В Республике Коми 102,9 тысячи школьников сели за парты 1 сентября, 10,1 тысячи ребят перешагнули порог учебных заведений впервые. О том, как помочь первоклашкам адаптироваться к новой среде, а родителям – к новому статусу, мы попросили рассказать сыктывкарского психолога Елену Юркину.
– Школа – это радость или стресс?
– Школа одновременно может вызывать весь спектр эмоций. Переход из одного учебного заведения в другое для ребенка чаще всего связан со сменой окружения, с появлением новых обязанностей, нового статуса. Что, непременно, создает стрессовую ситуацию. А будет ли этот стресс сопровождаться радостью или обрастет другими эмоциями, зависит от того, насколько бывший детсадовец настроен на учебу. И в первую очередь от того, насколько он замотивирован идти в первый класс.
Каким бы ни был умным и интеллектуально суперодаренным человек, до определенного возраста он может не хотеть идти в школу. Это желание само по себе – новый уровень развития. Школа предполагает смену ведущей деятельности. В детском саду, как известно, ведущая деятельность связана с игрой, личность развивается только через занятия, которые ей интересны и приносят удовольствие.
В школе все иначе. Предположим, ребенок очень любит рисовать и для него не составляет сложности сидеть на уроке ИЗО. А вот математика сама по себе ему кажется сложной, неинтересной и скучной. В этом случае заставить себя сидеть, внимательно смотреть, пытаясь понять, как решаются примеры и задачи, не так уж и просто. Ребенку приходится проявлять силу воли, интерес становится опосредован волевыми качествами. Первокласснику нужно этому учиться. Если ребенок психологически еще не созрел (а созревание идет не только на психологическом уровне, но и на уровне физиологии – происходят определенные процессы в развитии головного мозга), то, как бы он ни был умен, чаще всего окажется не адаптирован и будет очень сильно стрессовать в школе.
А некоторые школы сразу требуют от детей проявления опосредованного внимания и интереса.
– Как настроить ребенка на плодотворную работу в учебном году?
– На мотивацию и настрой на учебу влияет окружение ребенка: старшие родственники, братья и сестры, друзья во дворе. То, как они относятся к учебному процессу, что о нем говорят, очень хорошо усваивается ребенком. Например, если мама восторженно говорит: «Это так здорово! Ты вырос, стал таким большим!», а папа пугающе: «Ну, сочувствую тебе, братан. Заканчиваются твои веселые деньки, скоро начнется другая жизнь!» – то у ребенка, скорее всего, будет непонимание: школа – это все-таки хорошо или плохо. Кроме того, если у малыша возникают какие-то первые трудности в школе или в отношениях с учителями и одноклассниками, то, возможно, он пойдет по пути исполнения и закрепления папиного настроя.
Поэтому первое, что могут сделать родители для ребенка-школьника, – это поговорить со своими старшими детьми, чтобы они настраивали младшего на то, что школа – это здорово, в ней люди получают знания. Если вся семья будет радоваться тому, что ребенок идет в школу, и рассказывать о ней в позитивном ключе, ребенок пойдет в нее уже с нужным настроем.
Хорошая мотивация проявляется в том, что ребенок с радостью бежит в школу, ждет не дождется 1 сентября. Когда он стремится сам выбирать школьные принадлежности, самый красивый букет для своей первой учительницы, с нетерпением ждет начала уроков. Все это показатели идеальной психологической готовности.
– Какие важные слова нужно сказать ребенку в начале года?
– Во-первых, необходимо настроить ребенка на то, что его ошибки или незнание чего-либо – это хорошо. Потому что если он чего-то не знал раньше, а это вдруг стало очевидно, то теперь он может восполнить пробел и выучить или запомнить нужную информацию. То есть надо научить ребенка относиться к своим ошибкам как к опыту и настроить его на то, что даже если у него что-то не получается, то это и есть самый хороший стимул научиться чему-то и у него все обязательно получится. Может быть, не с первого раза и даже не со второго или третьего, но обязательно получится.
