Депутаты «потушили» пожар в Сыктывдине

В Коми не хватает пожарных водоемов и заградительных полос

Пожарная безопасность населенных пунктов, находящихся в зоне риска, стала темой выездного дня депутата, прошедшего 16 июня. Парламентарии республики побывали в селе Шошка и поселке Нювчим Сыктывдинского района и лично удостоверились в том, насколько эти муниципалитеты готовы к пожароопасному сезону.

IMG_2973

Как рассказала глава администрации сельского поселения Шошка Людмила Огнева, в селе в 2012 году создана добровольная пожарная дружина из семи человек. На территории поселения находится 18 пожарных водоемов, два из которых – при школе. С наступлением летнего сезона население информируют о мерах пожарной безопасности. Народ оповещен о том, что в случае опасности звуковой сигнал будет подаваться ударами в рельс. В прошлом году администрациями сельских поселений всего района для наиболее эффективного оповещения были также приобретены электромегафоны. В этом году два раза возникали пожары в связи с палом травы. Но в обоих случаях дружинники успели погасить огонь до приезда пожарных. По словам главы муниципалитета, без помощи добровольцев на селе – никак. Ближайшая пожарная часть – в Нювчиме, в 20 минутах езды.

Депутатам продемонстрировали все необходимое для тушения пожара оборудование, имеющееся в наличии у дружины: лопаты, пожарные ведра, топоры, кирки, огнетушители и две мотопомпы, одна из которых – плавающая и может забирать воду из любого естественного или искусственного водоема.

В следующем пункте поездки – Нювчиме – депутатов ожидал настоящий парад пожарной техники. Этот поселок для контрольной поездки был выбран неслучайно: жилые дома здесь находятся в опасной близости от леса.

Населенный пункт не имеет противопожарных разрывов от границ застройки до лесного участка. По словам первого заместителя руководителя администрации Сыктывдинского района Константина Баранова, определить границы поселка невозможно, они непосредственно прилегают к землям гослесфонда. Работа по их переводу в категорию земель населенных пунктов ведется, но это очень длительная процедура.

Местные огнеборцы с гордостью рассказывали о новой пожарной машине АЦП 8/6-40, которая вмещает восемь тонн воды. Прежняя машина вмещала всего две тонны. Тут же рядом стояла машина для тушения лесных пожаров.

– Она поменьше, потому что в лесу по бездорожью такая большая, как АЦП 8/6-40, не пройдет, – пояснил начальник регионального управления МЧС России Александр Князев.

Тут же, на берегу реки, сотрудники МЧС устроили небольшой «пожар» и предложили желающим его потушить. В качестве огнеборцев охотно выступили спикер Госсовета Надежда Дорофеева и депутат Татьяна Саладина. Еще один очаг возгорания тушили водой из плавающей мотопомпы. Трое сотрудников МЧС, вооружившись лопатами, продемонстрировали, как правильно нужно копать заградительную полосу, чтобы огонь по земле не пошел дальше.

– Делать это надо обязательно втроем – двое подкапывают с двух сторон, а третий переворачивает землю в сторону огня, – комментировал главный спасатель республики.

По его словам, без народной пожарной дружины в селе будет непросто: ведь в Нювчиме всего два профессиональных пожарных.

Сразу после демонстрации боевой готовности тут же, в палатке на берегу реки, состоялось совещание на тему эффективности нормативного правового обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров. Также на примере Сыктывдинского района рассматривались вопросы деятельности органов местного самоуправления по созданию и поддержанию системы пожарной безопасности.

