Действующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов не всегда соотносятся с фактическими объемами мусора и будут скорректированы. Комитет Республики Коми по тарифам в течение нынешнего года проводил замеры и продолжит эту работу. А в перспективе, возможно, на всей территории России могут быть установлены единые нормативы накопления ТКО.
Такая информация прозвучала в ходе круглого стола в Госсовете Коми, посвященного мусорной теме. Точно такой же круглый стол парламентский комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии проводил год назад, когда произошли изменения в законодательстве. С 5 ноября 2020 года Министерство строительства и ЖКХ республики назначено главным распорядителем по организации обращения с ТКО. ООО «Региональный оператор Севера», как и прежде, занимается сбором, транспортировкой, утилизацией и захоронением мусора в соответствии с территориальной схемой, а МинстройЖКХ уполномочен координировать его работу. В частности, министерством разработан проект постановления правительства Коми, предусматривающий внесение изменений в существующий порядок накопления ТКО. Это разделение отходов на «сухие» (то есть подлежащие утилизации и годные ко вторичной переработке) и «смешанные» (не подлежащие утилизации). До 2024 года МинстройЖКХ должно организовать обработку (сортировку) не менее 27,7 процентов ТКО, образующихся на территории республики, охватив не менее 90 процентов жителей региона. До 2030 года должны быть введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации ТКО 0,069 миллиона тонн и мощности по сортировке мусора 0,33 миллиона тонн.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми, которое с февраля 2019 года по март 2021 года являлось ответственным исполнителем по реализации данного регионального проекта, теперь занимается конкретно корректировкой территориальной схемы обращения с отходами. Будет создана математическая модель, с помощью которой можно точно просчитать, где полигоны строить целесообразно, а где достаточно площадок временного хранения и так далее.
По словам, первого замминистра природных ресурсов региона Андрея Якимова, нынешняя территориальная схема не выдерживает никакой критики, ведь когда она закладывалась, цифры нормативов брались завышенные – 520 килограммов ТКО на человека в год. А де-факто они оказались значительно ниже и продолжают снижаться. То есть, северяне не производят столько мусора, сколько предполагалось первоначально.
– Минприроды считает, что мы подошли к определенному периоду, когда сформировалась информация, на основе которой мы сможем построить системную математическую модель. Она позволит минимизировать затраты. Программа будет представлена на обсуждение в первом квартале следующего года, – сообщил Андрей Якимов.
На программу обращения с отходами необходимо потратить 1,7 миллиарда рублей. Деньги можно привлечь за счет инвесторов, за счет республиканского бюджета либо за счет населения. Третий вариант, как подчеркнул замминистра, сразу же исключается, поскольку увеличение тарифа станет для жителей республики неподъемной ношей. Так что расчет на то, чтобы привлечь средства со стороны.
Говоря о раздельном сборе и накоплении отходов, Андрей Якимов высказал мнение, что проблема не будет решаться, пока здесь не появится экономическая выгода, и бизнес не станет получать прибыль. Но, безусловно, будущее именно за раздельным сбором мусора. Появится экономическая эффективность – и тогда выстроится очередь из желающих вести такой бизнес.
Исполняющая обязанности председателя Комитета Республики Коми по тарифам Анна Тюрнина доложила о проведенных замерах нормативов накопления ТКО. И население, и юрлица неоднократно обращались с просьбами определить фактические объемы производимого мусора и отразить эти данные в тарифах. И вот ведомство приступило к таким замерам.
К сожалению, как констатировала Анна Тюрнина, расчет нормативов пришлось делать не по численности сотрудников организаций, а по количеству квадратных метров офисных и производственных площадей, из-за того, что информацию о штатном составе многие юрлица не предоставили. Что касается населения, то норматив определен по числу членов семьи – в многоквартирных домах 1,9 кубометров ТКО на одного человека в месяц. В домах с печным отоплением – 0,83 кубометра на человека в месяц. Это ниже, чем в среднем по России, и не исключено, что «печной» норматив может быть увеличен: считается, что жители домов с печами выбрасывают в контейнеры все же больше отходов, чем значится в нормативах. А вот для МКД с печным отоплением норматив – 2,68 кубометров – выше, чем в среднем по стране. С этим вопросом тоже надо разбираться. Жители домов со смешанным отоплением были не согласны платить по нормативу МКД, отмечая, что образуют меньше отходов. Их норматив оказался 2,28.
Анна Тюрнина привела подробный расклад по замерам объемов мусора в торговых организациях, госучреждениях и так далее. Необходимо было охватить все категории объектов, произвести замеры в течение года во все четыре сезона инструментальным способом и путем взвешивания. Объемы подчас сильно отличаются. Например, в объектах оптово-розничной торговли – 0,28-0,26 кубометра ТКО на один квадратный метр в год. У непродовольственных магазинов – 0,1 кубометра в год на квадратный метр, норматив складских помещений – 0,04 куба в год на квадратный метр.
