Если жителя республики попросить назвать сказочного коми богатыря или охотника, то большинство сразу вспомнят Перу. Однако есть другой герой преданий, история которого в чем-то даже интереснее, чем у легендарного «праотца» коми народа. «Республика» продолжает цикл материалов о героях преданий, чьи имена связаны с конкретными населенными пунктами Коми. Обладатель волшебных лыж Йиркап, по легенде, жил на территории нынешнего Княжпогостского района.
Если Корт Айка уже давно стал негласным символом Корткеросского района, то Йиркапу с его захватывающей биографией пора поработать на туристическую привлекательность Княжпогостского района. Известность герою принес Алексей Грен – этот ученый изначально был лингвистом-кавказоведом, но после революции стал преподавателем пединститута в Вологде. Сначала он возглавил археологическую экспедицию по средней Вычегде, а в 1922 году его перевели в Усть-Сысольск в Институт народного образования, где он проработал три года. Здесь лингвист-кавказовед плотно занялся изучением этнографии коми, участвовал в археологических раскопках, собирал фольклор, писал научные статьи о зырянской мифологии и литературе, где привел предание о Йиркапе. Позже, уже после войны, расширенную версию предания записал писатель Геннадий Федоров. В результате стараниями ученых, собирателей коми легенд биография у Йиркапа оказалась весьма подробной, пусть и с некоторыми вариациями. Из-за чего он не раз становился героем литературных произведений, постановок и даже одного мультфильма в проекте Национального музея Коми.
Если свести всю информацию воедино, получается, что жил охотник Йиркап в деревне Кони или где-то на берегу Синдорского озера. Расстояние между этими объектами неблизкое, по дороге больше ста километров, а по прямой через лес – порядка сорока. Но с Синдорским озером связаны ключевые события в жизни легендарного охотника. Именно здесь он, по преданию, стал свидетелем драки между Васой и Вöрсой, коми водяным и лешим. Йиркап стал на сторону лешего, выстрелив из лука в водяного. Спасенный Вöрса открыл охотнику секрет: он обретет удачу, если найдет в лесу так называемое свое дерево – Ас пу. Такое есть у каждого человека, это его своеобразный древесный двойник, но найти его в лесу и отличить от других деревьев почти невозможно. Зато если уж нашел – из древесины Ас пу можно сделать вещь с магическими свойствами.
Как Йиркап нашел свое Ас пу – версии расходятся. По одной из них, дерево показал тот самый леший. По другой – собака Йиркапа, которая в течение трех суток отказывалась отходить от некоего дерева и лаяла на него, во втором варианте собака регулярно лаяла на одно и то же дерево в течение трех лет, пока охотник не догадался. Третья версия – Йиркап нашел дерево чисто случайно: решив срубить сосну, он ударил по дереву топором, а из ствола пошла кровь – верный признак Ас пу. В четвертом варианте дерево само окликнуло охотника и рассказало, как он может воспользоваться его древесиной. Как бы то ни было, сосну Йиркап срубил и сделал из нее то ли две лыжи, то ли одну, потому что с парой магических лыж он совладать бы не смог, поскольку перемещался бы слишком быстро.
Волшебный спортинвентарь оказался не просто очень быстрым, что позволяло Йиркапу в лесу догонять любого зверя, но и «умным» – лыжи моментально останавливались, если хозяин кидал перед ними рукавицу. Чтобы лыжи просто стояли, нужно было положить на них шапку. Направление волшебным лыжам их хозяин мог задавать мысленно.
С таким артефактом Йиркап скоро стал известным и удачливым охотником. Чтобы слетать на дальний промысел и вернуться с добычей домой, времени ему много не нужно было – затопленная с утра печь протопиться не успевала.
Но вечно так длиться не могло, и удачи охотник лишился. Версии этого события также расходятся: то ли виной мать героя, то ли его жена, то ли колдун или колдунья, в историю также примешалось немного трагической романтики.
По одной версии, местная колдунья сыграла на гордыне охотника, сказав, что он убьет 30 оленей, а 31-го не сможет. Действительно, три десятка Йиркап добыл, а еще одного – необыкновенной красоты, с голубой шерстью, догнать не мог. На волшебных лыжах охотник гнался за чудесным оленем до Уральских гор, где у оленя копыта начали скользить по камням, так что быстро бежать он не мог. Синдорский герой настиг оленя и убил его, но оказалось, что это была зачарованная дочь-красавица той самой колдуньи. Существуют похожие версии предания об охотнике, который так поспорил с ведьмой-тещей и в итоге убил собственную жену.
Колдунья подговорила кого-то опоить убийцу дочери водой или квасом, где вымочили грязные портянки. Но есть версии, что это сделала мать героя, которую подучил ее любовник, уверявший, что промысловая удача и активность Йиркапа скоро приведут к тому, что зверей в лесу вовсе не станет, или же завидовавшие ему другие охотники, или же жена Йиркапа, которой вдруг очень надоел муж.
