В Национальной галерее Коми издали каталог первых художественных коллекций
К 80-летнему юбилею Национальной галереи Коми ее сотрудники подготовили и издали альбом-каталог «Шедевры Национальной галереи Республики Коми: первые художественные коллекции». Презентация издания прошла 11 января. Гостей мероприятия приветствовали министр культуры и архивного дела Коми Гульнара Идрисова, заместитель председателя республиканского госсовета Валентина Жиделева, директор Национальной галереи Ирина Чернова.
Альбом представляет собой каталог художественного собрания, переданного в 1920-е годы из Государственного музейного фонда в Коми автономную область. Это 228 произведений русской и зарубежной живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства конца XVII – первой трети XX века.
Появление этих шедевров в Коми крае стало возможным благодаря активистам Общества изучения Коми края и главному инициатору создания в 1921 году Автономной области Коми (зырян) Дмитрию Батиеву. Но основная роль в формировании коллекции все же принадлежит крупному ученому-этнографу, музееведу Даниилу Яновичу. Именно благодаря ему в Сыктывкаре хранятся картины Айвазовского, Тропинина, Бирштадта и других известных российских и европейских живописцев.
Даниил Янович родился в 1879 году в городе Боровичи в семье городского судьи. В 1912-м он окончил отделение географии, антропологии и этнографии физико-математического факультета Московского университета. Во время учебы познакомился и сдружился с коми этнографом Василием Налимовым. После революции ученый был назначен заведующим музеем при Строгановском художественно-промышленном училище и возглавлял его до 1924 года. В 1925 году профессор Янович стал ученым секретарем Комитета содействия народностям Севера при президиуме ЦИК.
В том же году московский этнограф впервые приехал в Усть-Сысольск. Единственным музеем здесь в те годы был краеведческий, в котором хранились экспонаты по этнографии, кости доисторических животных и около шести сотен книжных томов.
Янович предложил создать при музее художественный отдел и взял на себя заботу о его формировании. В 1926-1928 годах он отбирал в Центральном хранилище Государственного музейного фонда в Москве экспонаты для будущего отдела – произведения живописи, скульптуры, изделия из фарфора и фаянса, а также книги. Государственный музейный фонд был создан сразу после революции, туда «стекались» предметы музейного значения из национализированных частных собраний, дворянских усадеб, особняков. Янович собрал коллекцию, которая двумя партиями была отправлена в Усть-Сысольск. Первая, включавшая в себя около сотни предметов, прибыла в 1926 году, а вторую Янович привез лично в октябре 1928 года в 22 ящиках общим весом сто пудов, в ноябре экспонаты были выставлены для всеобщего обозрения. За две недели выставку посетило более тысячи человек. В годы репрессий Яновича дважды арестовывали. Его обвинили в участии в национал-шовинистической организации в Коми области, в 1938 году он был осужден «за контрреволюционную деятельность» сроком на восемь лет и отправлен в Карагандинский лагерь в Казахстане, где в 1940 году и умер. Потомки ученого сейчас живут в Москве, Владимире и Вашингтоне. В память о Данииле Яновиче в Сыктывкаре проходят ежегодные декабрьские чтения.
Привезенная Даниилом Яновичем в Усть-Сысольск коллекция предрешила появление в Коми художественного музея, который был создан в 1943 году. А спустя девять лет, в 1952 году, коллекция была передана в его собрание.
– В бурных перипетиях послереволюционного времени полотна, утратившие связь со своими первоначальными собраниями и владельцами, оказались «анонимными», – рассказала «Республике» ответственный редактор издания, главный научный сотрудник Национальной галереи РК Наталья Плаксина. – Свидетельством авторства служила иногда, но далеко не всегда присутствовавшая на произведении авторская подпись, а в большинстве случаев – только короткая строчка в списках, приложенных к актам приема-передачи.
По словам Натальи Плаксиной, потребовались десятки лет для того, чтобы изучить, отреставрировать это собрание, вернуть большинству произведений утраченное авторство, оценить значимость и уникальность коллекции, попавшей волею судеб в Сыктывкар.
Начатая в 1970-е годы старейшим искусствоведом, заслуженным работником культуры Российской Федерации Элеонорой Поповцевой работа по изучению собрания продолжается до сих пор, принося все новые открытия. В 2009 году Элеонора Поповцева выпустила первый полный каталог произведений из Государственного музейного фонда. Это была «рабочая» книга без иллюстраций, главная ценность которой состояла в том, что она впервые вводила в научный оборот сведения о произведениях коллекции, привезенной Яновичем. И вот спустя четырнадцать лет, в год 80-летия Национальной галереи Республики Коми, при спонсорской поддержке одного из ведущих предприятий региона был выпущен полноцветный иллюстрированный каталог этого собрания.
