В нынешних экономических условиях поднимать цену за проезд в автобусе неприемлемо, поэтому правительство республики ищет иные способы вывода АО «Комиавтотранс» из долговой ямы. А на поддержку АО «Комиавиатранс» республика будет добиваться выделения пяти миллиардов рублей из федерального бюджета. Деньги необходимы для приобретения отечественной техники – самолета Ан-24 и пяти вертолетов, чтобы сохранить воздушное сообщение с труднодоступными районами.
Социально значимые отрасли
Автомобильный и воздушный транспорт оказались в числе наиболее пострадавших от ковидных ограничений секторов экономики. О том, как сейчас обстоят дела с авто– и авиаперевозками, и о финансовом состоянии профильных предприятий, рассказала на рабочем совещании в бюджетном комитете Госсовета Коми, посвященном организации транспортного обслуживания жителей республики, зампред правительства – министр экономического развития и промышленности региона Эльмира Ахмеева.
Как напомнила докладчик, оба вида транспортного сообщения являются социально значимыми и получают поддержку из республиканского и местных бюджетов. В 2020 году на минимизирование экономических последствий от пандемии из бюджета Коми на организацию перевозок автотранспортом было выделено 147,7 миллиона рублей, в 2021-м – 102,4 миллиона, в 2022-м предусмотрено 63,65 миллиона рублей. Кроме этого, планируется дополнительно выделить 119 миллионов рублей субсидий для муниципалитетов на организацию автотранспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, 20 миллионов рублей – на межмуниципальных маршрутах.
На организацию авиаперевозок и в том числе на аэропортовую деятельность бюджетные ассигнования в 2020 году составили 741 миллион, в 2021-м – 727 миллионов, в 2022-м будет выделено в общей сложности, с учетом дополнительного финансирования, 896,4 миллиона рублей.
– Благодаря господдержке транспортной отрасли удалось сохранить практически все муниципальные и межмуниципальные регулярные маршруты, а также возобновить приостановленные ранее региональные авиаперевозки и дополнить двумя новыми авиамаршрутами в труднодоступные населенные пункты Ижемского и Троицко-Печорского районов, – подчеркнула Эльмира Ахмеева.
Комиавтотранс
В непростой финансовой ситуации оказалось системообразующее региональное автотранспортное предприятие – АО «Комиавтотранс» с его «дочкой» – ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» (1 февраля произошло их присоединение). Автопарк компании насчитывает 155 транспортных средств, выполняются регулярные автобусные перевозки по 12-ти межмуниципальных маршрутам и по десяти городским маршрутам в Сыктывкаре, обеспечивая 50 процентов всего пассажиропотока в регионе.
– Существенное сокращение выручки от транспортных перевозок, дополнительные затраты на санитарно-эпидемиологические мероприятия и обязательства по лизинговым платежам, зарплате, ГСМ, налогам и прочим платежам, конечно же, сильно отразились на финансовом состоянии перевозчика, – отметила Эльмира Ахмеева.
На частичное покрытие лизинговых платежей за автобусы на газомоторном топливе в бюджет Сыктывкара и САТП-1 из казны республики были направлены субсидии в размере 84,4 миллиона рублей в 2020 году, 51,7 миллиона – в 2021 году, в 2022 году планируется 24,1 миллиона рублей. Кроме того, с автопредприятием, чтобы поддержать его финансово, были заключены госконтракты на дачные маршруты с увеличением финансирования на 27 миллионов рублей.
Что касается федеральной поддержки, приобретенный предприятием в 2020 году кредит на возобновление деятельности в размере 64,4 миллиона компенсирован за счет федерального бюджета. Главным условием господдержки тогда было сохранение штатной численности на уровне 90 процентов.
Тем не менее, из-за пандемии по итогам 2020-2021 годов автотранспортное предприятие сработало в минус – с убытком в 193 миллиона рублей. Основная причина убытков – значительное снижение пассажиропотока на муниципальных и межмуниципальных маршрутах и неполное финансирование муниципальных перевозок в Сыктывкаре. Другие причины – неоптимизированная маршрутная сеть городских регулярных перевозок, сохранение стоимости поездок в 28 рублей при защищенном тарифе в 37 рублей, недостаточное финансирование по муниципальным контрактам со стороны муниципалитетов, снижение уровня продаж социальных проездных билетов и их возмещение, а также рост затрат на эксплуатацию и ремонт.