Удивило, что школы образуют меньше мусора, чем значилось в прежних нормативах – 0,19 кубометра в год на один квадратный метр, вместо 0,26. А вот детсады, напротив, больше – 0,59 куба вместо 0,49.
Комитет по тарифам продолжит эту работу. Замерами будут охвачены офисные учреждения, цветочные и ювелирные магазины, спортобъекты, кладбища, поставщики коммунальных ресурсов и другие.
Заслушали участники круглого стола и отчет директора ООО «Региональный оператор Севера» Дмитрия Поповцева. Он напомнил, что организация приступила к работе главного в регионе сборщика мусора в ноябре 2018 года, когда еще не было нормативной базы и не всегда было понятно, кто за что отвечает. Тогда некоторые управляющие компании разом бросили заниматься обслуживанием мест накопления ТКО, переложив эти обязанности на регоператора.
Сейчас у организации 93 единицы техники и охват составляет 63 процента от общего отходообразования в республике. Мусор вывозится на девять полигонов. Для такой большой территории это крайне мало. Для сравнения: в Кировской области, меньшей по площади, 24 полигона.
Охват регоператором потребителей услуги по вывозу ТКО – 94 процента. За 2019 год было вывезено 305 тысяч тонн мусора, в 2020 году – 280 тысяч тонн. Организация, в штате которой 435 работников, перечислила в бюджет республики 730 миллионов рублей, тогда как задолженность потребителей услуги составляет один миллиард рублей. Дмитрий Поповцев посетовал, что по-прежнему есть юрлица, которые отказываются заключать договора на вывоз мусора либо занижают объемы своих отходов. Меры воздействия на них отсутствуют.
Поскольку нормативы в республике пока не дифференцированы – 0,28 кубометров на один квадратный метр в год – общий для всех юрлиц, это искажает реальную картину объемов мусора. Но с учетом сказанного выше руководителем комитета по тарифам, директор компании выразил надежду, что ситуация изменится.
Еще регоператора не устраивает состояние контейнерных площадок, нехватка контейнеров. Организации рекомендовано один процент своей прибыли тратить на закупку контейнеров. Но металл сильно подорожал, и бункер, стоивший 44 тысячи рублей, стоит уже 102-103 тысячи. Поэтому металлические контейнеры емкостью 0,74-0,75 кубических метров регоператор планирует постепенно заменять более вместительными пластиковыми емкостью 1,1 кубометров.
В плюс себе компания ставит внедрение весового контроля – весь мусор перед отправкой на полигон взвешивается.
Отдельно было сказано о строительстве мусоросортировочных комплексов. Регоператор обязался в первую очередь построить такие комплексы в Сыктывкаре и Ухте, где производится 60 процентов всех отходов в республике. В настоящий момент в обоих городах возникла проблема с выбором земельных участков, на которых разместятся мусоросортировочные объекты. В Сыктывкаре полигон в Дырносе для этих целей не подошел из-за того, что участок входит в аэродромную зону, где должна быть обеспечена безопасность полетов воздушных судов и запрещено размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, в том числе объекты сортировки ТКО. Сейчас предложено использовать бывший полигон в Эжве, ведутся проектные работы. Похожая проблема с выбором участка и в Ухте.
Докладчиками на круглом столе стали также руководители Корткеросского, Койгородского и Ижемского районов, где никак не завершится строительство полигонов. Причин множество – перевод земель из одной категории в другую, отклонения от проекта, несоответствия по земельному участку и площадям, не состоявшиеся аукционы, проблемы с подрядчиками. Но сегодня это региональные полномочия.
Мероприятие проходило в формате видеоконцеренцсвязи, поэтому у представителей муниципалитетов была возможность задать вопросы и внести предложения. В Усть-Куломском районе посетовали на проблему со строительными отходами. Разобранные сараи, заборы, бани людям вывезти на полигон в Сыктывкар за двести с лишним километров не по карману, регоператор таким мусором не занимается, и в итоге строительные отходы вывозятся в ближайший лес. А ликвидировать такие свалки по предписаниям надзорных ведомств приходится районной администрации. Представители местной власти поэтому предлагают организовать вывоз строительных отходов, установив отдельный тариф для регоператора.
Индивидуальный предприниматель из Ижмы Алексей Семенов, который занимается сбором неопасных отходов для их последующей переработки, предложил субсидировать тех, кто развивает раздельный сбор вторичных материальных ресурсов. С этими предпринимателями можно было бы заключать социальные контракты на создание пунктов вторсырья в населенных пунктах.
Галина Владис
Фото ecostr.ru
Оставьте первый комментарий для "Математическая модель в помощь мусорной реформе"