Как сообщил депутатам заместитель начальника МЧС Коми Константин Сухарев, их управление ежегодно проводит проверки готовности муниципалитетов перед наступлением пожароопасного периода. Если в 2011 году на момент наступления пожароопасного сезона те населенные пункты, которые включены в перечень наиболее подверженных угрозе лесных пожаров, были готовы только на 60 процентов, то сегодня они готовы на 91 процент. Большинство выданных предписаний устранены, однако в 134 пунктах – не в полном объеме. Самый низкий показатель готовности – в Сосногорском, Усть-Цилемском, Корткеросском, Удорском, Вуктыльском, Княжпогостском районах. Стопроцентно подготовились к пожароопасному сезону в Ухте. Сыктывдин готов на 98 процентов.

Главные причины слабой готовности – отсутствие противопожарных разрывов и минерализованных полос между населенным пунктом и лесом, недостаточная обеспеченность пожарными водоемами. Для создания противопожарных полос достаточной ширины необходимо вырубить часть леса. А леса принадлежат государственному фонду, и их нужно переводить в муниципальную собственность. Правовой механизм настолько долгий, что необходимо два-три года, чтобы согласовать и перенести границу. Практически все выступавшие говорили о том, что на законодательном уровне надо вносить изменения по упрощению порядка оформления этой процедуры. Что касается отсутствия минерализованных полос в некоторых населенных пунктах, то причина здесь в отсутствии необходимой техники: на лошадях эту полосу не вспашешь. Где есть лесопожарные центры, там таких проблем нет, так как там имеется вся необходимая техника. Еще одна проблема – нехватка пожарных водоемов.

– Все пытаются создавать капитальные водоисточники, стоимость которых – от 250 тысяч, и не создают, потому что денег нет. Но есть же выход: на летний период сделать копань.

Ведь, к примеру, нет большой проблемы сделать на даче бассейн: выкапывается яма, прокладывается пленкой и делается водоем. Почему муниципалы не делают такие копани, хотя такие рекомендации им всем давались? Ограждение бы поставили, чтобы никто не утонул, – и все, – высказал недоумение Константин Сухарев.

Он озвучил также статистику лесных пожаров в республике. Частота их возникновения во многом зависит от погодных условий – жары, ветра и т.д. В 2011 году в республике было зафиксировано 589 лесных пожаров, в 2012 – 117, в 2013 – 581, в 2014 – 182, в 2015 – 126. Наибольшее количество пожаров по убывающей – в Усть-Куломском, Троицко-Печорском, Удорском, Сосногорском, Корткеросском, Княжпогостском, Сыктывдинском районах. Большинство возгораний происходит по причине природных явлений, причем половина – от грозовых разрядов.

– Это устанавливается очень легко: есть карта грозовых разрядов. К тому же возникают они зачастую далеко в тайге, куда охотники не ходят. Вторая причина – неосторожное обращение с огнем (42 процента). Из наиболее распространенных – фокусированные солнечные лучи в оставленном в лесу стекле. Это тоже достаточно точно устанавливается, – рассказал Константин Сухарев.

В среднем в год по причине возникновения лесных пожаров возбуждается порядка 155 уголовных дел. Процент установления виновных очень мал: в среднем одно-два уголовных дела в год. Сложность – в недостатке доказательной базы. В текущем году на 1 июня в республике произошел уже 61 случай возгораний, и площадь пожаров увеличилась. Согласно перечню, утвержденному правительством Коми 14 июля 2011 года, на территории республики расположено 200 населенных пунктов, 129 садоводческих товариществ, два объекта экономики и восемь детских оздоровительных учреждений, подверженных угрозе лесных пожаров. Наибольшее количество объектов риска – в Печоре, Удоре, Усть-Куломском районе.

Первый заместитель руководителя администрации Сыктывдинского района Константин Баранов рассказал о готовности района к пожароопасному сезону. На территории Сыктывдина сегодня 306 пожарных водоемов и 139 пожарных гидрантов. В этом году планируется дополнительно установить четыре источника пожарного водоснабжения. Система оповещения района базируется на общегосударственной сети связи «Парма». Также в начале года руководство района заключило соглашение с ГТРК «Коми гор» по оповещению населения в случае лесного пожара. Продолжается работа по созданию подразделений добровольной пожарной охраны и обучению населения мерам пожарной безопасности. До 2020 года за счет бюджета района на эти цели запланировано 1 млн. 200 тысяч рублей. Противопожарных разрывов нет только в двух населенных пунктах района – в Нювчиме и Новоипатово. Там же нет и минерализованных полос.

