На поиски легенды

Члены клуба «Кречет» готовятся к «серебряной» экспедиции

Историко-географическую экспедицию «Водно-волоковые пути Республики Коми» организуют члены сыктывкарского историко-реконструкционного клуба «Кречет». Они планируют повторить маршрут геологоразведочной экспедиции по поиску серебряной и медной руды, которая прошла в XV веке по указанию великого князя Московского Ивана III – деда Ивана Грозного. В путь «кречеты» отправятся на точной копии древнерусской парусно-гребной ладьи, которую сделают сами: к апрелю 2019 года будет готов корпус судна. Почетная миссия выковать пятнадцатикилограммовый якорь для ладьи возложена на «штатного» кузнеца клуба Рафаэля Галимуллина. В обычной жизни он сотрудник МВД, а в свободное время майор внутренней службы путешествует в прошлое.

Между молотом и наковальней

О существовании в Сыктывкаре историко-реконструкционного клуба «Кречет» Рафаэль Галимуллин узнал в 2007 году. Тогда клуб был ориентирован на историческую реконструкцию сражений различных периодов, поэтому регулярно проводились тренировки по историческому фехтованию тяжелыми стальными мечами. Посетив одну такую тренировку, он увлекся этим видом спорта, вступил в ряды реконструкторов и стал выступать на турнирах.

– Клинки, которыми мы сражаемся, не заточены, лишены острия и холодным оружием не являются, – говорит мужчина. – Это спортивный инвентарь, но технику безопасности соблюдать все равно необходимо. Травмы бывают, не серьезные, конечно, но все-таки.

Предметы быта, одежду, мечи, щиты и доспехи члены «Кречета» преимущественно делают самостоятельно. Большое подспорье в этом – открытие в клубе кузницы, а главным кузнецом стал Рафаэль Галимуллин.

С кузнечным делом он познакомился еще в молодости в деревне. Совхозный кузнец научил его ковать, первым «творением» Рафаэля был гвоздь. Кузнечное дело начинающему ковалю очень понравилось, но всерьез заняться этим ремеслом тогда не получилось.

– Вновь взять в руки молот и встать у наковальни посчастливилось три года назад. Конечно, многое, чему учил меня совхозный кузнец, я позабыл. Заново учился всему сам, методом проб и ошибок. Очень помогли в освоении этого ремесла советские учебники по кузнечному делу, – рассказал Рафаэль Галимуллин.

Начинал учебу с гвоздей, а теперь кует шлемы, мечи и многое другое. Гвоздь он может выковать за пять минут, а вот на меч уйдет примерно неделя. Дольше всего кузнец ковал таран – это стенобитное орудие, состоящее из бревна и окованное железом. Весит такое орудие вместе c цепями около 300 килограммов. Причем все кованые детали для тарана кузнец вместе с помощниками делал без использования технического молота, вручную.

Играя со временем

Клуб «Кречет» был создан в 1997 году группой единомышленников, увлеченных историей, которые в основном занимались реконструкцией исторических боев. Участвовали в различных фестивалях, как региональных, так и общероссийских. Неоднократно выступали как организаторы межрегионального фестиваля средневековых боевых искусств «Медвежий край». С 2007 по 2014 год это мероприятие проходило на регулярной основе.

В 2017 году «Кречет» получил статус юридического лица, став Коми региональной общественной организацией. С изменением статуса изменилось и основное направление деятельности клуба.

– Историческое фехтование – это лишь часть того, чем можно заниматься в исторической реконструкции, – уверен руководитель клуба Александр Плюснин. – Историческая реконструкция – это воссоздание материальной культуры определенной исторической эпохи. Причем целью здесь является не только создание одежды, обуви, оружия и доспехов, украшений и различных предметов быта какого-либо периода, но и их практическое использование по своему назначению. Это, на мой взгляд, помогает глубже прочувствовать дух эпохи.

Черпая информацию об эпохе из книг и интернета, члены клуба «Кречет» ставят исторические эксперименты. Например, они большие любители исторических походов, в которые ходят полностью в историческом снаряжении Средневековья, проверяют одежду, обувь. Все участники клуба в один голос утверждают, что в их костюмах, которые были сшиты из натуральной ткани и кожи, очень комфортно и вовсе не холодно зимой в приполярном лесу. Совсем другой эффект был бы, если бы они были из синтетической ткани.

Экспериментальная археология, по словам реконструкторов, также включает в себя культуру питания. В походах они варят еду из тех продуктов, которые были в эпоху Средневековья, и обязательно по рецептам того времени: никаких специй и так далее.

Исторические походы стали для членов клуба «Кречет» доброй традицией, впрочем, как и празднование таких праздников, как Йоль и Майское древо.

