В течение двух дней в Сыктывкаре проходили Католиковские чтения, посвященные памяти народного учителя СССР, заслуженного учителя России и Республики Коми Александра Католикова. 13 октября Александру Католикову исполнилось бы 80 лет, и 65 лет исполняется в этом году детскому дому, носящему его имя. Программа чтений была посвящена теме «Актуализация педагогического наследия Александра Католикова в современных условиях».
Воспитательная система учителя включена в хрестоматию гуманистических и воспитательных систем XX века наряду с такими знаменитыми воспитательными системами, как школа Януша Корчака, Антона Макаренко, Вальдорфская школа. Ее в обязательном порядке изучают студенты педагогических вузов. Но, к сожалению, как отметила на чтениях ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования профессор Галина Пичугина, авторская школа Александра Католикова после его ухода практически перестала существовать. И в этом нельзя обвинять никого. Это диалектика развития образовательной системы.
– В российских реалиях это совпало еще и с ломкой общественного строя и совершенно фатальными, я бы сказала, изменениями в образовательной ситуации. В чем все-таки секрет того, что педагогические находки Католикова не умирают и сегодня? Все эти умения, компетенции, которые лежат в основе ФГОСов, многих учителей приводят в ступор. Все ждут каких-то методических пособий. И в этом смысле опыт Католикова остается актуальным, потому что он делал это все с позиции здравого смысла. Поэтому его большие и малые находки не устареют никогда, – уверена Галина Пичугина.
О том, как педагогическое наследие Александра Католикова нашло отражение в системе государственной политики Республики Коми, рассказала заместитель министра образования Лидия Смирнова, последовательно проводя параллели между принципами воспитания по системе Католикова и приоритетами стратегии воспитания.
«Школы-интернаты – неумирающие детские учреждения. Они могут измениться структурно, преобразуется психология их воспитанников, система педагогического влияния, но не может пока исчезнуть сам институт школ-интернатов», – писал Александр Католиков.
Его слова современны и сейчас. Сегодня выстроен механизм господдержки семей и детства, определены приоритеты госполитики в области воспитания и социализации детей. Но как бы много ни делалось в стране, тем не менее дети-сироты существуют. Исследования причин социального сиротства нашего времени, способов укрепления семьи, путей жизненного устройства воспитанников детских домов – это, по словам Лидии Смирновой, макросоциальная проблема, которая находится в центре внимания.
Лидия Смирнова рассказала, как педагогические идеи Александра Католикова нашли отражение в государственной стратегии воспитания:
– В своей книге «Моя семья» Александр Католиков понимал под семьей свой детский дом. Именно воспитательная система школы-интерната является авторской системой Католикова. Ее необходимо развивать в рамках российского педагогического образования. Современные подходы стратегии воспитания, где определены приоритеты государственной политики в области воспитания, удивительным образом соотносятся с идеями Католикова. Каждый из этих приоритетов созвучен его убеждениям и представлен в его книге. Первый приоритет – это воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям. Сам Католиков писал: «Я уверен, что гуманные отношения между людьми, между учителями и учеником невозможны без уважения национальных чувств и национальных традиций». Сегодня мы много делаем, чтобы у нас развивалась система отношений между учителями и учениками, много вкладываем в сохранение и развитие национальных культурных достояний нашей республики, чтобы дети знали и чтили нашу культуру.
Следующий приоритет стратегии – это поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание детей. Лидия Смирнова отметила, что сегодня, как и прежде, актуальным является достижение гармонии в отношениях между школой и родителями.
«Почему-то считается нормальным, что школа несет ответственность за детей с сентября по май. А в летние месяцы за них отвечают родители. Это неверно. Школа и родители несут ответственность за детей в течение всей его детской жизни. Школа должна стать общим домом для детей и взрослых. Дети должны переживать здесь за все – от цветка, стоящего на подоконнике, до школьного корпуса», – говорил Католиков, и его слова актуальны по сей день.
Еще один из постулатов, отмеченных Лидией Смирновой, – это защита прав и интересов ребенка. И здесь Католиков говорил: «Никогда общество не должно бросать дитя, нуждающееся в защите и опеке. Пусть у каждого обиженного судьбой ребенка будет дом, семья».
Сегодня в каждом государственном документе, начиная от Конституции и Семейного кодекса, эта идея является ключевой.
«Приучая детей к труду, мы решаем и нравственные задачи, и обеспечиваем их будущее счастье. А оно невозможно, если человек не готов к трудностям, не умеет их преодолевать. И это должны быть не искусственные трудности, а трудности повседневной жизни», – писал Александр Католиков.
Эти его слова нашли отражение еще в одном приоритете государственной стратегии воспитания – это соответствие системы воспитания российским культурным, нравственным и семейным ценностям.
Подводя итог своему выступлению, Лидия Смирнова отметила, что в основе всей воспитательной системы всегда должны лежать не правила и догматы, а искренняя любовь к детям.
– Александр Католиков подчеркивал, что взаимопонимание с детьми возможно только при условии искренней любви к ним, – напомнила Лидия Смирнова. – Он писал, что многие директоры интернатных учреждений, приезжая к нему в интернат, интересовались, почему у них нет карцера: ведь дети порой совершают серьезные нарушения. Он же считал, что карцер – это недопустимо. Все решает только любовь и понимание истинных причин того, что происходит с ребенком.
