Непричастный оборот в литературе

Новый взгляд на мир русской литературы представили участники выставки авторских кукол «Непричастный оборот». Автор идеи – художник Ирина Москвина, организатор арт-группы «Девушка с веслом». Необычная экспозиция разместилась в Серебряном зале сыктывкарского Центра культурных инициатив «Югöр».

На выставке представлены арт-куклы, объекты, графические композиции, созданные художниками Санкт-Петербурга, которые показывают, рассказывают, изображают русских писателей XIX–XXI веков. Среди них Булгаков, Хармс, Хлебников, Блок, Мандельштам, Бунин, Гоголь, Чуковский, Цветаева, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Маяковский, Гиппиус и другие. Все объекты сделаны на основе глубокого изучения жизни и творчества поэтов и прозаиков.

Например, классики Серебряного века Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский предстают в виде сросшихся сиамских близнецов. Их действительно почти никто не видел по отдельности. Быть вместе для них было настолько естественно, что, обвенчавшись 8 января 1889 года, они весь день провели за чтением, а на следующий день Гиппиус, по ее словам, и вовсе забыла, что накануне вышла замуж. Да и похоронили их под одним надгробием на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Образ этой четы был настолько ярким, что оставил множество воспоминаний современников. Среди литературоведов бытует мнение, что Гиппиус и Мережковский были прототипами лисы Алисы и кота Базилио в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик».

Антон Чехов и Исаак Левитан тоже соединены в одной композиции. Писателя и художника связывала многолетняя дружба и многое объединяло: происхождение, круг общения, увлечения. Их судьбы развивались на глазах друг друга, они вместе переживали любовь и расставания, удачи и поражения. Они родились в один год и ушли из жизни с разницей в четыре. Оба любили отдых на природе и могли часами просиживать на берегу с удочкой или охотиться. В охоте успешнее был художник, а вот в ловле рыбы больше везло писателю.

Несложно догадаться, почему фигуру философа и фантаста Ивана Ефремова окружают скелеты динозавров. С именем Ефремова связывают три десятилетия развития советской палеонтологии позвоночных. Экспедиция под его руководством в пустыне Гоби в конце 1940-х годов открыла ископаемые остатки динозавров, коллекции которых составляют золотой фонд московского палеонтологического музея.

В фигуре Сергея Довлатова можно увидеть и чемодан, и соло на ундервуде. Иосиф Бродский демонстрирует своего знаменитого кота Миссисипи. Если к Бродскому приходили гости, знаком особого расположения служило предложение поэта: «Хотите, я разбужу для вас кота?» Кот в свою очередь, видимо, будил поэта по утрам. Образ Льва Толстого, которого Владимир Ленин еще в 1908 году назвал «зеркалом русской революции», это просто зеркало с наклеенной графско-дедморозовской бородой. Корней Чуковский передан через нескольких своих персонажей, в числе которых проглотивший солнце крокодил и мама в неглиже перед умывальником в спальне. Фигурка Александра Вертинского на старинной пластинке, Горький – это парящий буревестник, а Чехов – чайка в шляпе.

Все эти произведения нельзя только мельком окинуть взглядом, здесь важно всматриваться, кропотливо исследовать, чтобы получить настоящее удовольствие от такого необычного соприкосновения с литературой. Каждую куклу можно разгадывать как ребус, в них зашифрованы сцены из произведений, детали личной жизни, взгляды и убеждения – религиозные и политические. Читатель-зритель с радостью будет находить знакомые моменты, а совершенно далекие от литературной темы люди узнают много нового о писателях.

Выставка будет работать до 20 января. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Непричастный оборот в литературе"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.