Быть, а не казаться

Посол СССР в Венгрии Ю.В. Андропов на военном параде в Будапеште. 1950-е годы

Как Юрий Андропов спас финно-угорские народы Карелии от депортации

15 июня 2024 года исполнилось 110 лет со дня рождения Юрия Андропова. Сын железнодорожного служащего и учительницы музыки, Андропов добился главного поста в СССР – поста генсека. Андропова помотало и по нашей стране, и по миру. Во время одной из своих многочисленных командировок он побывал в Коми АССР, говорят, работал здесь месяц, но чем занимался, осталось тайной. Зато хорошо известен факт, навсегда вписавший имя Юрия Андропова в историю финно-угорского мира: он спас финно-угорские народы, населявшие Карелию, от депортации.

Первый секретарь

Если сравнивать Андропова с известными историческими личностями других эпох, на ум сразу приходит кардинал Ришелье. Юрий Андропов так же, как и Ришелье, усилиями журналистов и писателей превратился в одного из самых мифологизированных и недооцененных руководителей страны, приобретя черты мрачного тирана. Однако его заслуги ценили даже его противники, за месяц до смерти журнал «Times» признал главу СССР человеком года, на его похоронах присутствовала Маргарет Тэтчер.

Юрий Андропов родился на Ставрополье, в детстве несколько лет прожил в Северной Осетии. Окончив школу-семилетку, некоторое время ходил на корабле по Волге в должности штурвального. Уже тогда юноша отличался железной дисциплиной и, согласно характеристике капитана судна, во время пребывания на теплоходе безупречно выполнял свои обязанности.

С 1936 года он занимал должность освобожденного секретаря Рыбинского техникума водного транспорта, с которой и началось его стремительное движение по карьерной лестнице. В 1937 году возглавил комсомольскую организацию судоверфи имени Володарского в Рыбинске, в том же году стал заведующим отделом пионеров Рыбинского горкома ВЛКСМ Ярославской области. Еще через год – секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ, в 1940 году – первым секретарем обкома.

В феврале 1939 года вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков (ВКП(б), с 1952 года – КПСС). В 1940 году, после окончания советско-финской войны, была образована Карело-Финская ССР (ныне – Республика Карелия). На первом организационном пленуме карельского ЦК Ленинского коммунистического союза молодежи (ЛКСМ) 3 июня 1940 года Юрия Андропова избрали первым секретарем ЦК.

 

Руководители подполья в Карелии в годы войны. Слева направо И.В. Власов, Ю.В. Андропов, Г.Н. Куприянов. г. Беломорск. 1943-1944.

«Становитесь на лыжи!»

В новую Карело-Финскую республику вошли семь новых, бывших ранее территорией Финляндии, районов – Выборгский, Кегсгольмский, Куркиёкский, Питкярантский, Сортавальский, Суоярвский и Яскинский. Новые территории надо было осваивать, работать с населением, и в первую очередь с молодежью. Эту важнейшую задачу предстояло выполнить новому комсомольскому лидеру Карелии.

К этому моменту двадцатишестилетний Юрий Андропов уже успел зарекомендовать себя как хороший организатор: под его руководством удалось мобилизовать на стройку Рыбинского и Угличского гидроузлов почти 7 тысяч комсомольцев.

По воспоминаниям современников, новый лидер карельских комсомольцев считал: «Работе особенно противопоказаны голое администрирование и шумиха, подмена реального дела разговорами». Он глубоко изучал поставленную задачу и четко ставил цели перед подчиненными. А еще Андропов слыл неплохим писателем. У него с молодости была склонность к литературному творчеству. Он писал стихи, но никогда их не публиковал. А в должности первого секретаря комсомольской организации республики Андропов писал статьи в местные газеты, а также в «Комсомольскую правду», журнал «Смена».

В 1940 году в стратегических планах Генштаба на случай вступления Советского Союза во Вторую мировую войну главным противником была обозначена нацистская Германия. А среди стран, которые могли поддержать ее на Западе, упоминалась Финляндия.

Таким образом, еще одной важнейшей задачей стала военная подготовка молодежи, причем с учетом опыта Зимней (Финской) войны. Юрий Андропов написал обращение к комсомольцам: «Становитесь на лыжи!» В республике начали массово возникать лыжные команды, проводились многокилометровые лыжные походы.

Позывной «Могикан»

23 июня 1941 года, на следующий день после нападения Германии на Советский Союз, по всей Карелии прошли митинги. Общее настроение людей: сделаем все для победы, будем работать так, чтобы полностью обеспечить нужды Красной армии.

Молодежь уходила и на фронт, и в партизанские отряды. Две трети Карелии были оккупированы финнами в первые же месяцы войны. Подготовкой партизан, подпольщиков для работы в тылу противника занимались НКВД, ЦК Компартии и ЦК ЛКСМ. Юрий Андропов не только лично отбирал кандидатуры среди комсомольцев для подпольной работы на оккупированных территориях, но и разрабатывал для них легенды. У него самого был позывной «Могикан».