Когда цену билетов на городских маршрутах подняли до 30 рублей, доход по итогам 2020 года составил 22 миллиона рублей, в 2021-м – 28 миллионов рублей, что намного меньше ожидаемой прибыли. На 1 февраля 2022 года значительно возросла дебиторская задолженность и составляет уже 309 миллионов рублей, из которых 46 миллионов – задолженность по налогам и сборам, 160 миллионов – долги по ранее полученным займам от региональных кредитных компаний и 93 миллиона рублей – задолженность перед поставщиками.
Невыплата может привести к остановке деятельности предприятия, в том числе прекращение перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, констатировала докладчик.
Сейчас в связи с внешними санкциями сильно выросли цены на импортные расходные материалы и возник их дефицит. Прогнозируется рост цен на запчасти на 49 миллионов рублей. Предприятие уже столкнулось с проблемами в обслуживании автобусов марки «Мерседес» и «НефАЗ». Например, на «НефАЗах» стоят агрегаты Bosch, так что количество рабочих автобусов может снизиться.
И еще надо платить по долгам, накопившимся во время пандемии. Пока удается отсрочить некоторые выплаты путем переговоров, но долго так продолжаться не может. Задолженность по налогам к началу лета достигнет 80 миллионов рублей, оплатить которые предприятие не в состоянии.
Как подчеркнула Эльмира Ахмеева, перекладывать финансовую нагрузку на пассажиров правительство не собирается.
– Если у «Комиавтотранса» не будет ни рубля задолженности, то завтра она снова начнет генерироваться. Есть два варианта решения проблемы – либо переложить расходы на жителей, например, увеличить стоимость проезда с 30 рублей до экономически обоснованных 37 рублей, либо погашать их за счет республики. Если бы это был частник, он давно бы исчез, его бы не было, обанкротился и уехал. Так как это государственное предприятие, то это обязанность и долг перевозить пассажиров. Поэтому будем выходить с инициативой максимально закладывать средства, постепенно реструктуризировать долг, – сообщила зампред правительства. – В нынешних условиях поднимать стоимость проезда неприемлемо, и мы не планируем.
Путей выхода из долгового тупика предлагается несколько. Например, можно отказаться от кондукторов на некоторых маршрутах в Сыктывкаре. Такая система уже действует на 20-ти автобусах на двух городских маршрутах. В ближайших планах закупить и установить подобное оборудование на 40 автобусах. Эффект может быть заметен уже в текущем году в виде уменьшения фонда оплаты труда.
Также рассматривается возможность увеличить сумму возмещения за перевозку льготников, погашение кредиторской задолженности за счет субсидий, вклад в имущество, не увеличивающий уставной капитал, как сделали в случае с «Комиавиатрансом» в 2021 году, чтобы спасти предприятие.
Еще один вариант – передать акции компании администрации Сыктывкара, чтобы муниципалитет был заинтересован в эффективной организации перевозок и стабильной работе «Комиавтотранса», а также частичное покрытие убытков за счет республиканского бюджета. Но передать акции можно, только закрыв все имеющиеся долги.
Эльмира Ахмеева коснулась и ситуации с транспортным обслуживанием в муниципалитетах. В минувшем году многие из них столкнулись с нехваткой финансирования на организацию транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам, а также резкого снижения качества перевозок.
– В 2022 году муниципалитетам была выделена субсидия в размере 119 миллионов рублей, в 2023-2024 годах будет выделено по 112 миллионов рублей. Это позволит обеспечить объективный контроль за исполнением расписаний и безналичную оплату проезда на муниципальных маршрутах, – сказала руководитель минэка.