Умнейшие люди на планете, жившие в разные времена, совершали огромное количество ошибок, у них много-много раз ничего не получалось, но их упорство позволяло им достигать определенные цели. Именно позитивный настрой по отношению к своим ошибкам, неудачам помогает справляться с ними.
Стоит научить ребенка обращаться за помощью и объяснить: если он что-то не понимает и не может сделать сам – важно не стесняться об этом говорить и обращаться за помощью к учителю, к родителям, друзьям.
Настройте ребенка на то, что учитель – это его друг, помощник, человек, которого нужно слушаться. Он не только тебя научит, но и всегда придет на помощь, если у тебя что-то не получается. Важно объяснить, что педагог – это авторитет, и постараться удержать такое отношение как можно дольше, хотя бы на протяжении начальной школы.
Поясню: в большинстве обычных школ (не частных) в классе, как правило, учатся по 25-30 человек. И на такое большое количество учеников всего один учитель. Если педагог вынужден будет каждому ребенку на уроке доказывать свою авторитетность, ему для того, чтобы сохранить дисциплину, придется стать не авторитетным, а авторитарным. В этом случае учитель становится более строгим, жестким. Не в силу особенностей своей личности или потому, что он так хочет, а просто потому, что перед ним стоят определенные задачи, которые ему надо решить.
Ну и если авторитетность педагога под сомнением, любая школа превращается в место для конфликтов, скандалов между учеником, учителем и родителями, которые, непременно, встанут на сторону своего чада. По факту плодотворной учебы и эффективного воспитания в этом случае не получится.
– «Ребенок должен быть психологически готов к школе». Что стоит за этой фразой?
– Психологическая готовность к школе состоит из трех компонентов. Это интеллектуальная, социальная и мотивационная готовность. Интеллектуальная определяется на входной диагностике в школе и на подготовительном этапе в детском саду. Она проверяется по моторно-двигательной персеверации (по умению ребенка отображать представляемые в голове предметы и события на листочке), по сформированному кругозору и умению рассказывать о себе и других базовых вещах, например, временах года. Ну и еще по нескольким параметрам. Как правило, с интеллектуальной готовностью у современных детей проблем нет, в саду и дома детей тщательно готовят к школе, а вот с социальной и мотивационной готовностью несколько сложнее.
Социальная – это умение общаться в группе, быть в большом коллективе, ладить с другими. Навыки социального взаимодействия могут сформироваться только опытным путем, когда ребенок общается с другими детьми. Нужно его учить знакомиться, быть открытым к взаимодействию с другими детьми, к совместной полезной деятельности. Есть дети обидчивые или агрессивные, которые на любое событие реагируют очень бурно или, наоборот, замыкаются в себе и начинают плакать. А любая неадекватная с точки зрения социума реакция может нарушить адаптацию ребенка в коллективе. Немаловажную роль в связи с этим приобретает умение не только ладить, но и мириться.
Если говорить про мотивационную готовность, то самая лучшая мотивация – внутренняя. Как мы уже сказали, важно, как старшие отзываются о школе, как ребенка настроили дома. Есть еще внешняя мотивация, к ней относятся оценки и обещание каких-то благ в виде подарков и событий. Но она не всегда корректна, особенно в начальной школе.
– С какими проблемами чаще всего сталкиваются первоклассники в школе?
– Первое – это то, что их «хочу» не совпадает с новыми обязанностями и требованиями. Разные дети по-разному справляются с этой проблемой. Чаще всего родители находят нужные слова, чтобы пройти этот этап. Мне очень нравится подход психолога Александра Колмановского, который он описал в статье «Не ругайте лоботряса». Суть этого подхода заключается в том, что взрослый плавно, безэмоционально подводит ребенка к выполнению задач. К примеру: «Я понимаю, что ты устал, отдохни немного, расскажи о том, что тебя волнует, а потом садись за уроки». Потому что заставлять – это не то же самое, что наказывать. В этом случае ребенок понимает: надо есть надо, и количество конфликтов удается свести к минимуму.
