Время большого строительства

В Сыктывкаре строится республиканская инфекционная больница.

Легко и увлекательно можно рассказать даже о таких сложных процессах, как строительство и ремонт дорог. В этом журналисты республиканских СМИ убедились во время встречи с заместителем председателя правительства Коми – министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства региона Андреем Чибисовым, которая состоялась в рамках медиапроекта, реализуемого по поручению Главы РК Владимира Уйба.

Андрей Чибисов сообщил о том, когда в Коми отремонтируют дороги, дал прогноз, в каком году сыктывкарцы и гости столицы региона смогут погулять по красивой современной набережной, назвал наши знаменитые долгострои – новое здание санатория «Серегово» и здание аэропорта в Соколовке – примерами худшей бесхозяйственности, которую только можно представить в строительной отрасли.

Андрей Чибисов.

Объекты в странном состоянии

Журналист «Республики» спросила у зампреда правительства, когда же на левом берегу Сысолы появится красивая, современная набережная, которую так ждут сыктывкарцы. Многим хочется в теплый летний денек прогуляться вдоль реки, насладиться красивыми видами. Но пока состояние места, где могла бы быть удобная набережная, глаз не радует.

– На обустройство набережной у нас есть проектно-сметная документация. В сегодняшних ценах это 1,8 миллиарда рублей. Есть поручение Президента РФ о выделении средств на строительство набережной. Мы обратились в Минстрой России, поскольку в Послании Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин сказал, что наконец-то будут выделяться средства на строительство набережных. Мы очень надеемся, что в ближайшие годы Федерация нас поддержит и выделит деньги на обустройство набережной. Я думаю, что с 2025 года мы уже начнем эти работы, в целом на строительство потребуется два года. Сейчас сыктывкарская набережная, конечно, находится в странном состоянии, – высказал свое мнение Андрей Чибисов.

Так набережная Сыктывкара выглядит сейчас…

…так она может выглядеть в 2026 году

Журналист «Республики» напомнила, что в очень странном состоянии находится еще один объект – новое здание санатория «Серегово» в Княжпогостском районе, и поинтересовалась, есть ли шанс когда-нибудь ввести его в эксплуатацию.

– Санаторий «Серегово» находится у нас на содержании, из бюджета республики нам ежегодно выделяют на него 50 миллионов. Мы его содержим, охраняем, обогреваем, даже иногда моем. Ввести его в эксплуатацию за бюджетные средства крайне затруднительно. Пока планируется передать объект в государственно-частное партнерство через концессию, через другие инструменты, – пояснил зампред правительства.

Андрей Чибисов отметил, что похожая ситуация и с сыктывкарским «новым аэропортом» в Соколовке, который так и не был достроен.

– Это худшая бесхозяйственность, которую можно представить в нашей отрасли. Это, с моей точки зрения, даже хуже, чем украсть. Деньги в полном объеме выделены и потрачены, ресурсы использованы, а результат достигнут обратный, – откровенно возмутился Андрей Чибисов.

Журналисты, конечно же, «уцепились» за «новый аэропорт»: достроят ли его когда-нибудь?

– Когда-нибудь все будет завершено или разрушено, – философски заметил министр. – Я очень надеюсь, что когда-нибудь мы достроим аэропорт. Потому что аэропорт в центре города существенно сдерживает городское развитие, в общем, это уже анахронизм. Да и с точки зрения безопасности, экологии, городской застройки это не очень удобное решение.

По мнению Андрея Чибисова, на завершение строительства нового аэропорта потребуется десять миллиардов рублей. Пока такой «свободной» суммы нет. Если она вдруг появится, достроить аэропорт в Соколовке можно будет за три года.

