«Чукча» из Пажги

Дипломная работа студентки Ленинградской консерватории Ии Бобраковой спасла музыкальный театр Коми от закрытия

В рамках проекта «Прогулки по Усть-Сысольску» его организаторы запустили серию экскурсий, посвященных выдающимся деятелям региона, проживавшим в столице Коми. Экскурсии получили название «Большие родители», поскольку гидами на них выступают дети известных людей, внесших значительных вклад в развитие республики. В августе состоялась первая из такого рода прогулок, ее провела дочь выдающегося государственного деятеля Коми АССР Зосимы Панева – Людмила Сандригайло. В сентябре гидом стал писатель и журналист Игорь Бобраков, который рассказал о своей матери – народной артистке России, многолетнем худруке Государственного театра оперы и балета РК Ие Бобраковой.

Судьба офицера

Экскурсия стартовала у памятной доски Ие Петровне Бобраковой, установленной на доме по улице Интернациональной, 113, где она жила с 1956 года и вплоть до своей смерти в 2012 году.

Свой рассказ Игорь Бобраков начал с истории знакомства родителей. Отец – Алексей Петрович Бобраков родился в 1919 году в Яренске, был призван в армию, но не успел закончиться срок службы, как началась Великая Отечественная война. В своих воспоминаниях о войне отец был предельно честен, никогда ничего не приукрашивал. Рассказывал, как в первые дни Великой Отечественной наши войска не отступали, а «драпали». Рассказывал о маршале Жукове, который рапортовал Сталину об освобождении города Великие Луки к Новому году, тогда как бои за этот город продолжались еще две недели. Благодаря своей честности Алексей Бобраков остался в живых. Когда выбрались из окружения, командир приказал сделать шаг вперед коммунистам и комсомольцам. Алексей сделал шаг вперед и оказался единственным. Все остальные, напуганные слухами, что фашисты сразу же расстреливают пленных коммунистов и комсомольцев, давно избавились от своих партийных и комсомольских билетов, закопав их в землю. Единственного комсомольца отправили за линию фронта с донесением и документами, а все, кто остался, погибли.

В первые дни войны младший командный состав был выкошен почти полностью, поэтому на краткосрочные офицерские курсы отправляли практически каждого, кто имел высшее или среднее специальное образование. И это тоже спасло Алексею Петровичу жизнь, потому что после курсов он служил в штабе. Дошел до Берлина и после войны остался служить в армии. Родителей уже не было в живых, и молодой офицер, служивший в городе Луге под Ленинградом, решил провести очередной отпуск у сестры Фаины в Сыктывкаре. В последний день перед отбытием Алексей чуть не опоздал на свой пароход. Оставалось всего 20 минут, надо было за это время добежать от улицы Красных Партизан до Кировского парка, и когда капитан домчался до пристани, пароход уже отчалил. Тогда молодой человек лихо закинул на борт свой чемодан, а затем прыгнул сам, сумев ухватиться за перила отплывающего парохода. За всем этим с верхней палубы с любопытством наблюдала юная Ия Ильчукова, отправившаяся поступать в Ленинградскую консерваторию. В этот же день они познакомились.

Ия из Пажги

В отличие от своего мужа, Ия Петровна была большой фантазеркой. Творческим натурам такое качество свойственно и часто помогает в работе. Однако, когда рассказываешь о человеке, следует проверять, что здесь правда, а что фантазия. Но известно доподлинно – Ия родилась в селе Пажга в 1927 году в крепкой крестьянской семье Петра и Домны Ильчуковых, была младшей из четырех детей. Неясно, фантазия это или нет, что шестилетнюю Ию, которая громко распевала на улице, услышал местный слепой музыкант, потребовал привести его к родителям и велел им везти талантливую дочь на учебу в Сыктывкар. Если даже такое и было, совет музыканта так и остался советом. Сначала девочка была очень мала, а потом отца семейства репрессировали. Якобы Петр Ильчуков не хотел вступать в колхоз, вел антисоветские разговоры. Его арестовали и конвоировали в Сыктывкар, умер он где-то в Сибири. У семьи отобрали дом, скотину, выгнали на улицу, и Домна Гавриловна была вынуждена перебраться с детьми в Выльгорт, где устроилась в школу сторожем и уборщицей. Все в маленькой сторожке не умещались, так что детям приходилось спать в классах на партах.

Ия Ильчукова после семилетки поступила в педучилище, а после его окончания – в музыкальное училище, располагавшееся в здании нынешней Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии на улице Бабушкина. Это место стало следующим пунктом экскурсии. В советские годы здание занимали различные организации, начиная с Усть-Сысольского уездного ЧК, а в 1943 году здесь открыли музыкальное училище. Дело в том, что в годы войны в Коми АССР были эвакуированы педагоги и музыканты, и их требовалось трудоустроить. Ия Петровна окончила училище дважды, и оба раза с отличием, – сначала вокальное отделение, затем дирижерско-хоровое. Поступила солисткой в госансамбль песни и пляски, откуда ее и направили на учебу в консерваторию.

Учеба в консерватории

Познакомившись в день отплытия парохода, молодые люди всю дорогу провели вместе, вместе пересели и на поезд в Котласе. В Ленинграде Алексей Бобраков проводил Ию Ильчукову до консерватории и отправился в Лугу по месту службы. На этом их отношения не завершились, и вскоре молодые люди поженились.

