе этого принципа были созданы некоторые фотокамеры.

В 1826 году французскому изобретателю Жозефу Ньепсу удалось получить первое фото, которое называется «Вид из окна». Для его создания потребовалось 8 часов непрерывной съемки. Немногим позже другой француз – Луи Дагер – смог сделать фотографию на металлической пластине, а изображение закрепил с помощью поваренной соли. Подобные картинки получили название «дагерротип». Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел способ получения позитивного изображения, с которого можно получить сколько угодно копий. А благодаря исследованиям англичан Фредерика Скотта Арчера и Роберта Бинэма, а также француза Гюстава Ле Грея время получения снимков существенно сократилось. С 1850-х годов фотография стала массово распространяться по миру.

Первые фотографы Усть-Сысольска

После поражения польского восстания 1863-1864 годов некоторые из его участников были сосланы в Усть-Сысольск и его окрестности. В их числе был и Станислав Кракув, прибывший с собственным фотоаппаратом. Первые снимки города и его жителей сделал именно он. Всех желающих ссыльный снимал бесплатно.

В последующие годы своих фотографов в Коми крае не было, разве что время от времени сюда приезжали профессионалы, чтобы сделать этнографические снимки местных жителей для различных изданий.

Ну а первым местным профессионалом по праву называют Платона Кулакова. Он поселился в Усть-Сысольске в 1880 году, работал фельдшером в городской больнице и уже тогда увлекался фотографией. Сначала фотографировал ради удовольствия, но затем превратил это занятие в основной источник заработка, поскольку семья была многодетной, средств не хватало. Первую в городе фотомастерскую Кулаков открыл в 1895 году в доме своей жены Елена Трениной на улице Покровской. Сейчас на этом месте находится Дворец творчества и учащейся молодежи.

Примечательно, что двумя годами позже, в 1897-м, в Усть-Сысольске появилось второе фотоателье – Александра Худяева, однако славу лучшего фотомастера снискал именно Платон Кулаков, создавший галерею портретов горожан конца XIX – начала XX века.

Особое значение Платон Кулаков придавал антуражу: для съемок использовались оригинальные журнальные столики на точеных ножках, передвижные перила с балясинами, заборчики, сколоченные из осиновых и березовых ветвей, волнистые драпировки, легкие кресла, придававшие снимкам неповторимый колорит. Бывало, что в фотосалон приезжали целыми семьями со всего уезда. Впрочем, большинство запечатленных на фото – люди с достатком: мещане, интеллигенция, чиновники, купцы, священнослужители.

К сожалению, жизнь Платона Кулакова закончилась трагично: заболев раком, он застрелился осенью 1914 года. Дело унаследовал его сын – Николай, создавший фотолетопись уже советского Усть-Сысольска – Сыктывкара. Его судьба тоже не баловала. В августе 1937-го Николай Кулаков был репрессирован и осужден на 10 лет по статье 58-10. В июне 1943 года его досрочно освободили по болезни. В 1946 году фотограф вместе с семьей переехал из Сыктывкара в Воронежскую область, где и скончался.

Александр Боровиков

В Воркуте чтят память Александра Боровикова. Выпускник ленинградской школы оптиков-механиков приехал в заполярный город в 1942-м. Много лет работал фотографом и кинооператором комбината «Воркутауголь», фотокорреспондентом газеты «Заполярная кочегарка» с правом посещения всех производственных зон лагерных пунктов Воркутлага. Был внештатным корреспондентом газет «Заполярье», «Красное знамя», Воркутинской студии телевидения, а в последние годы жизни – кинооператором Дома научно-технической информации.

Александр Боровиков.

Фотографии Александра Боровикова есть во всех книгах и фотоальбомах, связанных с Воркутой и республикой, печатались в таких известных журналах, как «Мастера угля», «Советское кино», «Север», и экспонировались на выставках. Мастера называли гением места, запечатлевшего основные моменты воркутинской истории.

Умер Александр Боровиков 12 января 1990 года прямо на своем рабочем месте – в фотолаборатории Дома научно-технической информации.

Георгий Лисецкий

Журналисты старшего поколения с большой теплотой вспоминают Георгия Лисецкого. Он, как и Боровиков, приехал в Коми из города на Неве (в 1963 году окончил Ленинградский институт кинематографистов) и тоже начинал творческую деятельность с киносъемок. Первым местом его работы стала Ухтинская студия телевидения. Ну а свободное время Георгий посвящал фотографии. При его активном участии создавался ухтинский фотоклуб «Тиман».