У партизанской и подпольной работы в Карелии имелись свои особенности, к ней был неприменим опыт Белоруссии или Украины. Так, многих русскоязычных жителей сел и деревень финны поместили в концлагеря. Почти половину оставшегося на оккупированных территориях населения составляли карелы, вепсы, ингерманландцы. Поэтому и для подпольной работы в тылу врага выбирали людей, знающих карельский или финский язык. Андропов подготовил и направил на подпольную работу десятки человек. Кроме Марии Мелентьевой и Анны Лисицыной, которые стали легендами партизанского движения в Карелии и были посмертно награждены званиями Героев Советского Союза, это Сильвия Паасо, Анастасия Звездина, Павел Удальцов и многие другие.

Юрий Андропов нередко лично сопровождал группы для отправки в глубокий тыл противника, так что на передовой ему доводилось бывать не единожды. И именно Андропов стал первым из руководства республики, кто прибыл в освобожденный Петрозаводск. Окончательно территорию Карелии освободили от оккупантов к 30 сентября 1944 года.

Доказательства в защиту

Отличительной чертой характера Юрия Андропова был профессионализм. Он приехал в совершенно чужие ему места, познакомился с народом и все годы работы в Карелии старательно изучал финский язык, со временем научился разбираться в проблемах коренных народов, читал много карельской и финской литературы. Особенно внимательно – «Калевалу». Андропов неоднократно цитировал этот карело-финский поэтический эпос. В 1943 году в «Комсомольской правде» он писал, что любить родной край – значит, знать и ценить былинный эпос, народные танцы и песни. В феврале 1949 года при непосредственном участии Андропова прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летней годовщине первого издания «Калевалы».

Но наибольшей заслугой Юрия Андропова в период работы в Карелии можно считать предотвращение высылки коренных народов. После войны бытовало мнение, что в Карелии не было партизанского движения, подпольная работа не велась, а все карелы сотрудничали с финнами-оккупантами. В 1944 году перед Сталиным ставился вопрос о выселении карелов и финнов, проживавших на территории Карело-Финской ССР, в Сибирь – по той же схеме, по которой выселяли крымских татар, ингушей, чеченцев, поволжских немцев.

Именно Андропов, лучше других знавший, как карелы боролись с оккупантами, собрал и представил наибольшее количество доказательств в защиту коренных народов. Он рассказывал о героизме разведчиков, партизан, тружеников тыла в серии газетных статей и радиопередач. В ноябре 1943 года выпустил брошюру «Карело-финские комсомольцы в Отечественной войне», где были описаны многочисленные эпизоды подвигов тех, кого планировали репрессировать. Через хорошего друга и известного журналиста Геннадия Фиша популяризировал героизм карельских партизан среди широких слоев населения всего Союза. На таком фоне принять решение о принудительном выселении коренных народов стало невозможно.

В июне 1951 года Юрия Андропова перевели из Карелии в Москву, в аппарат ЦК ВКП(б). Впереди его ждала очень тяжелая работа, но при этом и головокружительная карьера.

«Будапештская осень»

В 1953 году Андропов был отправлен в Венгрию, где более трех лет занимал должность чрезвычайного и полномочного посла СССР. Событием, которое разделило жизнь семьи Андроповых на до и после, стало венгерское восстание 1956 года.

Тогда сам посол дважды чуть не погиб от пуль восставших, а жена и дети навсегда получили тяжелые психологические травмы. Ведь показательные казни коммунистов проводились прямо перед окнами советского посольства в Будапеште.

23 октября 1956 года демонстранты начали громить все на своем пути, попутно вешая и расстреливая госслужащих, представителей власти, а также советских граждан, находившихся на тот момент в Венгрии. Из тюрем были выпущены 13 000 человек, из них 10 000 уголовников. Число погромщиков достигло 200 тысяч. На улицах Будапешта воцарился хаос.

Сотрудники посольства в своих воспоминаниях о работе с Андроповым осенью 1956 года писали: «Если вдруг возникала опасная ситуация, он никогда не терял головы, не лез напролом, но и не сдавал без боя свои позиции. Может быть, именно поэтому мы, его сослуживцы, всегда чувствовали себя с ним как за каменной стеной, никогда не впадали в панику».

В середине октября 1956 года в Венгрии начались демонстрации с требованиями гражданских свобод и вывода советских войск. 23 октября венгерская полиция открыла огонь по многотысячной демонстрации в Будапеште. Руководители страны обратились к СССР с просьбой о введении войск. Части особого корпуса, который временно дислоцировался в Венгрии после вывода войск из Австрии в 1955-м, вошли в Будапешт к четырем часам утра. Очаги вооруженного сопротивления венгров были подавлены.