Впоследствии Ия Петровна любила вспоминать годы учебы в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Рассказывала, как она прибыла ранним утром, и гардеробщица приняла ее за чукчу. Такое прозвище девушка носила весь первый курс, Ие приходилось доказывать, что коми и чукчи – разные народы. Вспоминала своих сокурсников, в числе которых были Елена Образцова и прославленный болгарский бас Николай Гяуров. Также она лично была знакома с Александром Броневицким, он набирал студентов для своего будущего коллектива, сразу названного «Дружбой», звездой которого в итоге стала Эдита Пьеха.

Ия Бобракова и Ленинградскую консерваторию окончила дважды – сначала как вокалистка, затем как оперный режиссер. Когда сдавала выпускные экзамены первого факультета, родила сына Игоря, во второй раз, спустя шесть лет, – дочь Елену.

Становление театра

Режиссеры были нужны только что созданному музыкальному театру в Сыктывкаре. Инициатором его открытия был бывший солист Всесоюзного радио Борис Дейнека, народный артист СССР, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная», арестованный и отбывавший срок в Воркуте. После освобождения Дейнека был вынужден поселиться в Сыктывкаре, проживание в столице ему было запрещено. И выдающийся певец смог убедить руководителей Коми края в необходимости создания здесь музтеатра. Председателю Совета Министров Коми АССР Зосиме Паневу идея понравилась, он неимоверными усилиями сумел воплотить ее в жизнь, не получив окончательного разрешения Москвы, за что удостоился взыскания по линии Совета Министров РСФСР.

Театр разместился в здании федерации профсоюзов по улице Кирова, здесь состоялась следующая остановка экскурсантов.

Театр открылся 26 августа 1958 года премьерой оперы Чайковского «Евгений Онегин», где молодая выпускница Ленинградской консерватории Ия Бобракова исполнила партию Ольги. А ее дипломным спектаклем как выпускницы режиссерского факультета стала опера Даргомыжского «Русалка». Как вспоминал впоследствии ведущий солист труппы Эдуард Шмеркович, именно в этот период решалась судьба музыкального театра. Прибывшая из столицы комиссия должна была не просто принять спектакль, а вынести вердикт – сохранить театр как музыкально-драматический либо же оставить только драму. Но премьера прошла с таким огромным успехом, что в итоге было принято решение создать отдельный музыкальный театр. «Русалка» оказалась долгожителем на сыктывкарской сцене.

В 1969 году труппа справила новоселье в новом, специально построенном для театра здании на улице Коммунистической, но Ия Бобракова с семьей жила в это время в Кишиневе.

Она была сторонником классического репертуара, но руководство театра (Борис Дейнека к тому времени уже вернулся в Москву) предпочитало легкие жанры, из-за чего возникали творческие конфликты. И в 1966 году режиссер решила покинуть театр и даже республику – прочла в газете «Советская культура» объявление о вакансии педагога по вокалу в Кишиневском институте искусств, подала документы на конкурс, успешно его прошла и была приглашена в столицу Молдавии.

Однако приближалась 100-летняя годовщина со дня рождения Ленина, и Ию Петровну попросили поставить к этой дате спектакль. Она предложила оперу Тихона Хренникова «В бурю», а после того, как воплотила этот замысел на сцене музыкального театра Коми АССР, Зосима Панев и вовсе попросил ее вернуться в республику. А в 1972 году Ия Бобракова возглавила этот театр, однако еще дважды ей пришлось его временно покидать. Два года она, будучи творческим человеком, а отнюдь не чиновником, занимала должность заместителя министра культуры Коми АССР, а с 1980 по 1990 год руководила республиканской филармонией.

«Сыктывкарская весна»

После возвращения на пост художественного руководителя музыкального театра начался ее звездный час. Во-первых, она добилась повышения его статуса – вместо музыкального он стал Государственным театром оперы и балета. Во-вторых, в переломный 1991 год, когда в стране все разваливалось и разваливалась сама страна, Ия Петровна организовала международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»). Его участниками становились выдающиеся исполнители – российские и зарубежные вокалисты и артисты балета. Одно время фестиваль составлял серьезную конкуренцию другим прославленным творческим форумам – солисты и танцовщики, получая приглашения, выбирали именно «Сыктывкарса тулыс».

За блестящую организацию фестивалей Ия Бобракова была удостоена звания народной артистки России.

Ее лебединой песней стала постановка оперы «Куратов». Памятник классику коми литературы стоит перед театром, и худрук долгие годы мечтала поставить о нем спектакль. Либретто еще в 1980-е написал поэт Альберт Ванеев, но никто из композиторов республики не мог подступиться к этому материалу. Причиной, скорее всего, было незнание коми языка, ведь по-настоящему оценить талант Куратова и проникнуться его творчеством можно, читая поэзию в оригинале. Помог случай. Игорь Бобраков в туристической поездке в Лондоне встретился со своим давним другом, коми композитором Сергеем Носковым, перебравшимся жить в Англию. По возвращении из поездки он рассказал маме об этой встрече, и Ия Петровна вспомнила, что Носков писал музыку на стихи Куратова. «Может, ему заказать написание оперы», – предложила она. Письмо с таким предложением было отправлено композитору по электронной почте, и получено от него согласие.

Опера «Куратов» прошла с большим успехом и была в 2011 году удостоена Государственной премии Республики Коми. Это произошло за год до ухода из жизни Ии Бобраковой.

Галина ВЛАДИС

Фото автора и из домашнего архива Игоря Бобракова

Оставьте первый комментарий для "«Чукча» из Пажги"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.