С 1976 года Георгий Лисецкий – старший кинооператор на республиканской студии телевидения в Сыктывкаре, с 1984 года возглавлял корпункт Ленинградской студии документальных фильмов. Снял более 300 фильмов, тысячи киносюжетов о жизни северного края. В 1990-е перешел работать в газету. В его лице «Республика» обрела талантливого фотохроникера и одновременно большого мастера художественной фотографии. Работы Лисецкого публиковали и центральные издания – «Известия», «Труд», «Правда», «Комсомольская правда», и даже зарубежные журналы. Снимки мастера заняли достойное место в фотоальбомах, посвященных республике, «Коми – край мой северный», «Сказ о земле Коми». Великолепно оформленная энциклопедия «Республика Коми» – тоже заслуга Георгия Лисецкого, он являлся художественным редактором издания.

Конечно же, фотохудожник активно участвовал в выставках – как авторских, так и коллективных. Его фотографии экспонировались и получали призы в московском Манеже и за рубежом.

Жизнь этого талантливого, яркого, душевного, веселого человека стремительно оборвалась на 69-м году. Его сердце остановилось 3 июня 2005 года во время экспедиции на Печоре, где Георгий Лисецкий был в составе творческой делегации деятелей культуры и литературы.

Юрий Осетров

Георгий Лисецкий – уроженец Курской области, и из Курска же родом другой известный в республике фотожурналист – Юрий Осетров.

В 1974 году Юрий приехал с семьей в Сыктывкар по приглашению земляка и сразу же был принят в недавно открывшийся университет на должность «фотолетописца» вуза. Спустя три года фотографа пригласили в газету «Молодежь Севера», а еще через два года – в главное на тот момент печатное периодическое издание республики – «Красное знамя». За 20 лет работы Юрий Осетров сделал тысячи снимков и фоторепортажей. По его признанию, самыми любимыми для съемок с точки зрения фактуры городами были для него Усинск, Вуктыл, Инта, Микунь.

«Когда чувствую, что нужного кадра не будет, понимаю: надо режиссировать. Наблюдая, подлавливаешь, что самое выигрышное. Где-то жест, где-то инструмент «хорошо» держит. Ловишь момент, говоришь: «Во классно, задержись на секундочку. Когда увидел, что все сошлось – и выражение лица, и жест, когда поймал кадр, в ушах звенит от счастья», – делился секретами мастерства в интервью «Республике» мэтр газетной фотографии.

Уникальность судьбы мастера еще и в том, что он стал фотолетописцем верховной власти республики. Когда работал в газете, снимал первого секретаря Коми обкома КПСС Ивана Павловича Морозова, а позже, на посту фотографа администрации Главы Республики Коми – четырех глав РК: Юрия Спиридонова, Владимира Торлопова, Вячеслава Гайзера и Сергея Гапликова. А еще ему довелось фотографировать президентов страны: дважды Бориса Ельцина, четыре раза Владимира Путина, один раз Дмитрия Медведева.

Этот этап творческой карьеры начался в 1997 году, когда Юрия Осетрова пригласили поработать на выборах главы в команде Юрия Спиридонова.

В администрации Главы РК Юрий Осетров проработал фотографом до 2015 года. Скончался мастер в ночь на 29 июня 2023 года после тяжелой продолжительной болезни.

Сергей Сухоруков

Нельзя не вспомнить еще об одном талантливом фотожурналисте – Сергее Сухорукове.

Выпускник журфака Ленинградского университета приехал в Сыктывкар в 1980 году и был принят в штат «Молодежи Севера». В его газетных снимках и фоторепортажах коллеги по цеху сразу же отметили высокий профессионализм. Сергея отличала способность в одном кадре запечатлеть суть события или человека. Точный взгляд фотографа сочетался у него с репортерским чутьем. Интеллигентный, начитанный, ироничный, скромный, требовательный прежде всего к себе – таким его запомнили коллеги по «Молодежке», «Красному знамени», журналу «Регион» – изданиям, где работал Сергей Сухоруков.

Из жизни он ушел рано и внезапно: выехал по семейным обстоятельствам на Украину, в Черкассы, и вскоре пришла весть, что его обнаружили мертвым. Сергею Сухорукову было 58 лет.

Подготовила Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Фотолетописцы республики"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.