В тот же день правительство Венгрии возглавил Имре Надь, признавший требования повстанцев о проведении свободных выборов. 1 ноября Имре Надь провозгласил выход Венгрии из Организации Варшавского договора и обратился в ООН с просьбой о защите суверенитета.

4 ноября советские войска приступили к подавлению мятежа. К 8 ноября были уничтожены все основные очаги сопротивления. Имре Надь и экс-министр обороны Пал Малетер были приговорены к смертной казни по обвинению в госизмене.

1956 год и венгерские события омрачили жизнь Андропова неприятностями личного плана. Его жена и маленький сын были захвачены повстанцами в качестве заложников. В это же время из Москвы в Будапешт спецбортом вылетели несколько групп спецназа ГРУ во главе с 33-летним офицером КГБ Гейдаром Алиевым (будущий член Политбюро ЦК КПСС и будущий президент Азербайджана, отец нынешнего президента Ильхама Алиева). Семью Андропова спасала группа «Марс».

Его жена так и не оправилась полностью от нервной болезни, полученной в дни «будапештской осени». Сам же Андропов уже зимой 1956-1957 годов вследствие большого перенапряжения на несколько недель вышел из строя, оказавшись в свои неполные 43 года в кардиологическом отделении больницы.

Юрий Андропов очень любил свою жену Татьяну Филипповну Лебедеву и часто посвящал ей стихи:

Писал и думал, дорогая,

Что в пятьдесят, как в двадцать пять,

Хоть голова почти седая,

Пишу стихи тебе опять.

И пусть смеются над поэтом,

И пусть завидуют вдвойне

За то, что я пишу сонеты

Своей, а не чужой жене.

«Мы бренны в этом мире под луной»

В 1967 году последовало назначение Андропова на главный пост в Комитет государственной безопасности. За 15 лет он превратил КГБ в одну из самых мощных спецслужб в мире.

В мае 1982 года Андропов покинул КГБ и занял место секретаря ЦК КПСС, ставшее вакантным после смерти Михаила Суслова. В ноябре 1982 года скончался Брежнев, и решением внеочередного пленума новым генеральным секретарем ЦК КПСС избрали Андропова. Официально главой государства он стал 16 июня 1983 года, когда вступил в должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР. На посту главы государства Андропов провел всего 15 месяцев, но это были месяцы интенсивной работы. Он начал проводить ряд важных реформ, которые остановились после его смерти.

Венгерские события оставили глубокий след в жизни Юрия Андропова. Отчасти поэтому внешняя политика СССР под его руководством определялась тотальным контролем над всеми просоветскими правительствами. Андропов считал необходимым жестко пресекать любые попытки соседних стран обрести политическую независимость от СССР – так, он стал одним из инициаторов ввода войск в Чехословакию в 1968 году и начала Афганской войны в 1979 году. Значительно возросла при Андропове роль КГБ и внутри СССР. Отделы госбезопасности открылись при всех крупных предприятиях и организациях.

Хорошо зная ситуацию в стране, Андропов не скрывал планов по экономическим реформам, которые, разумеется, требовали обновления управленческого аппарата. Именно в результате андроповских чисток на политическом небосклоне появились Михаил Горбачев, Николай Рыжков и Гейдар Алиев.

Продвигались идеи хозрасчета и самофинансирования предприятий, доминирующей стала идея расширения прав предприятия и оценки эффективности его работы по успешности сбыта продукции, а не по объемам произведенного.

В июне 1983 года был принят закон «О трудовых коллективах», предполагавший возможность участия работников в принятии решений по организации производства и распределению зарплатного фонда. В середине 1983 года в Ленинградской области запустили программу интенсификации производства, которую позже распространили на всю страну.

Однако болезнь помешала Андропову от теории перейти к практике. 9 февраля 1984 года генеральный секретарь ЦК КПСС скончался после длительной болезни. Можно много рассуждать на тему того, что стало бы с СССР, проживи Андропов на несколько лет дольше. Весьма популярно мнение, что привнесение рыночных элементов прошло бы более плавно и органично и не привело бы к развалу страны. СССР бы пошел по пути сегодняшнего Китая. Однако один человек не может круто изменить ход экономических и исторических процессов. Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что реставрация капитализма в СССР была неминуемой.

После смерти Андропова на его рабочем столе среди бумаг нашли стихотворение:

Крутится во вселенной шар земной,

Живут и исчезают человеки.

Но сущее, рожденное во мгле,

Неистребимо на пути к рассвету.

Иные поколенья на Земле

Несут все дальше жизни эстафету.

Юрий Андропов после смерти оставил семье всего лишь трехкомнатную квартиру и пятьсот рублей на сберкнижке. А народу – мощную державу и единый Советский Союз.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Быть, а не казаться"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.