Как закатать в асфальт

Также журналист «Республики» затронула злободневную тему: каждое лето Сыктывкар «перекапывают», дороги ремонтируют, жителям и гостям города это доставляет определенные неудобства. При этом возникает впечатление, что каждый год «латают» одни и те же дыры на одних и тех же местах. Андрей Чибисов решительно возразил:

– Мы каждый год повышаем качество дорожной сети, а его нельзя повышать никак иначе, кроме как ремонтировать. Мы не ремонтируем одни и те же участки, а последовательно обновляем участок за участком. Бывает, мы вынуждены производить ямочный ремонт, когда не хватает денег на капитальный. Иногда получается так: произвели ямочный ремонт, а через год-два сделали этот участок целиком, потому что ямочный – это все-таки временное решение. Например, мы с руководителем администрации Сыктывкара Владимиром Борисовичем Голдиным выезжали к школе, которую строим в микрорайоне Емваль, на подъезде к ней участок дороги имеет очень высокую колейность. Мы приняли решение, что не можем сделать весь этот участок дороги, нет сейчас средств на это, но колейность можно убрать ямочным ремонтом. Так и сделаем, но этот участок включим в плановый ремонт на ближайшие годы.

В ближайшие годы в регионе будет очень активно расти объем дорожного строительства.

Журналист «Республики» отметила, что в рамках медиапроекта, реализуемого по поручению Главы РК, представители СМИ встречаются и с главами муниципалитетов. Пока состоялись две такие встречи, на обеих руководители районных администраций жаловались на состояние дорог. Например, глава администрации Койгородского района Лариса Ушакова заявила, что состояние дороги Визинга – Кажым буквально «стопорит» развитие экономики в муниципалитете. Будет ли решаться эта проблема?

Андрей Чибисов напомнил, что здесь речь идет об участке дороги Сыктывкар – Кудымкар, и пояснил:

– Мы в течение трех лет пытались передать эту дорогу в федеральную собственность, был подписан протокол Главой РК и руководителем Росавтодора. Эта дорога должна была быть передана в федеральную собственность в 2025 году. Но в связи с изменением экономической и политической ситуации в мире вице-премьер правительства страны Марат Шакирзянович Хуснуллин дал поручение сначала приостановить передачу дорог из региональной собственности в федеральную. На днях на совещании он сказал не просто о приостановлении, а о прекращении. То есть в ближайшее время дороги не будут передаваться из региональной собственности в федеральную. Мы поняли, что федералы нам не помогут с содержанием этой дороги и приведением ее в нормативное состояние, поэтому включили ее в пятилетний план дорожной деятельности. В этом году мы выделяем чуть более пятисот миллионов рублей на ремонт этой дороги и сделаем в общей сложности 22 километра. До конца следующего года мы выделим около 900 миллионов рублей. Этой дорогой мы сейчас начнем активно заниматься. Есть подрядные организации, которые готовы выполнять там работы.

Но эта дорога – не единственная проблемная в Коми.

Вышли из «зеленой зоны»

Андрей Чибисов заверил, что в ближайшие годы в регионе будет очень активно расти объем дорожного строительства, в первую очередь восстановления существующих дорог. Министр сообщил журналистам хорошую новость:

– У нас очень активно растет объем Дорожного фонда. Если на сегодня он чуть менее семи миллиардов, то в следующем году это одиннадцать миллиардов, в 2026 году – двенадцать миллиардов и далее по нарастающей.

Деньги дает федеральный бюджет. Раньше считалось, что в Коми 51 процент дорог в нормативном состоянии, по этому показателю регион находится в «зеленой зоне», то есть ситуация более-менее благополучная.

Но в прошлом году был проведен инструментальный анализ дорог, и выяснилось, что реальное положение дел совсем не соответствует отчетам.

– Лишь 37 процентов дорог у нас находятся в нормативном состоянии, Коми входит в тринадцать худших регионов по этому показателю. Пережив весь этот объем негатива, мы попали в поручение Марата Шакирзяновича Хуснуллина о выделении дополнительных средств и практически согласовали с Росавтодором выделение дополнительных девятнадцати миллиардов рублей в течение пяти лет для того, чтобы подогнать наш процент дорог в нормативном состоянии к общероссийскому. Стоит задача к 2030 году выйти на 60 процентов дорог в нормативном состоянии. При том, что сейчас всего 37 процентов, это очень большой объем. В будущие годы эта отрасль будет серьезно обеспечена финансово. Мы сделаем хорошую проезжую дорогу до Усть-Цильмы, до Троицко-Печорска. Восстановим дорогу до Вуктыла. Сделаем полностью асфальтовую дорогу Сыктывкар – Печора, приведем ее в нормативное состояние на всем протяжении. В этом году мы делали много участков в районе Емвы и Синдора на дороге Сыктывкар – Ухта. В ближайшие пять лет все эти дороги мы приведем в нормативное состояние. И Сыктывкар – Кудымкар тоже, – заверил зампред правительства Коми.

