Несколько транспортных артерий Сыктывкара планируют удлинить
В столице Коми собираются продлить несколько улиц. Это необходимо для улучшения транспортного сообщения между разными районами города, удобства жителей новостроек. «Подрасти» должны Станционная, Первомайская, Чкалова, Мичурина и Печорская.
Тему удлинения улиц в Сыктывкаре обсудили в Госсовете Коми, этот вопрос был поднят во время рабочего совещания, посвященного ремонту и строительству дорог и мостов. Депутат Сергей Артеев напомнил, что несколько дней назад администрация города «презентовала свое видение появления смычек, стыковок в городе». Предполагается, что «пробить» улицы, заканчивающиеся тупиками, до других транспортных артерий, удастся в течение семи лет. Парламентарий попросил заместителя мэра Александра Можегова рассказать поподробнее об этих планах, в том числе в части финансирования.
Александр Можегов пояснил, что в перспективе улица Станционная будет продлена до Лесопарковой, Чкалова – до Индустриальной, Мичурина – до Колхозной, Печорская – до малой объездной дороги, а Первомайская – до Петрозаводской. По его словам, уже определены «красные линии» для будущих дорог – участки, где запрещается что-либо строить, поскольку здесь будет проезжая часть. Собственники участков в районе улиц Крутая и Энгельса уже получили соответствующие уведомления. Для развития транспортной системы в городе необходимы новые развязки, стыковки, появление новых автобусных маршрутов.
В первую очередь в администрации города рассчитывают заняться продлением Станционной. По словам вице-мэра, насущная потребность в этом вызвана появлением массива новых жилых домов в этом районе. В следующем году власти Сыктывкара рассчитывают начать разработку проектной документации для смычки Станционной с Лесопарковой. Если, конечно, как отметил Александр Можегов, финансистов мэрии удастся убедить выкроить на эти цели средства в бюджете. Если с документами все получится, то в 2025 году можно начинать строить.
Но Станционную все же проще продлить, чем другие вышеупомянутые улицы. Так что по другим проектам администрация города будет просить финансовую поддержку. У региона или Федерации – представитель администрации города не уточнил.
Тем не менее работы, предваряющие продление одной из улиц, начнутся уже в ближайшее время. Речь идет о Первомайской. Это одна из самых больших и оживленных (и транспортно загруженных) улиц города, а район ее пересечения с Коммунистической негласно считается «самым центром» Сыктывкара: здесь расположены офисы крупных организаций, министерств и ведомств, торговые центры, здания парламента и администрации главы Коми тоже буквально в паре минут ходьбы от упомянутого перекрестка. Если ориентироваться по номерам домов, то «по увеличению» «Первомайка» уходит в сторону аэропорта, но немного до него не дотягивается, упираясь в улицу Домны Каликовой и район частной застройки. «По уменьшению» улица идет в сторону микрорайона Орбита, но опять же обрывается. Номинально – на пересечении с улицей Крутой, но, по сути, нормальная дорога заканчивается сразу после улицы Красных Партизан. В данный момент полноценного асфальта на оставшемся участке нет, но он хотя бы более-менее проезжий, в то время как раньше десятилетиями здесь было нечто вроде ухабистой проселочной дороги с лужами-озерами.
Но еще в конце прошлого тысячелетия такая ситуация особо никого не удивляла, поскольку Первомайская обрывалась в районе частной застройки, в начале своеобразной «деревни в центре города», которая тянулась до самой Орбиты. На дорогу текла вода от частных строений, вдоль заборов стояли поленницы, во дворах порой можно было услышать пение петухов. Девятиэтажные «панельки» по соседству смотрелись, скорее, как странное исключение. Но с начала 2000-х район, от которого и до центра рукой подать, и река с парком в пешей доступности, начал активно застраиваться многоэтажками, а частные «избушки» – исчезать одна за другой. В результате сейчас Первомайская в своем начале выглядит, мягко говоря, странновато: многоквартирные дома, площади в которых стоят отнюдь не дешево, соседствуют с поросшими бурьяном пустырями, покосившимися сараями, поленницами, самодельными деревянными мосточками, брошенными через водоотводную канаву, и узким «проселком» вместо полноценной проезжей части. Территориально – престижный район, инфраструктурно – без слез не взглянешь.