В течение 17 лет научным руководителем школы-интерната была Галина Пичугина. В настоящее время она является ведущим научным сотрудником Института стратегии развития образования Российской академии образования, профессором и главным редактором журнала «Школа и производство». Свой доклад «Образовательная система Католикова с точки зрения педагогической науки» Галина Пичугина представила в онлайн-формате.
– Годы моего сотрудничества с интернатом – наиболее важные и замечательные годы моей профессиональной жизни. Прошло уже столько лет, но я считаю, что сотрудничество с Католиковым было одним из самых знаковых событий в моей жизни. Считаю своим долгом пропагандировать этот опыт, – предварила свое выступление Галина Пичугина.
По мнению выступавшей, Александра Католикова можно назвать «интуитивным воспитателем» – настолько важную роль в его системе играли интуиция и тонкое чувствование детской души. Сельскохозяйственное образование было основой всего воспитательного процесса в интернате и позволяло решать самые разные задачи. Это было и дополнительное профессиональное образование. Александр Католиков был уверен, что нужно как можно полнее и эффективнее подготовить ученика к самостоятельной жизни, и прививал им качества, необходимые каждому человеку, в первую очередь через сельскохозяйственный труд. При нем была создана уникальная учебно-производственная база.
Как рассказала Галина Пичугина, чтобы труд был педагогически целесообразен, для этого, конечно, нужно очень много условий. Когда ребенок имеет дело с живым объектом, чувство ответственности у него постоянно растет, потому что уже после первого же погибшего растения или цыпленка начинаешь понимать: тут надо смотреть в оба и не забывать поливать и кормить. Очень важным аспектом является и экономическое воспитание. В интернате оно тоже было в первую очередь основано на сельском хозяйстве.
– В интернате постоянно осуществлялась небольшая коммерческая деятельность. Люди там покупали рассаду, которая в городе считалась очень хорошей. Мы на этом даже сделали проект. Кстати, тогда проектная деятельность еще не была так развита. Мы с Сан Санычем подготовили небольшую брошюру «Советы дачникам», полностью написанную детьми, напечатали ее и продавали вместе с рассадой. Как сейчас помню, она пользовалась большим спросом, – рассказала Галина Пичугина. – Система экономического воспитания была настолько эффективна, что ее очень быстро транслировали и усвоили интернатные учреждения страны. Была разработана документация, создан школьный банк, где можно было получить идеальный процент в конце года. Были созданы идеальные стимулы для учебы и труда. Сан Саныч говорил: «Я не склонен преувеличивать дьявольскую силу денег. Я считаю, что ребенок должен учиться и зарабатывать, и тратить деньги». Даже первоклашки выставляли свои поделки на различных ярмарках.
По словам Галины Пичугиной, у Александра Католикова прекрасно была разработана система профориентационной работы:
– Сейчас профориентационной работе уделяют очень большое внимание, в нее вкладывается много средств. Например, в Москве есть «Город мастеров», куда можно привести своего ребенка, и он там поиграет в пожарного, врача, продавца, парикмахера. По вопросам профориентации проводятся большие форумы. А у Католикова все делалось просто и малыми средствами. Он организовывал для детей профориентационные экскурсии. Тогда еще не было термина «профессиональная проба», который вошел сегодня в моду. Шести-, семиклассники посещали городские предприятия, наблюдали за работой профессионалов и частично в ней участвовали.
Влияние педагогики Антона Макаренко на воспитательную систему Александра Католикова стало темой докторской диссертации проректора по научной и инновационной деятельности СГУ Натальи Новиковой. В своем докладе она отметила, что именно педагогические идеи Макаренко стали основой авторской воспитательной системы Католикова и позволили создать в школе-интернате уникальные условия для воспитания, развития и обучения детей.
– Сегодня мы должны задуматься о том, что такое магистральный путь к новой школе. Александр Католиков видел ее через организацию общественно полезной деятельности детей, через слияние процесса воспитания с народно-хозяйственными потребностями страны. Это не четко сформулированные постулаты и принципы, потому что, чтобы это понять, нужно несколько раз прочитать его труды, увидеть это через те примеры, которые он приводит. Самое главное, что он сумел распространить свои педагогические принципы через свое взаимодействие с детьми, через своих педагогов. Вызовы сегодняшнего дня требуют усилить исследования наследия Макаренко и Католикова. Это социально-педагогическое наследие, которое мы должны изучать и передавать новым поколениям. И наш университет видит в этом свою миссию. Нужно объявить конкурс на лучшую исследовательскую работу по изучению наследия Католикова, – подытожила свое выступление Наталья Новикова.
В рамках Католиковских чтений в этот день прошли также семинары и тематические площадки для руководителей организаций для детей-сирот, воспитателей и педагогов. А вечером по случаю юбилейной даты в гимназии искусств состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие педагоги детских домов и руководство республики.
Как отметил глава Коми Владимир Уйба, в сегодняшнем образовании много мнений и подходов к организации воспитания детей, оставшихся без родителей, однако вклад и опыт Александра Католикова считается и будет считаться примером и образцом педагогической работы, преданности и любви к детям.
Галина ГАЕВА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Педагогика любви и сотрудничества"