Отвечая на вопрос, почему же дороги в республике пришли в такое ненормативное состояние, Андрей Чибисов пояснил, что срок службы верхних слоев асфальта, так называемых слоев износа, десять лет при нормативной эксплуатации. Срок службы нижних слоев – 25 лет.

– Поэтому каждые 10 лет хорошо бы верхние слои менять, каждые 25 лет приходится менять нижние слои. В Коми 4700 километров дорог. Если 10 лет нормативный срок эксплуатации, то нужно 10 процентов менять ежегодно, это 470 километров в год. А мы в последние годы меняли по 100 километров. Сейчас выходим на план 350-400 километров в год, выйдем на этот показатель где-то к 2025-2026 годам, – пояснил зампред правительства.

Кадры решают все

Андрей Чибисов не стал отрицать – строительной отрасли Коми нужны не только деньги, но и кадры. Причем представители практически всех специальностей: инженеры, проектировщики, прорабы, сметчики, крановщики, каменщики, отделочники и так далее.

– Республика на сегодня собственными строительными кадрами обеспечена в лучшем случае на треть от объемов, которые отрасль производит. Частник компенсирует привлечение специалистов из регионов РФ, очень активно к нам едут из Кирова, Чувашии. Инженерные кадры – из Москвы, Санкт-Петербурга. И очень активно привлекаем граждан из стран ближнего зарубежья: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Мы открыты для контактов, к нам приезжают люди для работы в строительстве, – обрисовал положение в отрасли министр.

Андрей Чибисов сообщил, что для ликвидации дефицита кадров правительство Коми работает с институтами, которые выпускают нужных в строительстве специалистов. По мнению министра, за три-четыре года вузы Коми смогут десятикратно нарастить количество подготовленных молодых специалистов.

Зампред правительства рассказал, что решается проблема и с проектированием объектов:

– Сейчас по поручению Главы РК мы создаем проектный институт в республиканской собственности на базе памятного еще с советских времен «Комигражданпроекта». Специалисты этой организации в прошлом спроектировали большинство зданий, которые мы видим в Коми. Потом проектный институт был приватизирован. Сейчас мы выкупаем его. К первому кварталу 2025 года институт как юридическое лицо должен перейти в собственность республики, начнем его активно развивать, потому что у нас ведется большой объем проектной деятельности. Сегодня в большинстве случаев проектированием занимаются компании из других регионов.

«Коми водоканал» – на этапе рождения

В ходе встречи журналисты задали вопрос и о «Коми водоканале», который планируется создать на базе «Сыктывкарского водоканала». Успех задумки сейчас зависит от решения совета Сыктывкара.

– Создание единого регионального водоканала – это общероссийская тенденция, причина – существенная деградация кадров в малых населенных пунктах и даже в больших городах, – напомнил Андрей Чибисов. – Город с населением до 100 тысяч человек не может себе позволить содержать высококвалифицированный инженерно-технический состав. Эта тенденция сложилась еще лет 10-15 назад. На сегодня в малых городах мы видим крайний дефицит управленческих, инженерных кадров, их не воспитывают, идет старение работающих специалистов. Многие ушли на пенсию, у многих сотрудников возраст или предпенсионный, или уже пенсионный. Выход из данной ситуации – создание республиканского водоканала. Это никак не отразится на работе водоканала в Сыктывкаре, никак не отразится на тарифах для населения, никак не отразится на качестве услуги водоснабжения в Сыктывкаре, по крайней мере, точно не ухудшит его. У нас есть большие планы и по развитию Сыктывкарского водоканала тоже. Вообще программа развития водоснабжения и водоотведения на ближайшую пятилетку сформирована, стоимость ее превышает 20 миллиардов рублей. Мы будем проводить достаточно серьезные мероприятия в ближайшие пять лет именно в сфере водоснабжения и водоотведения.

