Последний «адрес» композитора

Землячка автора «Катшасинъяс» нашла место его погребения

В Москве найдено предположительное место захоронения первого профессионального коми композитора Александра Осипова. В марте этого года в республике отметили столетие со дня его рождения.

Автор известной коми песни «Катшасинъяс» («Ромашки») в 1960-х годах переехал в Москву. А в январе 1973 года скончался в московской больнице, о месте его захоронения долгие годы ничего не было известно. В юбилейный год уроженка села Сторожевск, а ныне москвичка Светлана Микушева решила найти место погребения талантливого земляка. И обнаружила его на Николо-Архангельском кладбище Москвы. Ранее считалось, что композитор похоронен в Люберцах, где он и жил в последние годы. О своих поисках Светлана Микушева рассказала на пресс-конференции, которая прошла 3 августа в Национальной библиотеке Республики Коми.

После ряда запросов в московские ведомства еще в марте землячке композитора удалось установить, что его могила находится на Николо-Архангельском кладбище Москвы – в секторе 3A. Когда снег растаял, Светлана вместе с сотрудниками кладбища осмотрели нужный участок. Но самой могилы композитора не нашли, обнаружили только две могилы людей, которых похоронили с ним в один день. Между этими могилами оказался участок без каких-либо памятников и оградок. Светлана предположила, что именно здесь и была могила Александра Осипова. Сейчас она ищет возможность установить на этом месте памятный знак, но сделать это официально нельзя. Поэтому Светлана надеется на помощь властей и общественности Республики Коми.

Саша Осипов родился в селе Сторожевск, с десяти лет «кочевал» по детским домам Сыктывкара, Выльгорта и Усть-Кулома. Он был «трудным», но музыкально одаренным подростком. В детском доме ему купили баян, и с этого инструмента начались его занятия музыкой. В пятнадцать лет ему доверили руководить ансамблем народных инструментов в районном доме культуры. Кстати, вся семья Осиповых была музыкальной. Отец будущего композитора пел в хоре в сельской церкви, сестра Мария – в известном Архангельском хоре имени Колотиловой. Ссыльный немец подарил Саше скрипку, и мальчик мечтал стать скрипачом. Но помешало фронтовое ранение. В 1941 году восемнадцатилетний Александр ушел на фронт, а через два года вернулся домой с искалеченной левой рукой. Пальцы почти не двигались, поэтому скрипачом он стать не смог. И тогда Александр решил попробовать сочинять музыку. Он окончил четыре музыкальных учебных заведения, в том числе аспирантуру Московской консерватории имени Чайковского, в которой потом преподавал. Как хормейстер работал с ансамблем песни и пляски Коми АССР, с хорами Грозного, Сыктывкарского радио, был художественным руководителем Коми республиканской филармонии, работал в Сыктывкарском музыкальном училище и Московской консерватории.

В 1960 году Александр Осипов принял окончательное решение переехать в Москву. Какое-то время ему довелось проживать в одном доме с Дмитрием Шостаковичем, они подружились, а так как у Александра Осипова был абсолютный слух, то Шостакович просил помощи в настраивании рояля. После смерти мамы Осипов редко бывал в Сторожевске, но приезжал в Тентюково, где жила его сестра Мария. Там он всегда разговаривал только на коми языке.

Всего Александр Осипов написал около двухсот песен и романсов на стихи коми поэтов, инструментальную музыку и мелодии к спектаклям, оперетты. Песни «Катшасинъяс» («Ромашки»), «Луныс коли важӧн» («День прошел»), «Кор ми аддзысьлам тэкӧд» («Когда мы встретимся с тобою»), обработки коми напевов «Асъя кыа» («Утренняя заря»), «Кӧкӧ» («Кукушка»), «Удораса частушкаяс» («Удорские частушки») входят в золотой фонд коми музыкальной культуры. Он издавал сборники своих песен, публиковал статьи по вопросам музыкального воспитания на страницах журналов и газет «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Войвыв кодзув» («Северная звезда»), «Правда», «Советская Россия». Он не дожил до своего пятидесятилетия всего полтора месяца.

В Сторожевске в честь него названа улица. Она самая первая при въезде в село, и это очень символично, ведь и сам композитор во многом был первым в коми музыкальном искусстве. В 1980-е годы на базе Сторожевской средней школы постепенно накапливался материал о талантливом земляке, а в 1989 году, когда школьный музей переехал в отдельное здание, была создана постоянно действующая экспозиция. С 1988 года в Сторожевске стали проходить районные Осиповские праздники. Уже пятый год в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки Республики Коми действует Центр музыкального наследия имени Осипова, основной задачей которого является сохранение творческого наследия коми композиторов, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просветительской деятельности, направленной на его продвижение.

В 2020 году в Санкт-Петербурге пытались найти могилу другого нашего выдающегося земляка – уроженца села Выльгорт Семена Налимова. Музыкальный мастер еще при жизни заслужил имя балалаечного Страдивари. Семен Налимов умер 22 августа 1916 года в Петрограде. Во всех публикациях о мастере написано, что он похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища и могила его не сохранилась. Но, как оказалось, в официальных архивных документах указано совсем другое место погребения – Большеохтинское кладбище. Этот факт подтвердили в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Волонтеры попытались найти на кладбище могилу Налимова, но это, увы, не удалось.

Также затеряна могила одного из основоположников коми литературы, педагога, переводчика и общественного деятеля Вениамина Тимофеевича Чисталева (псевдоним Тима Вень), который в 1939 году умер в тюремной больнице Сыктывкара. Неизвестны могилы Ивана Куратова, Виктора Савина и многих других коми писателей и деятелей культуры.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Последний «адрес» композитора"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.