Около четырех лет назад была принята программа комплексного развития дорожной инфраструктуры города. И, в частности, она включает в себя реконструкцию улицы Первомайской в промежутке от Красных Партизан до Крутой, а потом ее продление до места стыковки улиц Громова и Петрозаводской.
Отвечая на вопрос депутата Владимира Жарикова о судьбе этого проекта, Александр Можегов пояснил, что, по сути, на промежутке между Красных Партизан и Крутой нужно строить новую дорогу. А чтобы она была нужной ширины, требуется снести частные деревянные дома. Для этого в позапрошлом году мэрия приняла решение о выкупе участков и расположенных на них строений. Сейчас, если смотреть в сторону улицы Крутой, то по правую сторону, вдоль стройплощадки, расположенной за жилищным комплексом «Токио», место под расширение улицы уже освобождено, деревянные дома убраны. С левой стороны еще стоят четыре дома с хозпостройками, гаражами. Заместитель мэра пояснил, что с одним землевладельцем вопрос по выкупу уже решен, с остальными пока определяется стоимость имущества. В нынешнем году в администрации Сыктывкара надеются разобраться с этим вопросом, крайний срок – к весне 2024-го. И после этого дома можно сносить и начинать строительство проезжей части, прокладывать тротуары, устанавливать освещение.
Но уже в этом году на этом участке предстоит очень много сделать для подготовки к будущей стройке – нужно капитально обновить коммунальную инфраструктуру.
– Этот участок подлежит реконструкции по тепловым сетям и по водопроводному хозяйству. В этом году «Сыктывкарский водоканал» и «Т Плюс» проведут там мощнейшие работы, связанные с подготовкой инфраструктуры для последующего асфальтирования уже в следующем году. Это огромный фронт работ, которые займут время до 20 августа текущего года, – рассказал вице-мэр.
Что касается дальнейшего продления Первомайской, то очевидно, что стоимость этого проекта будет немаленькой. Сразу после улицы Крутой уже есть готовый широкий «просвет» между новыми многоэтажками (на котором сейчас располагается стихийная автостоянка), а вот дальше – множество маленьких улочек с деревянными домами, плюс ландшафт здесь весьма непростой – холмы, овраги. Даже если строить в несколько этапов, растянув процесс на годы, все равно получится очень дорого. Видимо, поэтому пока конкретных сроков реализации этого проекта в администрации города не называют.
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора и Ярослава СЕВРУКА
Сложные мосты
На совещании в Госсовете обсуждался также вопрос строительства мостов на территории Сыктывкара и рядом с ним. В частности, Александр Можегов рассказал, что сейчас проходит госэкспертизу проект моста, который должны построить в районе местечка Алёшино. Это сооружение должно надежно соединить Сыктывкар с входящими в его состав поселками Седкыркещ и Трёхозерка (сейчас сообщение с ними периодически прерывается весной и осенью), а также некоторыми населенными пунктами Сыктывдинского района.
В мэрии ожидают, что эксперты дадут положительное заключение в ближайшие недели. После этого можно будет подавать заявку в минстрой Коми на включение этого проекта в региональную адресную инвестиционную программу. Протяженность моста должна составить 650 метров, он будет двухполосным, с освещением. Проект непростой, обойдется он примерно в пять миллиардов рублей, так что понадобится, видимо, федеральное финансирование. При самом удачном стечении обстоятельств строительство начнется в 2024-м.
В свою очередь начальник управления дорожного хозяйства минстроя Коми Дмитрий Гордейчук рассказал о строительстве моста через реку Лемъю в Корткеросском районе, практически на границе со столицей Коми, на 22-м километре трассы Сыктывкар – Троицко-Печорск. По его словам, буквально в понедельник он получил свежую информацию по этим работам, и она опять нерадостная: строители в очередной раз столкнулись с проблемами. Причина, по выражению Дмитрия Гордейчука, «сложная геология» – сваи при забивке не входят в грунт. Теперь нужно искать другие технические решения. Но строительство моста в министерстве рассчитывают все же завершить в этом году.
Напомним, работы на этом объекте начались еще осенью 2018-го, закончить их должны были в течение года. Но летом 2019 года на стройке произошел оползень, сместились опоры, сломались сваи. В итоге Арбитражный суд Коми счел, что причина этого в проекте, который был сделан ненадлежащим образом. В прошлом году состоялся аукцион на достройку моста, в результате за работы решилась взяться та же компания, что их и начинала.
Оставьте первый комментарий для "Улицы идут в рост"