Оленины станет больше за счет частников, рыбы – за счет искусственных водоемов
Как чаще всего отвечают жители других регионов на вопрос, что вкусного привезти им из Коми? Долгие годы ответы были однозначными: рыбу и оленину. Но вот насколько просто сейчас в республике найти те самые излюбленные гастрономические сувениры? 7 ноября в Госсовете Коми в ходе бюджетных слушаний обсуждали сельскохозяйственную госпрограмму, где в том числе поднимались вопросы производства рыбы и оленины.
Сама госпрограмма «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» включает в себя множество направлений – овощеводство, производство молока и яиц, вопросы ветеринарии, агротехники и другие. Но, как отметил в ходе обсуждения депутат Виктор Бетехтин, оленеводство, добыча рыбы для нашей территории – исторически сложившиеся. Видимо, поэтому немало вопросов, заданных в этот день, так или иначе касались этих направлений.
Представил результаты исполнения госпрограммы, планы по ней на будущее министр сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Алексей Буткин. Отметим, что, пожалуй, из всех рассмотренных на этих осенних слушаниях, его доклад оказался самым живым и неформальным.
Рассказывая о производстве оленины, министр сообщил, что в этом году объемы поставок оленины на переработку удалось нарастить на 100 тонн по сравнению с прошлым годом. Увеличить показатель удалось, «переманив» оленеводов-частников. Пару лет назад в республике остро встал вопрос закупочных цен на оленину: если в Коми у частников переработчики ее брали по 150-180 рублей за килограмм, то по своим каналам («по знакомству», иначе говоря) оленина сбывалась оленеводами тушами или полутушами по 270-280 рублей за килограмм. А в соседних оленеводческих регионах – НАО и ЯНАО – можно было и вовсе продать по 300-400 рублей. В результате частники гнали свои стада на убойные площадки соседних регионов. В результате после долгих обсуждений республика выделила бюджетные средства в помощь переработчикам оленины, чтобы они смогли покупать ее по 320 рублей за килограмм. Так что продукции из оленины в Коми в этом году явно прибудет (учитывая, что забой оленей как раз скоро начинается). Вот только, отметил министр, на последующие годы такой инструмент господдержки оленеводства пока финансово не обеспечен. То есть оленеводы, если закупочные цены упадут, могут опять переметнуться к соседям. И, отвечая на вопрос председателя комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степана Чуракова, какие направления наиболее нуждаются в поддержке, министр назвал как раз оленеводство, отметив, что поддержка здесь должна быть долгосрочная, а не разовая.
– Чего нам не хватает, чтобы конкурировать с Ненецким автономным округом. Может, какие-то законодательные акты нужны? Понятно, что по субсидиям, которые получает НАО, в том числе как коренные малые народы, мы с ними не можем коррелировать. Но что нам мешает выступить с законодательными инициативами, может, выйти на федеральный центр? – спросил Виктор Бетехтин.
Алексей Буткин ответил, что конкурировать с НАО, выделяя дополнительные региональные деньги на развитие оленеводства, мы пока явно не сможем – просто денег в бюджете не хватит, и привел в качестве примера крупное хозяйство «Ижемский оленевод». Базируется оно в Коми, олени ходят по все тем же тропам, только прошла перерегистрация, и теперь этот бизнес относится уже не к нашей республике, а к НАО.
– И только эта перерегистрация дала в бюджет самого хозяйства дополнительно 19 миллионов рублей, – сообщил министр, повторив, что поэтому в Коми решили пойти по пути привлечения оленеводов-частников хорошими закупочными ценами. Таких поставщиков мяса в республике довольно много, в составе каждого общественного стада есть олени частников.
Тему оленеводства Алексей Буткин затронул и при ответе на вопрос вице-спикера Сергея Артеева о деятельности регионального агрокомплекса, включающего в себя 11 предприятий госсектора – как производителей сырья, так и переработчиков. Часть предприятий сейчас приносит доход, часть – убыток, в результате холдинг работает «в ноль». Так что его надо финансово оздоравливать, реорганизуя отдельные проблемные блоки. А один из таковых – оленеводческий. В частности, решено объединить в одно предприятие три интинских – «Инта Приполярная», «Абезь», «Петруньское». Объединенное предприятие будет действовать как резидент Арктической зоны и получит определенные льготы.
Кстати, оленина из Коми в свое время продвигалась как экспортная продукция. Но, как выяснилось, в регионе в этом году вообще отсутствуют расходы на обеспечение экспорта продукции АПК, хотя средства в госпрограмме были заложены и федеральные, и региональные.
– Но последовательными решениями показатели этого проекта обнулены. То есть и Федерация, и республика не требуют выполнения его показателей. Выделение новых средств по этому направлению не планируется, – пояснил министр.