Ну и зачастую первоклашки имеют проблемы с поведением. Здесь нужно будет действовать ситуативно.
– Есть ли какие-то советы по организации дня?
– Распорядок дня должен быть максимально конкретным, и хорошо, если он будет повторяться из недели в неделю. Чем меньше ребенок будет тратить энергии на размышления о том, что ему делать сейчас, а что позже, тем лучше. Имея конкретный план действий, наша психика быстро привыкает к определенному ритму, определенным повторяющимся моментам и быстро «ставит организм на рельсы».
– Стоит ли ругать школьника за плохие оценки?
– Ругать точно не стоит, потому что оценки – это не главное, они являются внешней мотивацией. Если ребенку говорят: самое главное – это хорошие оценки в школе, то у него с большей долей вероятности разовьется невроз. Либо он войдет в противостояние с родителями: начнет целенаправленно получать не очень хорошие оценки, пока они не сдадутся, либо станет перфекционистом и отличником, но не потому, что ему так нравится, а потому что ему требуются высокие баллы.
Если у ребенка не получается изменить ситуацию из раза в раз и он не справляется с какими-то задачами не по причине того, что не понимает, как это сделать, а потому, что он не готовится, ему лень, в этом случае показывать свое недовольство обязательно нужно. В начальной школе связь между родителем и ребенком очень сильная, и ребенок очень хорошо понимает, что чувствует родитель, даже если он не транслирует свои эмоции. Поэтому с ним необходимо в первую очередь разговаривать. Но ругать нельзя, ругать – это значит запугивать.
– Как заставить ребенка делать уроки? И надо ли платить ему за хорошие оценки?
– Давайте опять вспомним технику «Не ругайте лоботряса». То есть мы мягко давим, давим, давим, чтобы ребенок сел за уроки. Также мне очень нравится техника «Помидор». Объявите ребенку, что сейчас начнется игра. Правила простые: за время работы таймера ему нужно, к примеру, сделать прописи. Ребенок будет видеть, что таймер тикает, и ему захочется выполнить задания, иначе таймер сработает, и помидор взорвется. Метод классно работает для младших школьников. Он мотивирует детей начать делать домашнее задание и выполнить его быстро.
По моему мнению, платить за выполнение домашних обязанностей и получение хороших оценок ученикам начальных классов точно не стоит, это искажает мотивацию ребенка к обучению. Подросткам – да, это может стать их зарплатой.
– Как родителям оставаться спокойными во время подготовки домашних заданий?
– Советское воспитание все еще в нашей крови, я бы даже сказала – в генах. Оно заключается в том, что мы ищем недостатки и за них ругаем, находим ошибки и виним человека. При этом сами вспоминаем свое прошлое, что нам тоже не прощали никаких ошибок, что их допускать нельзя. У нас такой, как говорится, невротизированный настрой.
Чтобы ребенок выполнял задания с радостью, предлагаю использовать метод «зеленой ручки», его активно используют в Израиле. Выделяйте с ребенком те буквы и прописи, которые у него особенно хорошо получились. Даже если он сделал всю строчку так себе, а одна буква вышла красивой, мы ее выделяем и за нее хвалим. Помните, у ребенка развивается только та деятельность, за которую его поощряют и хвалят.
Желательно отправлять делать уроки с ребенком самого спокойного и терпеливого взрослого в семье. Спокойствие родителя, так же как и эмоциональная возбудимость, передается ребенку. Делать самому домашнее задание за ученика тоже не стоит, ребенок должен делать все сам от и до.
Екатерина ЖВАНЬКО
Фото из архива Елены Юркиной
Оставьте первый комментарий для "Психолог Елена Юркина: «Ребенок должен быть психологически готов к школе»"