Комиавиатранс
В активе компании «Комиавиатранс» – семь аэропортов (три планируется перевести в статус посадочных площадок), 32 вертолета Ми-8, десять из которых находятся в состоянии летной годности, четыре самолета L-410, из них только один находится в летной годности, и два взятых в аренду самолета Ан-24.
– Большинство авиационной техники, конечно же, требует капитального ремонта. Часть морально и физически устарела, – констатировала Эльмира Ахмеева.
Такая ситуация недопустима, учитывая, что «Комиавиатранс» входит в список системообразующих предприятий страны и является единственным предприятием республики, осуществляющим социально значимые внутрирегиональные авиаперевозки. Сейчас из всех утвержденных договоров на авиаперевозки выполняются перелеты из Сыктывкара в Усинск, Воркуту, Печору и Усть-Цильму, а также в период распутицы – в труднодоступные населенные пункты восьми муниципалитетов. Рейсы в Инту и Ухту по причине остановки эксплуатации L-410 приостановлены.
Оборотных средств предприятия недостаточно для исполнения всех обязательств и поддержания работоспособности производственных мощностей.
– Долгоиграющая проблема, влияющая на доходность предприятия, – изношенность вертолетного парка: большинство вертолетов старше 20 лет, многие не имеют сертификата летной годности. В результате предприятие не может полноценно участвовать в тендерах, и объем выполняемых авиационных работ с каждым годом снижается, – перечислила проблемы Эльмира Ахмеева.
Тем не менее, финансовые показатели предприятия за 2021 год значительно выросли. Появилась чистая прибыль, кредиторская задолженность сократилась с четырех до 1,2 миллиарда рублей. Правительство республики принимает все возможные меры для стабилизации финансовой ситуации авиаперевозчика, отметила докладчик и напомнила, что в прошлом году появилась субсидия на компенсацию недополученных доходов от авиаперевозок.
Предприятие активно привлекало и федеральные субсидии в рамках мер по стабилизации экономики в условиях пандемии. В этом году на поддержку авиаперевозок и аэропортовую деятельность выделено 501 миллион рублей, при этом стоит вопрос о выделении дополнительных ассигнований – 392 миллионов рублей. Это позволит отремонтировать взлетно-посадочную полосу и место стоянки самолетов в аэропорту «Сыктывкар». Начальная стоимость закупки по ремонту составляет 131,2 миллиона рублей.
Чтобы обеспечить внутренние перевозки, республика планирует купить самолет Ан-24. Его стоимость – 50-60 миллионов рублей. Как рассказал и.о. руководителя «Комиавиатранса» Юрий Скрипин, покупка самолета может оказаться даже выгоднее аренды. В ходе переговоров о продлении аренды двух самолетов АН-2 владелец поднял цену в три раза — с 500 тысяч до полутора миллионов рублей. Так что лучше иметь судна в собственности. Тем более, что все вложенные в ремонт и содержание арендуемых самолетов средства уходят владельцу.
Что касается самолетов L-410, то два из них давно находятся в законсервированном состоянии. Еще один – на ремонте, его летная годность и ресурс уже закончились. Двигатель остался в Чехии в связи с санкциями. Все эти самолеты до сих пор находятся в лизинге. Задача – отремонтировать их, чтобы увеличить стоимость в случае возможной продажи.
В планах купить и один вертолет Ми-8. Его стоимость примерно 480 миллионов рублей. По словам Юрия Скрипина, есть возможность отремонтировать имеющуюся технику, чтобы довести парк вертолетов до 12.
Эльмира Ахмеева сообщила, что Коми рассчитывает получить из федерального бюджета пять миллиардов рублей на укрепление материально-технической базы «Комиавиатранса». На эти деньги можно будет приобрести не один, а сразу пять вертолетов. В данном случае покупка тоже выгоднее лизинга: цена составит 450-500 миллионов рублей за один вертолет, а если брать в лизинг, то стоимость возрастает до 800-900 миллионов. Остальные средства будут направлены на ремонт взлетных полос. ↓
Галина ВЛАДИС
Фото ourreg.ru
Оставьте первый комментарий для "Перевозчиков не оставят без поддержки"