Проблемы строительства новых школ стали основной темой рабочего совещания в региональном парламенте, на котором рассматривалась государственная программа «Развитие образования» на 2018 год.
С основными направлениями программы участников совещания ознакомила заместитель председателя правительства – министр образования Республики Коми Наталья Михальченкова. Она напомнила, что отрасль образования – самая затратная, на нее ежегодно закладывается треть бюджета республики. В 2018 году объем финансирования несколько уменьшится в сравнении с нынешним годом. Если в 2017 на образование было выделено 18 миллиардов 65 миллионов рублей, то в 2018 году – 17 миллиардов 85 миллионов. Сокращение финансирования произошло в основном за счет оптимизации сети интернатов для детей-сирот. Благодаря развитию семейных форм устройства детей контингент воспитанников интернатов снижается.
В числе приоритетных задач 2018 года в сфере дошкольного образования – обеспечение доступности и качества услуг, развитие вариативных форм негосударственного сектора, а именно – содействие в открытии частных детских садов, расширение спектра услуг ранней помощи для детей до трех лет.
– За девять месяцев текущего года за счет переоборудования помещений под реализацию программ дошкольного образования создано 165 дополнительных мест в Сыктывкаре, Троицко-Печорском, Корткеросском, Ижемском, Усть-Куломском районах, – рассказала Наталья Михальченкова. – За счет развития вариативных форм дошкольного образования и негосударственного сектора открыто 40 мест в Сыктывкаре и Сыктывдинском районе. В ближайшее время планируется открыть детский сад в селе Выльгорт на 120 мест. Вместе с тем остается актуальной задача обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
В сфере общего образования львиная доля бюджетных средств будет направлена на реализацию основных общеобразовательных программ (65,2 процента) и на содержание учреждений (22,5 процента). Следующим разделом в рейтинге приоритетов является строительство новых объектов образования (3,98 процента). На питание учащихся в школах предусмотрено 1,97 процента и на оздоровление и отдых детей – 1,71 процента.
Министр отметила то, что в будущем году на условиях софинансирования Коми получит из федерального бюджета дополнительно 268,6 миллиона рублей на строительство школ. Соответствующие поправки в закон о бюджете Госдума уже приняла. Средства пойдут на строительство школ в Усть-Куломе, селе Дутово Вуктыльского района и Часово Сыктывдинского района. Эти школы стояли в планах строительства на более поздние сроки, а теперь благодаря активному лоббированию вопроса депутатом Госдумы Ольгой Савастьяновой и сенатором Дмитрием Шатохиным, которым удалось привлечь дополнительные средства в республику, строительство будет начато уже в следующем году.
Всего в Коми требуется построить сорок новых школ. Сегодня 44 образовательные организации ведут обучение детей в две смены. Если проект быстровозводимой малокомплектной школы в Дутово себя оправдает, то его растиражируют по другим муниципалитетам.
В противовес Наталье Михальченковой выступила руководитель Контрольно-счетной палаты региона Елена Филимонова. По ее словам, темпы строительных работ на объектах очень низкие, а где-то работы вовсе не ведутся. По данным на 1 ноября, из общей суммы, выделенной на отрасль образования, освоено только 73 процента средств. А запланированные мероприятия по строительству школ выполнены на 20 процентов.
В качестве примера Елена Филимонова привела помоздинскую школу на 400 мест, средства на которую в сумме 115 миллионов были предусмотрены еще в апреле текущего года, а положительное заключение экспертизы проектно-сметной документации получено в августе. Однако по состоянию на 1 ноября контракт на строительство так и не заключен. Поскольку средства, выделенные на строительство, так и не были использованы, в октябре их сумма была сокращена до 6,7 миллиона рублей.
Кроме того, по словам Елены Филимоновой, объекты включаются в инвестиционную программу без экспертного заключения проектно-сметной документации, что тоже крайне затягивает сроки начала строительства. Впрочем, сроки строительства, по словам главы ведомства, изначально устанавливаются нереальные. В частности, школа-долгострой на 1200 мест по улице Петрозаводской в Сыктывкаре в соответствии с проектно-сметной документацией должна строиться 23 месяца. Однако контрактом срок был ограничен до шести месяцев, хотя построить такую школу за полгода совершенно нереально.
Срок готовности школы был ограничен 2016 годом, а по состоянию на 1 октября 2017 года степень готовности объекта составляет 42,3 процента, средства, выделенные на год, освоены на 27 процентов. В конце октября контракт с подрядчиком и вовсе был расторгнут. В этом году школа точно сдана не будет. Но, если в срок до 1 апреля 2018 года обязательства не будут выполнены, республике придется вернуть средства федерального бюджета. Также до сих пор не введен в строй детский сад на 120 мест в Усть-Цильме, хотя по плану он должен был быть сдан в 2016 году.
