Вопросы воспитания всесторонне развитой личности стали главной темой традиционного августовского республиканского педсовета, прошедшего 26 августа в Сыктывкаре.
Площадка столичной гимназии имени Пушкина, где собрались участники педсовета, была выбрана неслучайно: в новом, современном здании, куда недавно переехали гимназисты, созданы все условия для интеллектуального, творческого и личностного развития детей. Перед началом совещания состоялась церемония открытия первого в Коми школьного технопарка «Кванториум», в котором смогут заниматься и развивать свои творческие и экспериментаторские навыки не только гимназисты, но и школьники из микрорайона Орбита.
Участников педсовета приветствовал глава республики Владимир Уйба. Он отметил, что воспитание сегодня является ключевой для сферы образования темой, потому что очень важно в каждом ребенке увидеть в первую очередь личность со своими задатками и талантами. Поэтому сегодня и на федеральном, и на республиканском уровне сфере образования уделяется особое внимание. 25 августа под председательством президента страны Владимира Путина состоялось заседание Госсовета России, посвященное вопросам развития образования, в том числе и реализации в регионах национального проекта «Образование».
– Воспитание детей – это очень тонкая, чувствительная материя. От воспитания детей зависит наше будущее, потому что именно детям предстоит выполнять все те планы и стремления, которыми живет каждый человек и страна. Самое главное – увидеть в каждом ребенке личность с его талантами и задатками. Именно вам, дорогие педагоги, вверяется в руки самое дорогое, что есть у каждого человека, – дети. Перед вами стоит сложная задача, и понять ее может только тот, кто чувствует жизнь и посвящает ее служению и воспитанию детей, – отметил Владимир Уйба.
Глава также напомнил, что, обсуждая вопросы образования, президент страны отметил, что нужно пересматривать оценку работы педагога, в том числе материальную, поскольку любое служение требует уважения и материального вознаграждения:
– Важно то, что президент глубоко погрузился в вопросы школы полного дня, потому что не всегда ребенок может дома полноценно готовить домашние задания. Бывают ситуации, когда школьник что-то не понял, а спросить не у кого, и изо дня в день накапливается дефицит знаний. Сегодня организация так называемых «продленок» относится к полномочиям муниципалитетов, а средств не всегда и не у всех хватает. Это важная составляющая процесса, и помогать надо на федеральном уровне.
Спикер республиканского парламента Сергей Усачёв в свою очередь отметил, что сегодня как никогда важно обращать внимание не только на образование, но и на патриотическое воспитание детей, выработать единую систему ценностей у каждого ребенка.
Со словами благодарности к педагогам республики обратилась депутат Госдумы России Ольга Савастьянова:
– Хочу выразить всем вам государственное спасибо за преодоление тех непростых моментов воспитания, которые выпали всем в уходящем учебном году. За те инициативы и предложения, которые становятся важнейшими государственными решениями. Что бы ни происходило в стране или в обществе, система образования была, есть и будет одной из важнейших сфер нашей жизни.
Прокурор Коми Николай Егоров рассказал о том, что органы прокуратуры республики обеспечивают исполнение законодательства в области образования и держат на особом контроле вопросы реализации нацпроектов «Образование» и «Демография». Поскольку прокуроры по долгу службы обязаны посещать и образовательные организации тоже, Николай Егоров высказал пожелание, чтобы педагоги и директора школ воспринимали их не как представителей карательного органа, а как помощников по созданию условий для воспитания детей. Тем более что совместная работа надзорных органов и образовательных организаций дают позитивные результаты: в Коми на четверть снизилось количество преступлений, совершаемых детьми в возрасте до 18 лет.
– Но беспокоит то, что дети все же совершают преступления, в том числе в отношении своих сверстников. Для снижения правонарушений в школах необходимо воспитание безопасного поведения детей, – подчеркнул прокурор.
В совещании приняла участие начальник отдела родных языков и этнокультурной специфики Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Анна Тимофеева. Она обратила внимание участников совещания на важность развития в школах и детских садах этнокультурного образования.
– Этнокультурное образование – это приобщение детей к традициям и особенностям того региона, где они живут, это изучение родного языка и родной литературы, – отметила Анна Тимофеева. – В этом направлении Республика Коми очень многого добилась. Именно в Коми принята региональная программа развития государственных языков, ведется большая работа по методическому и информационному сопровождению изучения родного языка, создано много учебников, учебных пособий для педагогов. А в вопросах организации этнокультурного образования в детских садах Республика Коми – одна из первых во всей стране.
