Победителем ХII республиканского этапа всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2021» стала Ирина Вайс – педагог дополнительного образования по хореографии интинского детского сада №29 «Рябинушка» комбинированного вида.
Профессиональный девиз победительницы: «У ребенка внутри хранится заблудившийся солнечный лучик. Нужно помочь ему засветиться и развеять тучи сомнений». О секретах успешного поиска «заблудившихся солнечных лучиков» педагог рассказала «Республике».
– Вы почти тридцать лет отдали работе с дошколятами. Чтобы столько лет оставаться в профессии, нужно ее действительно любить. Что для вас является самым привлекательным в ней?
– Искренний интерес детей. Их горящие глаза вдохновляют меня больше всего. Ну и, конечно, это бесконечное пространство для творчества. Это возраст, когда закладывается фундамент всей будущей жизни ребенка, и от того, какие рядом с ним учителя (в широком смысле этого слова), зависит, научится ли человек самому главному жизненному умению – быть счастливым.
– Что вы считаете своей профессиональной «фишкой»? И что вы продемонстрировали на открытом конкурсном занятии с детьми?
– Я уверена, что самое главное в процессе воспитания и образования – это развитие природных данных у детей. Каждый ребенок по природе очень талантлив. А танец – это один из способов передачи чувствования окружающего мира. Я стараюсь помочь детям раскрыть самих себя через танец. И на конкурсном занятии с группой детей я представляла танцевальную импровизацию. Импровизация направлена на развитие телесности, снятие зажимов: ведь из-за того, что мы живем в условиях города, современные дети очень зажаты. Это не так безобидно, как может показаться. Эта зажатость может серьезно ухудшить качество жизни в будущем, она делает человека негибким в психологическом плане. В танце мы учимся импровизировать, а потом их находки я включаю уже в свои постановки.
– Дети уже в раннем детстве нередко бывают очень стеснительны. Как вам удается их расслабить?
– Конечно, если ребенка просто попросить что-то сымпровизировать, он начнет прыгать, скакать, кривляться. Умение импровизировать развивается через игру, впрочем, как и все навыки, формируемые в детстве. Мы с ними играем, потому что игра – основная форма развития ребенка. Это игры на развитие ритма, координацию. Когда ребенок не просто действует по команде взрослого, а передает через движение то, что он чувствует, как он понимает образ.
Нужно, чтобы ребенок научился чувствовать, как может двигаться его тело, куда может привести то или иное движение. И, конечно, в этих играх задается образ, который мы с детьми разбираем, пытаемся понять, каким он бывает: добрым, злым, веселым и так далее.
– А когда вы поняли, что это очень важно, что это станет вашей основной профессиональной задачей?
– Я на протяжении всей работы использовала метод импровизации. Но последние три года применяю намного активнее. Потому что понимаю, насколько умение расслабляться и действовать нестандартно важно для жизни. Это развивает дивергентное мышление. Это такой метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается он в поиске множества решений для одной и той же проблемы. Это мышление, которое учит действовать нестандартно в любой ситуации, снимает шаблоны. Ведь именно шаблонное сознание делает жизнь человека однообразной и скучной, ограничивает наши жизненные выборы.
– Детям это сложно дается?
– Нет. Но при этом очень важно, чтобы ребенок доверял педагогу, чтобы не было оценивания «хорошо» или «плохо» и ребенок почувствовал себя успешным.
– В конкурсе вы демонстрировали этот метод с незнакомой вам группой детей. Насколько легко они пошли на контакт?
– Это была младшая группа. Дети очень контактные, и все у нас хорошо получилось. Я привезла с собой звучащие пластиковые трубочки – бумвокерсы. Мы помогали музыке звучать по-разному. По сценарию моего занятия детям необходимо было узнать код от секретного рюкзака. Для этого нужно было сначала нарисовать круги разными частями тела – ручками, ножками, телом, головой и в разных плоскостях. В следующем задании им надо было изобразить сначала трусливого, а потом смелого зайчика. При разборе урока у жюри возник вопрос, почему на протяжении занятия я использовала одну и ту же музыку. Но в этом тоже был свой замысел: я считаю, что под одну и ту же музыку можно показать разные состояния. В жизни ведь мы тоже можем найти массу оттенков на фоне привычных повседневных вещей. И чем больше мы научимся их находить, тем многоцветнее становится наша жизнь.
– Чему вы научились у своих коллег в этом конкурсе?
– Очень много интересных идей было у всех конкурсантов, но не столько для меня лично, сколько для нашего педагогического коллектива. Я поделюсь со своими коллегами, чтобы мы могли их воплощать у себя в детском саду.
– Вы рассчитывали на победу в конкурсе или она стала для вас неожиданностью?
– Конечно, это приятная неожиданность. Ведь я никогда не участвовала в таких крупных конкурсах. Я постоянно где-то учусь, повышаю квалификацию, но в таком конкурсе приняла участие впервые. Мне хотелось новых ощущений, прочувствовать себя в роли игрока, я ехала за новыми приключениями, посмотреть, что происходит в мире дошколят в других городах. Хотя у меня много онлайн-общения с коллегами, но это все же было живое, интересное общение. То, что произошло за эти пять дней, – незабываемо, это огромный личностный рост. Спасибо организаторам, что дали возможность нам встретиться.
Огромное спасибо жюри за доверие представлять республику на всероссийском этапе. Конечно, это не моя победа, это победа всего моего педагогического коллектива, это победа моих детей и их родителей, которые держали за меня кулачки. И спасибо моей семье, которая была со мной все это время на одной волне.
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото со страницы Ирины Вайс «ВКонтакте»
Оставьте первый комментарий для "Ирина Вайс: «Главное в воспитании – это развитие природных данных у ребенка»"