В Коми продолжает свою работу юбилейный, XV Гражданский форум. Очередная дискуссионная площадка была посвящена социально ответственному бизнесу, который не отделяет себя от территории, где развивается, и способен принести много пользы родному региону. Мастер-класс для участников мероприятия – представителей бизнеса, власти и общественных организаций провела спикер крупнейших международных и федеральных форумов, ведущий эксперт России по повышению профессиональных компетенций владельцев бизнеса, руководителей коммерческих и государственных организаций и НКО Нинель Морозова.
— Ответственный российский предприниматель сегодня – это настоящий гражданин России, который действует в ее интересах. А что же есть интерес России? – начала свое выступление Нинель Морозова.
Эксперт отметила, что интересы нашей страны описаны в президентском указе №39. К таким национальным целям относятся, например, кадровая политика, сохранение населения, создание благоприятной комфортной среды, развитие регионов.
– Как же сделать так, чтобы социально ответственный бизнес становился драйвером развития? – задалась вопросом эксперт и сама же развила мысль: – Ответственный бизнес не отделяет себя от населенного пункта, региона и вместе с государством вкладывается в важные сферы – в образование, в здравоохранение и так далее.
Речь идет о возрождении российского меценатства. Но, как отметила Нинель Морозова, за последнее время в стране построено всего 17 частных школ.
– Надо понимать, что, вкладываясь в образование, мы вкладываемся в наше будущее. Между тем недавно в комментариях я прочитала: «Бизнес должен платить налоги и больше никому ничего не должен». Есть такое мнение. Действительно, кто-то находится на таком этапе, когда надо строить бизнес, ресурсов на что-то большее нет. Но в тот момент, когда ты закрываешь свои базовые потребности, появляется возможность и желание сделать что-то хорошее для общества.
В качестве примера спикер напомнила об известном вологодском меценате, купце первой гильдии, учредителе одного из первых фондов в поддержку науки Христофоре Леденцове. Его фонд «Друзья человечества» профинансировал большое количество открытий прошлого века. Среди ученых, которых поддержал Леденцов, был, например, будущий академик Иван Павлов.
В конце XIX – начале XX века промышленники, купцы становились меценатами. По этому пути эксперт предлагает идти и современным предпринимателям, достигшим определенного уровня, когда есть ресурсы, чтобы помогать. Сначала родному двору, городу, затем району, региону, стране.
Что касается стимулов, то для крупного бизнеса уже выработан определенный стандарт: помимо налоговой отчетности предприятиям предложено сдавать отчетность о благотворительных проектах. Необходимо предложить такие же механизмы и для малого бизнеса. Как сообщила Нинель Морозова, в настоящее время Агентство стратегических инициатив совместно с регионами разрабатывает инструменты, которые позволят принимать законы, дающие определенные преференции социально ответственному бизнесу. Это придаст мотивации заниматься социально значимыми проектами.
Эксперт привела примеры успешных бизнес-проектов, которые доросли до благотворительности. Но сначала напомнила о прежних приоритетах. О предпринимателях лихих 90-х бытовало мнение, что их богатство нажито нечестным путем. В 2000-х, когда начался подъем экономики, появились атрибуты успешности – дорогие кабинеты, автомобили. В 2010-х пришло новое поколение предпринимателей и вместе с ними – «ярмарка тщеславия», проплаченные почетные звания, дома на Рублевке. В 2020-е, когда началась пандемия, стал популярен имидж спортивного, много работающего бизнесмена.
– А какой же образ современного предпринимателя? Очень приятно, что сейчас мы возвращаемся к меценатству. В историю вошли российские предприниматели, которые, помимо того что зарабатывали деньги, создавали рабочие места, строили больницы, школы, дороги, облагораживали облик городов. О них снято много фильмов. Они являются для нас примером, у них есть чему поучиться, – отметила Нинель Морозова.
Переходя к современным примерам меценатства, она подчеркнула: очень важно, чтобы предприниматель глубоко разбирался в сфере, где реализует социально значимые проекты. Например, так поступила бизнес-леди из Кирова, владелица офтальмологических клиник и магазинов оптики и при этом многодетная мать, воспитывающая шестерых детей.
Компания кировчанки быстро стала лидером по оказанию услуг офтальмологии в регионе. А дальше в рамках структуры компании был создан национальный фонд защиты детского зрения.
– Они работали на определенную аудиторию, но поняли, что какой-то части пациентов могут помогать бесплатно. У них появились благотворительные проекты – специалисты компании со своим оборудованием приезжают в детские дома, проводят диагностику воспитанников и изготавливают бесплатно очки тем, у кого есть проблемы со зрением. Поскольку предприниматель является экспертом в своем деле, она добивается максимального результата при минимальных затратах. Поэтому, когда коммерческая организация выбирает направление некоммерческой деятельности, необходимо, чтобы у руководителя были понимание и компетенции, – заключила Нинель Морозова.
Галина ВЛАДИС
Фото Виктора БОБЫРЯ
Оставьте первый комментарий для "Мастер-класс для социально ответственных"