О реализации стратегии воспитания в образовательных организациях республики министр образования региона Наталья Якимова рассказала в своем докладе, который начала со слов Антона Макаренко о том, что воспитание в широком смысле – вопрос социальный. Человека воспитывает все – люди, вещи, явления. Но люди – больше всего. И на первом месте – педагоги. Министр особо отметила, что в наш век информационных технологий и научно-технического прогресса вопросы воспитания становятся как никогда актуальными.
Согласно Стратегии развития воспитания до 2025 года проводимую работу надо строить по нескольким направлениям. В первую очередь это поддержка семейного воспитания. Необходимо всячески содействовать формированию ответственного родительства, обеспечивать условия для повышения педагогической компетентности родителей, тиражировать лучший опыт семейного воспитания. Второе направление – это воспитание в системе образования, где особое внимание нужно уделить урочной деятельности, так как урок – это не только передача знаний от учителя к ученику, но одновременно и процесс их личностного общения, формирование здоровых коммуникаций. Нужно использовать в воспитании информационные ресурсы и всячески поддерживать общественные объединения, занимающиеся вопросами воспитания.
Перед участниками совещания в формате видеообращения выступил министр просвещения страны Сергей Кравцов, он также сделал акцент на необходимости формирования единого воспитательного пространства – как на уроках, так и вне их.
О ключевых вопросах выявления, сопровождения и развития одаренных детей в Республике Коми рассказала руководитель регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки «Академия юных талантов» Татьяна Казакова. Она подчеркнула, что в регионе много талантливых детей, которые с честью представляют республику в различных конкурсах и олимпиадах. О достижениях детей знают не только на уровне региона, но и на федеральном уровне. В федеральный реестр одаренных детей (так называемый ГИР) от Республики Коми с 2014 года включена почти тысяча человек (за этот учебный год около 200 человек).
К примеру, в этом году Анастасия Саманова, выпускница девятого класса школы №10 Печоры, стала призером Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» и была приглашена на проектную смену в «Сириус» в июле. Во время смены активно работала над групповым проектом, была замечена руководителем Фонда «Талант и успех», а также федеральной компанией «Россети»: получила приглашение на проектную смену в «Орлёнок» и предложение на целевое обучение в профильном вузе с дальнейшим трудоустройством. В республиканский реестр одаренных детей внесены с 2017 года более 2700 человек. И только за прошедший учебный год – более тысячи человек.
Такому активному росту количества выявленных одаренных детей способствует ежегодное формирование регионального перечня мероприятий по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт», организаторами которых являются как учреждения высшего, среднего, общего и дополнительного образования, так и учреждения культуры, спорта. Список олимпиад и конкурсов постоянно расширяется: сейчас уже более 100 мероприятий.
По словам Татьяны Казаковой, все это свидетельствует о том, что сегодня в Коми сформирована система работы с одаренными детьми и молодежью, куда в рамках межведомственного взаимодействия включены органы исполнительной власти республики, вузы, научные и образовательные организации, детские спортивные, музыкальные, художественные школы и т.д.
Для эффективной организации работы по выявлению одаренных детей, по мнению Татьяны Казаковой, надо ежегодно утверждать школьный и муниципальный перечни мероприятий для одаренных детей; на системной основе вести реестр одаренных детей в ГИС «Электронное образование» на уровне муниципалитетов, назначить официально операторов реестров, проводить контрольные мероприятия в конце учебного года по качеству ведения реестров в каждой подведомственной образовательной организации и на уровне управлений образования. Кроме того, необходимо ввести в практику работы ежегодную сверку данных с Академией юных талантов о детях, проживающих на территории муниципального образования, включенных в республиканский и федеральный реестры одаренных детей.
Кроме того, на совещании прозвучали доклады об актуальных направлениях сферы дополнительного образования детей в Республике Коми, об итогах, перспективах и новых возможностях развития. А также о системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Галина ГАЕВА
Фото minobr.rkomi.ru
Оставьте первый комментарий для "Тонкая и чувствительная материя: участники педсовета обсудили вопросы воспитания"