Часть доклада, касающуюся рыбы, Алексей Буткин начал с напоминания того, что во времена СССР четверг называли рыбным днем, а времена нынешние подарили поговорку «После вареной рыбы хочется есть, после соленой – пить, после красной – жить, но от цен на нее – выть».
– Чтобы цены на завозную рыбу нас не пугали, надо развивать собственную аквакультуру и рыболовство, – сделал вывод министр. – Практика показывает, что естественные водоемы в республике не совсем пригодны для товарного рыбоводства. И многочисленные заморы в наших водохранилищах говорят об актуальности такого вывода. Поэтому набирают свою активность проекты с использованием систем замкнутого водоснабжения – в искусственных водоемах в помещениях. В текущем году реализовано продукции товарной аквакультуры 20 тонн с ростом к уровню прошлого года в полтора раза.
Благодаря нынешней господдержке к 2025 году объемы выращенной в Коми рыбы планируется поднять до 41 тонны.
Что касается промышленного рыболовства, то, по мнению Алексея Буткина, для роста объемов вылова и реализации рыбы необходимы стимулирующие механизмы, субсидирование. Это поможет вынести из теневого рынка огромное количество рыбы.
В целом объем финансирования программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» в текущем году с учетом дополнительно выделяемых до конца года средств республиканского и федерального бюджетов составил 2,218 миллиарда рублей. Из них почти 300 миллионов привлечено из федерального бюджета.
На поддержку отрасли предусмотрено 1,397 миллиарда рублей, на 41 процент выше уровня прошлого года. Из них 175 миллионов – федеральные субсидии. Уже при формировании трехлетнего бюджета в прошлом году дополнительные расходы бюджета на сельское хозяйство составили порядка 100 миллионов ежегодно. В течение года неоднократно принимались решения об усилении поддержки аграриев.
Общий объем дополнительного обеспечения программы составил более 440 миллионов рублей, выделенных в том числе за счет средств резервного фонда и экономии по иным государственным программам.
Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Игорь Гурьев отметил, что министерству нужно активизировать работу по оказанию господдержки в сфере аквакультуры. По данным КСП, объем исполнения по этому направлению составлял 854 тысячи рублей, порядка четверти от плана.
– Связано это с небольшим количеством заявителей, обратившихся за возмещением затрат на приобретение комбикорма для рыбы, рыбопосадочного материала, а также с отсутствием заявителей на страхование, – пояснил председатель КСП. – Алексей Васильевич показал в слайдах, что в принципе приобретено 100 процентов комбикорма для рыб, но, по нашим данным, получается 26 процентов. Требуется пояснение: сумму почти в 2,5 миллиона нужно распределить, есть какая-то другая причина?
– Мы, с одной стороны, и недоосвоили выделенные деньги, но, с другой стороны, и приобрели 100 процентов необходимых комбикормов. Просто планирование этой статьи было сделано в начале года с запасом, и у нас 2,5 миллиона рублей не будут израсходованы, – объяснил сложившуюся ситуацию министр. – Мы уже сделали передвижки, чтобы перевести эти деньги на статьи, где будет нехватка. То есть, получается, по этой статье они тоже обнулятся.
На вопрос, какую рыбу планируют выращивать в Коми, министр ответил, что в основном это будет форель в установках замкнутого водоснабжения. А вот сохраняющиеся пастбищные хозяйства сейчас уходят от форели из-за ее требовательности к качеству воды, выбирая другие породы. В основном менее капризных карповых рыб.
Кроме искусственно выращенной в продаже можно встретить и выловленную в наших реках рыбу. Ту, что добывают промысловики с разрешения Росрыболовства на специально выделенных участках. В этом году выловлено 122 тонны рыбы, к концу 2022-го будет, скорее всего, порядка 140 тонн. В прошлом году было сто тонн. То есть прирост произошел неплохой, но Алексей Буткин подчеркнул, что это на самом деле немного, объемы нужно увеличивать. Касается это и самой ценной рыбы – семги. Разрешение на ее вылов у нас в этом году было только на трех участках, квота – 2,5 тонны, и, по словам министра, освоили ее с трудом.
– Это очень мало по сравнению с теми объемами, что добываются в НАО. Там выделенная квота – 16 тонн – освоена на уровне 12 тонн. Нам поручено на уровне республики добиться, чтобы как-то выровнять нагрузку реки между НАО и Коми хотя бы в соотношении 50 на 50, – сообщил министр. – Но семга – это только 2,5 тонны из 122. Остальное – это частиковые, сиговые, в основном сам сиг, незначительно омуль. Наука говорит, что там снижения поголовья нет, и предпосылок для снижения разрешенных объемов она тоже не видит. За счет этих категорий мы и предполагаем дальнейшее увеличение вылова.↓
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Национальные деликатесы с господдержкой"