Ых-миф, пянсе и чудь

В шестой раз в стране прошла международная просветительская акция «Большой этнографический диктант». В этом году из-за пандемии коронавируса его участники проверили свои знания в формате онлайн. Задания диктанта были опубликованы на официальном сайте акции, ответы принимались с 3 по 7 ноября. Диктант был приурочен ко Дню народного единства и прошел под лозунгом «Народов много – страна одна».

Всего было тридцать вопросов: двадцать общих для всех и десять региональных. Региональные вопросы подготовили ученые Коми научного центра, сотрудники отдела этнографии Национального музея Коми и Центральной библиотечной системы Сыктывкара.

В этом году вопросы оказались менее сложными, чем ранее. И хотя на диктант отводилось 45 минут, при желании можно было справиться за пять минут. Максимальная сумма за выполнение заданий – сто баллов.

Идея проведения акции несколько лет назад возникла в Удмуртии, поэтому неудивительно, что первый вопрос в этом году был посвящен удмуртам. Он звучал так: «Для удмуртов некоторые рощи имеют особое значение: в них нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них просто так не нужно. Почему?». Как у марийцев, так и у части удмуртов такие рощи – это места народных молений. В Коми дохристианская традиция не сохранилась.

Второй вопрос был посвящен башкирской свадьбе. Здесь свекровь угощает молодую невесту медом и маслом для счастливой жизни молодой семьи. Затем были вопросы о поморах, крымских татарах с их пословицей «мусафирликке къол саллап бармайлар» и про мамонта в мифологии народов Сибири и Севера.

Несколько вопросов было посвящено традициям русского народа. Это вопросы про былички (короткие истории о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами), про хлебную лопату (символом власти хозяйки в русской крестьянской семье) и про шурина – брата жены.

Несложно было догадаться, что согласно адыгским обычаям если мужчина хотел танцевать с девушкой, то должен был снять шашку, а не пояс. Правило тут такое: «там, где женщины, оружием не размахивают». А вот женщины у многих народов России должны были после свадьбы скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором.

Дальнему Востоку были посвящены вопросы о Сахалине, который нивхи называют Ых-миф (остров-рыба) и пянсе – это блюдо появилось на Сахалине как симбиоз корейской и русской кухни.

Участникам диктанта напомнили и про нганасан – народ, освоивший самые северные территории страны. Про этнофутуризм жителям Удмуртии и Коми ответить было просто, так как это направление в современном искусстве начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде. Про карельские руны, которые легли в основу «Калевалы», тоже хорошо помнят многие земляки.

Блок региональных вопросов также оказался несложным. Это были вопросы про манси, которые жили на Верхней Печоре вплоть до XIX века, а затем оставили эту территорию, про чудь, про колвинцев, про русское население Усть-Выми, про формирование этноконфессиональной группы устьцилёмов, про ижемцев, которые расселились от Кольского полуострова до низовья Оби.

Составители вопросов напомнили, что картофель, появившийся в Коми крае во второй половине XVIII века, местное население называло «немецкие яблоки». В последние годы много написано про экспедицию Василия Кандинского в Коми край, поэтому было легко ответить, что на художника произвела впечатление верхневычегодская роспись.

В этом году диктант писали на русском, английском, испанском и китайском языках. Сразу после прохождения задания все участники получили анализ ответов со ссылками на источники и электронный сертификат. Общие результаты диктанта будут подведены 12 декабря ко Дню Конституции Российской Федерации.

Диктант позволяет оценить уровень этнографической грамотности населения, знания о народах, проживающих в России. Акция привлекает внимание широкой общественности к вопросам межнационального мира и согласия, решает задачи противодействия экстремизму и терроризму.

Впервые диктант прошел в 2016 году, участие в нем приняли 90 тысяч жителей страны. В 2020 году к акции присоединились уже 1,7 миллиона человек из всех регионов России и 123 стран мира. Организаторами выступают Федеральное агентство по делам национальностей и Министерство национальной политики Удмуртской Республики, в Коми – региональное министерство национальной политики и Дом дружбы народов. В прошлом году в Коми диктант написали порядка пяти тысяч человек.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ых-миф, пянсе и чудь"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.