Журналистов интересовало, какие активы «Сыктывкарского водоканала» будут переданы в «Коми водоканал». Как подчеркнул Андрей Чибисов, имущество водопроводного и канализационного комплекса может находиться только в муниципальной собственности. Поэтому «Коми водоканал» будет пользоваться имуществом на единственном доступном на сегодня праве – на праве концессионера.

План для Сыктывкара

На вопрос о том, как он оценивает Сыктывкар, Андрей Чибисов отвечал не очень охотно. Признался, что на него могут обидеться жители города. Журналисты, впрочем, заверили, что сыктывкарцы обо всех проблемах города сами знают, да и в высказываниях об облике столицы Коми не стесняются.

– Города, в котором общественное пространство находится в таком запущении, я не видел очень давно, – откровенно высказался зампред правительства региона. – Здесь нет ни одного комфортного пешего прогулочного маршрута, хотя бы на 40 минут. Здесь невозможно кататься на роликах. Мы предлагали главному архитектору: давайте сделаем хотя бы один какой-нибудь пеший кольцевой маршрут, чтобы, например, мама с коляской могла по нему пройти на каблуках и ребенка не трясло периодически от того, что там плитка разломана или асфальт в состоянии, далеком от нормативного. Чтобы человек мог не просто пройти по парку, а выйти из парка, пройти через город и вернуться обратно в парк. Сделаем первый маршрут на 40 минут, потом продлим до часа, до двух. Сегодня эту работу ведем, я надеюсь, что когда-нибудь мы к ней плановым образом подойдем. Центр города не очень украшают, конечно, аварийные двухэтажные дома, тоже с этим что-то надо делать. Но я думаю, что, реализовав программу переселения граждан из аварийного жилья, мы заметно изменим облик Сыктывкара. Будет больше общественных пространств в центре города, больше социальных объектов.

Андрея Чибисова удивляет еще и то, что само развитие города происходит каким-то случайным образом. Нашли какой-то земельный участок – построили на нем какое-то здание. Поэтому зампред правительства предложил разработать мастер-план для Сыктывкара – такой же, какой был разработан для Воркуты. Подготовка этого документа, конечно, потребует финансовых затрат – 60-80 миллионов рублей.

– Но будет хотя бы понятно, как транспорт развивать. Вот сейчас уже начинают скапливаться пробки. Когда люди едут из Орбиты, Тентюковская стоит, Октябрьский проспект стоит. Давайте подумаем, а как мы будем развивать дорожную сеть? Ведь нет никакой стратегии развития города. Вот мы и беседуем об этом с городскими властями, но пока не видим, что они тоже хотят это делать. А через силу… Все-таки это не наш функционал, а функционал муниципальной власти.

Впрочем, в Сыктывкаре есть места, которые Андрею Чибисову очень нравятся. Это, например, площадка под часами и многие другие. Но все эти привлекательные уголки разбросаны по городу хаотично, невозможно гулять по ним так, чтобы не попасть на неприглядные участки.

Неплохие перспективы

Зампред правительства завершил встречу на оптимистичной ноте: по его мнению, качество жизни в республике каждый год улучшается. И динамика прогресса в ближайшие годы возрастет.

– Мы участвуем во многих государственных программах, нам везде подтверждают финансирование. Если раньше на программы коммунального комплекса выделялись десятки миллионов рублей, то сегодня – миллиарды. Идет активное строительство социальных объектов. Например, республиканская инфекционная больница. Я из любопытства уточнил, когда был построен последний сопоставимый медицинский объект в республике. В 1996 году введен в эксплуатацию перинатальный центр. Почти 30 лет не строился ни один республиканский медицинский объект. А сейчас мы строим инфекционную больницу, детскую клиническую больницу и проектируем перинатальный центр. И мы построим перинатальный центр. Мы проектируем театр оперы и балета и построим его. Да, сложный, долгий проект, но мы его завершим. Таких масштабных проектов строительства не было уже очень давно. И все это появляется на наших с вами глазах. Перспектива улучшения качества жизни в республике на ближайшие годы очень неплохая. Республика будет привлекательна для жизни, – сказал Андрей Чибисов.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Ярослава СЕВРУКА, Трофима МЯНДИНА и из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Время большого строительства"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.