Издание открывается блоком статьей, рассказывающих об истории коллекции и характеризующих основные ее разделы. Статьи проиллюстрированы фотографиями из архива семьи потомков Даниила Яновича, а также из собрания Национального музея Республики Коми. На снимках старый Усть-Сысольск начала XX века, экспозиции художественного отдела областного музея Коми 1930-1940-х годов. В основных разделах каталога представлены произведения русской и зарубежной живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVII – первой трети XX века. Каждое произведение сопровождается каталожной статьей, сообщающей сведения об авторе и о произведении, включая сведения об истории бытования, архивные документы и литературу о произведении, сведения о том, кем и когда оно было атрибутировано и отреставрировано.
К каждой статье идет фотоиллюстрация. Скульптура, фарфоровые изделия сняты в нескольких ракурсах. Показаны также редкие высокохудожественные рамы. Над фотосъемкой экспонатов потрудились двое профессиональных фотографов Сыктывкара – Сергей Зиновьев и Кирилл Шучалин. Ценным дополнением к изданию стала публикация документов Научного архива Национального музея Республики Коми о приеме-передаче предметов из Государственного музейного фонда в музей Коми автономной области в 1926-1928 годах. Документы подготовлены к публикации ученым секретарем Национального музея Валентиной Совой. Издание сопровождается обширным научно-справочным аппаратом, включающим указатели, списки литературы, каталогов, выставок, принятые сокращения.
Подготовка издания стала итогом работы большого коллектива сотрудников галереи – хранителей фондов, научного архива, библиотекаря, экономистов, рабочих. Основной научный коллектив издания – заместитель директора Надежда Беляева, заведующая отделом музейно-исследовательской работы Ольга Орлова и ответственный редактор издания, главный научный сотрудник Национальной галереи РК Наталья Плаксина. Альбом подготовлен к печати и напечатан в Коми республиканской типографии. Тираж издания 500 экземпляров. Трудоемкую работу по макетированию столь солидного издания выполнила молодой дизайнер из Яренска Алена Стрельченко, выпускница факультета искусств Сыктывкарского государственного университета. В ее творческом багаже несколько интересных изданий, посвященных выдающимся деятелям культуры, уроженцам Яренского уезда, в том числе живописцу-пейзажисту Николаю Лемзакову.
– Особенно нас радует то, что в каталоге 2023 года несколько живописных полотен и графических листов опубликованы в новом статусе, утратив статус произведения «неизвестного художника», что стало результатом научно-исследовательской и реставрационной работы последних лет, – отметила Наталья Плаксина. – Так, например, в ходе реставрации картины неизвестного художника «У плотины. Сумерки» была обнаружена подпись художника Дмитрия Гаврильцева, произведения которого редко встречаются в музейных собраниях. Установлено авторство копии с эрмитажного полотна кисти ученика Леонардо да Винчи Чезаре да Сесто «Святое семейство со святой Екатериной», которая долгое время считалась работой неизвестного европейского художника, а оказалась шедевром талантливейшего тобольского художника-копииста, педагога, ученика Карла Брюллова Дениса Шелудкова. И еще целый ряд произведений опубликован с новыми атрибуциями, ставшими результатом исследовательской работы сотрудников Национальной галереи Республики Коми в последние годы.
Открывает каталог картина Ивана Айвазовского «Закат на море». Полотно написано в 1856 году. Посетителей галереи часто привлекает картина Петра Заболотского «Девушка с папиросой». Если сегодня идет борьба с курением, то во времена художника – а это середина XIX века – курящая девушка была символом женской эмансипации. Картина не имеет авторской подписи, но аналогичная ей, за авторством Петра Заболотского, принадлежит Екатеринбургскому художественному музею. Сыктывкарская «Девушка с папиросой» отличается от екатеринбургской рисунком складок юбки, кроем и тканью блузы. Вообще же Заболотский создал целый ряд романтических женских образов с «подсветкой»: «Девушка, уснувшая при свече», «Кухарка со свечой», «Гадание на картах».
Картина Федора Модорова «Праздник 1 Мая у оседлых ненцев» была написана в 1927 году. Ее идею художник привез из творческой командировки в Коми край в 1925 году. В 1926 году в Москве прошла масштабная выставка «Жизнь и быт народов СССР», на которой были представлены произведения художников, привезенные из командировок практически со всей страны. Порядка трехсот художников показали почти две тысячи работ. В том числе были и работы Модорова. На масштабной выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, картина «Праздник 1 Мая у оседлых ненцев» была закуплена и направлена в Коми областной музей.
Большая часть произведений коллекции, поступившей в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, публикуется впервые. В первую очередь это относится к произведениям зарубежной части собрания, которое практически неизвестно ни специалистам, ни широкой аудитории любителей искусства. Остается добавить, что за всю историю Национальной галереи Коми это второй полноцветный иллюстрированный каталог ее собраний.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Незабытые шедевры"