После портяночного напитка Йиркап «отяжелел» – лыжи уже не несли его так быстро, а когда он переезжал на них Синдорское озеро, лед под ним треснул. Пытаясь спастись, Йиркап ножом отрезал завязки волшебной лыжи. Та напоследок сообщила хозяину об ошибочности этого действия: она могла бы его вытащить на берег, после чего, лишившись управления, на высокой скорости вылетела на берег и пробила вековую сосну (по другой версии – пень, оставшийся от срубленного Ас пу). А Йиркап утонул. Якобы то самое, пробитое лыжей дерево еще долго показывали местные старожилы.
С таким обилием подробностей и географических указаний у легенды о Йиркапе, несмотря на печальный конец, неплохие шансы стать основой для туристического бренда и деревни Кони, и Синдорского озера, и района в целом. Тем более что по мистическому совпадению неподалеку от Синдорского озера в 1964 году был найден фрагмент самой древней в мире лыжи, по мнению специалистов, ее возраст более семи тысяч лет. Хранящийся в Национальном музее Коми уникальный экспонат сделан из сосны, это обломок передней части лыжи, на загнутой части снизу выточено изображение головы лося. Такое странное и, казалось бы, мешающее украшение, считают историки, предназначено для того, чтобы лыжи не уезжали назад, когда хозяин идет в гору. Потом для этой же цели лыжи начали обивать камусом – шкурой с голеней оленей или лосей. Семитысячелетний обломок так неформально и именуют лыжей Йиркапа, а в республике благодаря этой находке появился слоган «Коми – родина лыж».
В общем, потенциал для повышения туристической привлекательности у предания о Йиркапе большой. Деревня Кони в Княжпогостском районе, первые упоминания о которой относятся к 1608 году, существует по сию пору, хотя людей в ней живет немного (по результатам переписи десятилетней давности – 33), но она достаточно популярна у этнографов, историков, специалистов по деревянному зодчеству благодаря сохранившимся старинным постройкам. Высказывались даже идеи превратить ее в своеобразный музей под открытым небом.
Светлана Самсонова из Туръи (к территории этого поселения относится деревня Кони), ранее возглавлявшая местный музей, рассказала «Республике», что была достаточно удачная попытка организовать поездки в эти края. Сыктывкарец Арсений Шикирявый, который был родом из деревни Кони, открыл там гостевой дом, возил туристов, рассказывал легенду о Йиркапе, показывал другие окрестные достопримечательности. Но в прошлом году он умер, и пока неизвестно, продолжит ли кто-то его дело.
Синдорское озеро тоже достаточно популярно, но у рыбаков. В рыбацкие туры туда ездят весьма охотно и без «приманки» в виде древней легенды. Само это таежное реликтовое озеро – место весьма интересное, ученые считают, что оно является остатком куда более обширного древнего водоема. Один из островков на озере зовется в честь Йиркапа.
По сути подробная легенда о Йиркапе позволяет его сделать символом во многих сферах. Хоть курьерскую доставку его имени организовать. Или же туристический маршрут по лесам тропами Йиркапа. Или состязания охотников. Или назвать в его честь магазин, мастерскую по производству спортивного или охотничьего инвентаря. А скоростные лыжные забеги Йиркапа так и подсказывают идею организации лыжных гонок или других зимних соревнований с этническим уклоном. И таковые в Коми уже есть – межрайонные молодежные зимние игрища «Йиркап». Только вот проводятся они не в Княжпогостском районе, а в Усть-Куломском.
– Вот так получилось, они быстрее нас такое смогли организовать, – сказала научный сотрудник Княжпогостского районного историко-краеведческого музея Оксана Лятиева. – Но мы, конечно, историю Йиркапа знаем, рассказываем тем, кто к нам приходит на экскурсии, у нас на ней многое основано. Например, есть тематическая игра «Синдорское озеро», связанная с природой этого места, легендами о нем. Мульт-фильм о нем посетителям показываем. Проводили квизы с вопросами о Йиркапе. Сувениров с его изображением, к сожалению, нет, но можно приобрести книгу с легендой. Идей много, но вот возможностей их реализовать не всегда хватает, все упирается в финансы. Был даже проект «Народного бюджета», разработанный местными активистами, хотели сделать в Емве парк отдыха, в оформлении которого использовать легенду о Йиркапе, установить там его кованую скульптуру. Но проект этот, к сожалению, не одобрили. Возможно, в будущем это сделать удастся.
Анна ПОТЕХИНА
Фото Артура АРТЕЕВА
Оставьте первый комментарий для "Суперлыжник из деревни Кони"