Йоль – это своего рода Новый год, который отмечался в период язычества Европы и Руси в день зимнего солнцестояния. Согласно скандинавским поверьям, в этот день викинги разжигали огненные ворота. При этом члены клуба добывают огонь для огненных ворот так, как делали это викинги: методом трения, используя два больших бревна.

Еще отмечают Майское древо – праздник весны, рождение жизни. Само понятие пришло из кельтской культуры, но члены «Кречета» празднуют его в славянском стиле.

Живая история

Историческая реконструкция для многих членов клуба «Кречет» – уже не хобби, а образ жизни, отметил Александр Плюснин, ведь почти все свободное время «кречеты» тратят на реконструкцию. Накопленными за годы существования клуба знаниями они охотно делятся с другими людьми, реализуя несколько социально полезных проектов. Финансирование проектов осуществляется в том числе с привлечением средств федеральных и республиканских грантов.

Так, на базе клуба открыт Центр средневековых ремесел и культуры, где работают две мастерские – плотницкая и столярная, а также кузница и музей живой истории. Здесь проводятся интерактивные экскурсии и мастер-классы по чеканке старинных монет, ткачеству, вязанию иглой. Рафаэль Галимуллин учит желающих кузнечному делу.

Даже лекции для школьников «кречеты» проводят с использованием метода «живой истории». Облаченные в свои средневековые костюмы, они рассказывают о быте народов, населявших Россию и Республику Коми в Средние века, демонстрируя музейные экспонаты – оружие, доспехи, одежду, бытовые предметы, посуду, настольные игры. Причем все это – точные копии средневековых изделий. Экскурсантам разрешается брать экспонаты в руки, чтобы на практике понять, как они работают, почувствовать дух эпохи.

В этом году «кречеты» намерены отправиться на север Коми в поисках легендарных серебряных копей Ивана III.

– Известно, что до пятнадцатого века серебряные монеты на Руси чеканились из серебра, привезенного из-за рубежа, – рассказал Рафаэль Галимуллин. – После того как серебро было найдено в Печорском крае, серебряные монеты стали делать и из печорского серебра в том числе. Причем есть версия, что серебро для первой отечественной серебряной монеты как раз и было добыто в рудниках на реке Цильме.

О том, где располагались серебряные рудники на Цильме, историки спорят до сих пор. В летописях сохранилась информация о том, что дед Ивана Грозного великий князь Иван III отправил в 1491 году на Печору экспедицию для организации добычи серебра и меди. Она завершилась успешно. Николай Карамзин писал, что «с того времени мы начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету из своего серебра». В летописных источниках указано и примерное место, где были обнаружены залежи руды: «на реце на Силме, не доходя Космы реки за полдни, а от Печеры реки за 7-мь дней».

В 1492 году для начала добычи меди Иван III отправил на Цильму итальянских горных мастеров и 240 рабочих. Были заложены рудники, а в 1496 году устроены печи для плавки металла. Однако крайняя удаленность от обжитых мест, отсутствие путей сообщения и бедность руд сделали добычу меди невыгодной, и через несколько лет она была прекращена. В XVI веке, при Иване Грозном, была предпринята новая попытка освоения цилемских руд. Для ведения добычи и плавки металла пригласили специалистов из Саксонии, но низкое качество руды вынудило их быстро свернуть добычу. В 1618-1620 годах попытки возобновить добычу предпринимали Строгановы. Впрочем, снова безуспешно – руды было найдено мало, и вся она оказалась бедной. Последняя, опять безуспешная, попытка наладить добычу медной руды на Цильме была предпринята в 1668-1675 годах.

Урочище, где по официальной версии располагались рудники и печи, до сих пор сохраняет свое народное название «у заводов», а один из близлежащих притоков Цильмы зовется Рудянкой. Впрочем, есть исследователи, которые полагают, что серебряные рудники Ивана III могли располагаться в другом месте. Возможно, тайна рудников будет раскрыта во время экспедиции «кречетов». Они пройдут тот же путь, который прошли исследователи в пятнадцатом веке, с тем же снаряжением.

Для реализации историко-географической экспедиции реконструкторы изготовят одежду, обувь и предметы быта периода XV-XVI веков. Рафаэль Галимуллин считает, что, отталкиваясь от материальной культуры, можно попытаться понять, как мыслил человек, живший многие века назад. Экспедиция рассчитана на 30 дней. Часть пути «кречеты» пройдут по рекам на самодельной ладье, а часть будут преодолевать волоком. В общей сложности экспериментаторам предстоит преодолеть более 600 километров. «Республика» будет следить за этой экспедицией.

Денис БЕЛОВ

Фото автора и из архива клуба «Кречет»

Оставьте первый комментарий для "На поиски легенды"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.