Прокомментировать данные анализа Контрольно-счетной палаты попросили первого заместителя министра строительства Сергея Двуреченского. Он согласился, что контракт на строительство школы в Орбите на 1200 мест в плане сроков строительства изначально был заключен неверно, потому что с учетом нормативов построить школу за полгода нереально.
– Были предприняты попытки эту школу как-то «растолкать», но подрядчик так и не нашел средств, – рассказал Сергей Двуреченский. – В результате мы с ним расторгли договор и подали в суд на возмещение банковской гарантии, подрядчику выставлены все штрафные санкции. Сегодня идет запрос предложений по данному объекту. 16 ноября будет вскрытие конвертов и определится участник. Конечно, в этом году маловероятно окончить школу, но будем стараться, чтобы средства в минимальном объеме перешли на следующий год. Основная задача – благоустроить объект до 31 марта 2018 года, чтобы не попасть под штрафные санкции и не возвращать федеральные субсидии. Но в рамках того, что нам подрядчики дали по фейсу очень больно, гарантию того, что это будет сделано в срок, мы даем не более 90 процентов.
Что касается затягивания начала строительства помоздинской школы, то, по словам заместителя министра строительства, вины министерства здесь нет уже хотя бы потому, что в нынешних условиях минстрой вообще конечная инстанция, которой передают объект с предложением строить.
– Давайте понимать эту проблему на самом деле, – воззвал к депутатам Сергей Двуреченский. – Надо, чтобы минстрой вел процесс от начала и до конца. А то выиграет какой-то подрядчик из Севастополя, то есть люди, которые не знают региона, и начинает проектировать. А мы потом переделываем всю документацию, а после этого опять ее надо сдавать на экспертизу, потому что без нее мы не имеем права строить. А ведь это все время и деньги. Пока будут проектирование отдавать муниципалам, эта песня будет продолжаться. Получили мы проектную документацию по помоздинской школе и четыре месяца приводили ее в соответствие: нормативы не соответствуют, сметы тоже. Наконец привели в порядок. Сейчас готовим аукцион по помоздинской школе.
Еще одной причиной задержки строительства школы в Помоздино Сергей Двуреченский назвал нежелание подрядчиков завозить туда материалы летом. Из-за плохого качества дорог период завоза материалов в Усть-Кулом и Помоздино – зимний. Что касается школы в Часово, выбор которой Елена Филимонова подвергла сомнению, проектная документация на нее есть. Благодаря тому, что проект разрабатывался в республике и привязан к климатическим условиям, она соответствует нормам. По мнению замминистра, это будет самый идеальный вариант, «а вот с документацией по Дутово еще конь не валялся».
– Заказчиком должен быть мин-образ, а исполнителем – минстрой. Каждый должен заниматься своим делом. А не так, как сегодня: муниципалитет что-то сделал сам, потом это не приняли, потом прошли сроки, потом еще что-то, – поддержала Сергея Двуреченского уполномоченный по правам ребенка в Коми Нелли Струтинская.
– Конечно, минстрой должен заниматься всем, начиная с проектирования, а минобраз пусть как контролирующий орган выступает, – согласился первый замминистра строительства. – Вот кто сегодня у нас проектирует Дутово? Я не знаю. А то берут дагестанский проект, привязывают его к Республике Коми, и в результате черт-те что получается. Вот ФОК сосногорский именно так и сделали. Я, например, переживаю, как он выдержит снеговые нагрузки.
В свою очередь Наталья Михальченкова посчитала нужным опровергнуть обвинение в жонглировании объектами. Она напомнила, что буквально месяц назад минобраз представил на рассмотрение три дорожные карты, которые предусматривают разные модели финансирования и господдержки и объясняют выбор объектов.
– Самое сложное для нас – это, конечно, стройки, – признала министр образования. – То, что в Коми много лет ответственность за проекты лежит на муниципалитетах, приводит к тому, что мы видим в Приуральском, где самостоятельно разработанный проект оценен в 282 миллиона. Это в четыре миллиона одно учебное место обходится. Когда речь идет о нескольких муниципалитетах с разной потребностью и где-то одно место стоит четыре миллиона, а где-то один миллион, сложно принимать решения. Практика регионов сегодня такая, что проекты уже никто не заказывает, а инвестор готовит проект, строит объект, а регион его уже выкупает. Это снижает затраты и время. И это ведет к тому, что мы не в процесс, а в результат вкладываемся. Мы сейчас эту практику планируем отработать на школе в поселке Краснозатонском и потом будем использовать только ее.
Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Оставьте первый комментарий для "В Госсовете обсудили причины задержки строительства школ"