Первый зам. начальника регионального управления противопожарной службы и гражданской защиты Александр Сыскин рассказал, что их подразделения на лесные пожары не привлекаются, но лесопожарный центр их привлекает тогда, когда есть реальная угроза населенным пунктам.

– К сожалению, в последние 3-4 года мы не заключаем договоры с ними, потому что в 2011 году, когда было много пожаров и наши пожарные 34 раза выезжали на тушение пожаров, нам не выплатили своевременно деньги по договору, – посетовал Александр Сыскин. – А это была сумма в 350 миллионов рублей. Мы получили эти деньги только на следующий год.

Представляете: пожарная машина едет за 30-40 километров – это же немалый расход топлива и людских ресурсов. И потом, мы же без охраны оставляли свои населенные пункты, а деньги не получали вовремя.

По мнению Александра Сыскина, главное – чтобы была налажена система оповещения населения об угрозе пожара и обучения поведению на пожаре. К тому же в большинстве сельских населенных пунктов система связи «Парма» не действует. Если в селе есть церковь, для оповещения нужно использовать колокол, а если нет – рельс.

Начальник управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Шевелев поддержал предыдущих выступавших, сказав, что нужно привести в соответствие нормативно-правовые акты, чтобы не наказывать глав сельских поселений за незаконную рубку леса. Процедуру эту нужно упростить.

Заместитель директора Коми регионального лесопожарного центра Руслан Ульянов рассказал, что из-за недостатка финансирования им не хватает численности формирований.

Сегодня у них всего 135 бойцов. В отдельные годы они принимают на период летних пожаров около ста десантников. Но, к сожалению, денег на их содержание нет, приходится отрывать средства от фонда заработной платы основных работников. Еще одна проблема – дефицит средств на патрулирование территорий с воздуха.

– Мы уже сейчас, хотя еще начало сезона, летаем в кредит – у нас более трех миллионов кредиторской задолженности перед авиакомпаниями. Есть опасения, что через месяц, если у них не будет оборотных средств, они встанут, и мы в самый пожароопасный период можем остаться без патрулирования зон, – рассказал Руслан Ульянов.

Что касается оборудования противопожарных разрывов, то Руслан Ульянов убежден, что в случае приближения лесного пожара к населенному пункту этот разрыв не спасет. Пожары нужно просто тушить вовремя, пока они не подошли к селу.

– Если пожар подходит на расстояние три-пять километров к поселению, то он все равно перекинется через разрыв и минерализованную полосу, – уверен зам. директора республиканского лесопожарного центра. – В 2011 году нам удалось отстоять несколько населенных пунктов в Удорском районе, когда горел лес. Так там подступающий пожар перекинулся через реку Мезень.

Подводя итоги совещания, председатель Госсовета Коми Надежда Дорофеева отметила, что практика противопожарной защиты, которую продемонстрировали в Шошке и Нювчиме, внушает надежду, что такого же результата могут добиться и другие поселения.

– Решение проблем по обеспечению мер противопожарной безопасности – это комплексная система взаимодействия всех органов власти и жителей сел, – отметила спикер парламента. – Много предложений прозвучало о необходимости усовершенствования системы оповещения о пожаре, профилактики, разъяснительной работы. Это часть не затратная, ее можно грамотно организовать. Депутатский корпус готов поддержать муниципалитеты в плане внесения поправок в 131 закон. Все поднятые на совещании вопросы мы проработаем совместно с правительством республики.

Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_2967 Макаренко IMG_3020 IMG_3014

Оставьте первый комментарий для "Депутаты «потушили» пожар в Сыктывдине"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.