Вейпы в законе

Общественники проверили точки продаж курительных девайсов

Сегодня широко распространены устройства для курения – вейпы. Их поклонники утверждают, что не курят, а «парят», так как гаджеты заправляются жидкостями с разными запахами и, сделав затяжку, люди испускают пар. В профилактическом рейде по точкам продаж вейпов и жидкостей для них, организованном Общественной палатой Коми, побывал журналист «Республики».

В апреле Государственная дума приняла закон об ужесточении правил оборота вейпов, в июне он вступил в силу. Теперь продажа вейпов имеет точно такие же ограничения, как и продажа табачных изделий: закрытая выкладка, ознакомление только через прайс-лист, отсутствие изображений с целью ознакомления покупателей с продукцией. Кроме того, запрещена продажа несовершеннолетним не только самих устройств, но и жидкостей для них. Предпринимателям, нарушившим закон, грозят крупные штрафы. Основная цель закона – остановить популяризацию пагубной привычки среди молодежи.

В ходе рейда общественники раздавали продавцами листовки, в которых были подробно расписаны новые ограничения и размеры штрафов. Руководила рейдом заместитель председателя Общественной палаты и председатель Союза женщин Коми Галина Лапшина. Она обходит точки продаж не в первый раз, поэтому многих продавцов уже знает в лицо.

Общественники проверили ряд точек, расположенных в торговых центрах Сыктывкара. В большинстве из них выявлены нарушения. Чаще всего владельцы игнорируют запрет на демонстрацию продукции. А продавцами в основном являются молодые люди, которые чаще всего и сами используют вейпы. Выйдя из одного из торговых центров, участники рейда заметили, что в уличной курилке появились люди, которые несколько минут назад стояли за прилавком. Во время общения они уверяли, что с новым законом ознакомлены и несовершеннолетним ничего не продают.

В странах, где вейпы также широко распространены, уже фиксируют новые заболевания, связанные с «парением». В США даже официально признали болезнь вейперов и дали ей название – EVALI. Первый случай заболевания выявили в 2019 году. Болезнь трудно диагностировать, по симптоматике она схожа с пневмонией. Растут и случаи летальных исходов, вызванных взрывами вейпов. Эти электронные устройства нередко оказываются неисправными и взрываются при использовании.

– Я несу за это ответственность, поэтому всегда спрашиваю паспорта у покупателей. Работаю всего пару месяцев. Все замечания донесу до руководства, – сказала продавщица.

Галина Лапшина ответила, что скоро зайдет вновь, чтобы убедиться в том, что владелец убрал продукцию с витрин. Впрочем, были точки, где изобретательные предприниматели просто немного затонировали витрины. Издалека вейпы на них не видно, но если подойти ближе и присмотреться, то вполне различимы и цены, и фирмы-производители. Участников рейда не устроила такая полумера.

– Мы не запрещаем продавать, но требуем исполнения закона, – сказала Галина Лапшина.

Одна из посетительниц торгового центра призналась, что не видела, чтобы вейпы продавали подросткам, но ее настораживает соседство таких товаров с товарами для детей:

– Трудно судить, продают ли они вейпы детям, потому что у них есть и другие товары, например, музыкальные колонки. Но тут совсем рядом продают игрушки. Такого быть не должно. Лично я не хочу, чтобы мои дети видели эту продукцию, так как сама не курю и плохо к этому отношусь. Мы в семье за здоровый образ жизни.

У одного из торговых центров участники рейда обратили внимание на неухоженный цветник. Галина Лапшина констатировала, что у предпринимателей есть деньги на красивые витрины с дурманом, а на обустройство территории возле ТЦ почему-то средств не нашлось.

– Общественная палата с каждым годом привлекает все больше людей, которым небезразличны судьба и здоровье наших детей. У нас есть проект «Безопасное детство». В прошлые годы мы плотно занимались проблемой «наливаек». Было выявлено много нарушений. Мы за порядок и уважение друг к другу, за соблюдение закона. Нас услышали, и были приняты меры. В этом году обратили внимание на проблему продажи никотиносодержащей продукции. В июне дали предпринимателям время, чтобы привыкнуть к новым нормам, а в июле пошли в рейды. В первые разы нас встречали с неуважением, ухмылками. Главным для них было то, что есть мораторий на проверки. Мы были максимально корректны, старались просто довести информацию, – рассказала журналистам Галина Лапшина.

Она добавила, что рейды стали приносить плоды, поэтому они продолжатся. На этот раз уже не было агрессивной реакции со стороны продавцов, но все же есть попытки как-то завуалировать продукцию:

– Это далеко не все. Роспотребнадзор уже выписал многим штрафы, тем не менее нарушений еще много. Например, мы сегодня видели, как продавец консультировал клиента, а рядом стоял маленький ребенок.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Вейпы в законе"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.