Встреча по одежке

17 июля, в Единый день фольклора, команда республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации провела творческую встречу, посвященную национальному костюму. Мероприятие из цикла интерактивных лекций «Первый вагон» предполагало диалог на открытом воздухе, за чашкой чая. Неформальный подход обернулся уютными посиделками на лужайке перед живописной входной группой старинного здания по улице Советской.

Спикерами встречи стали мастера-модельеры, закройщицы Наталья Загуменнова (Масленникова) и Лариса Цветкова из сысольского клуба ремесел «Зарни куд».

Наталья из творческой династии, ее мама – известная кружевница. Сама Наталья не только плетет кружева, но и шьет потрясающие наряды по мотивам коми костюмов, которые неизменно привлекают всеобщее внимание на ежегодном республиканском фестивале одежды «Северный стиль».

Лариса Цветкова по профессии педагог, обратиться к творчеству ее сподвигла неуемная тяга к красоте.

Несмотря на воскресный день, народ стал подтягиваться задолго до начала мероприятия, организаторы для ознакомления устроили небольшую этнографическую выставку, и жаркое утро расцвело сочными мазками сарафанов, сорок, поясов и шалей. Гостей рассадили полукругом, на минимальном расстоянии от импровизированной кафедры, что в целом позволило избежать надоевшего официоза. А ребята из детского фольклорного коллектива «Зарни войтва», наглядно демонстрируя главную тему встречи, замечательно пели.

Цикл интерактивных лекций «Первый вагон» выстроен с опорой на обратную связь. Люди не просто получают информацию для запоминания, им предлагается диалог, возможность задать вопросы, примерить тему на себя, сделать ее личной. Тщательно продумана концепция сцены под открытым небом.

Диалог о национальном костюме в Единый день фольклора, посвященный Году культурного наследия народов России, неслучаен. Одежда наших предков – краеугольный камень национальной культуры. Буквально все виды искусства так или иначе связаны с одеждой. При изготовлении костюма широко использовались вышивка, ткачество, аппликация, вязание и даже резьба по дереву. Одежду шили из тканей собственного производства. Льняные однотонные холсты шли на рубахи, а узорная клетчатая пестрядь – на сарафаны. Рисунок на окрашенный природными красителями холст набивался при помощи специальных резных досок – набоек, эскизы для которых придумывали сами мастерицы. Работа над сарафаном могла растянутся на долгие месяцы. Ткань была большой ценностью, заранее ткались куски определенного размера, поэтому конструкция одежды соответствовала ширине холста. Праздничный костюм становился материальным достоянием рода, его передавали от матери к дочери.

Наряд привязывал своего обладателя к земле. Проще говоря, гостя встречали и узнавали по одежке. Наши прабабки так определяли место жительства и семейное положение, социальную принадлежность и рабочие навыки человека. К примеру, северные коми использовали ткани черного, синего, оранжевого и фиолетового цветов, а жители Верхней Вычегды – черный, желтый, красный и белый цвета. Цвет напрямую был связан с возрастом: чем старше человек, тем темнее палитра.

Девушки носили косу и головные уборы в виде повязок, украшенных вышивкой, замужние женщины полностью скрывали две косы под головным убором темных цветов. Зажиточные крестьянки в наряде использовали парчу, обильно украшенную золотым шитьем и позументами, люди победнее обходились самодельными тканями. В вышивке преобладали традиционные для регионов Русского Севера и коми мотивы: оленьи рога, геометрические и солярные символы. Другими словами, у наших предков костюм был универсальным кодом для распознавания земляков и чужаков, членов одного рода, одной семьи.

О национальном костюме написаны горы книг, народные мотивы в одежде встречаются не только на театральных подмостках, но и в коллекциях ведущих модельеров мира. С одной стороны, культура универсальна, в ней есть общие для всех людей мира объединяющие символы: солнце, земля, вода, мать. С другой стороны, современному человеку необходимы те самые пресловутые корни, которые дарят единение с родиной. В данном случае не с государством, а с родом. На эту тему модно иронизировать, но все больше людей в двадцать первом веке ищут своих предков, пытаются восстановить и сохранить утерянные связи. Наглядный пример – Усть-Цилемская горка или тот интерес, который вызвала творческая встреча, посвященная национальному костюму в республиканском Центре народного творчества и повышения квалификации. ↓

Елена ВОЛКОВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Встреча по одежке"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.