По народным поверьям, 5 ноября – в день Якова – птицы могут успокоить землю своим пением. Поэтому в этот день было принято щедро угощать пернатых, которые зимуют в наших краях, – воробьев, синиц, свиристелей и прочих. Считалось, что тогда они своим чириканьем успокоят землю, упросят ее, чтобы дала на следующий год богатый урожай. Но у некоторых птиц обнаруживаются и иные удивительные способности. «Республика» собрала истории птиц, которые нас удивили.
Беги, Вася, беги
Недавно на всю страну прославился эму, сбежавший 26 октября с частной фермы, расположенной в сыктывдинском селе Пажга. Птицу что-то сильно напугало (возможно, проникшая в вольер лиса или драка с другим самцом), она выломала металлический забор и побежала в сторону трассы.
– Утром, когда я пришел к загону эму, увидел в заборе небольшую дыру и одного из них уже на свободе, – рассказал «Республике» хозяин фермы Михаил. – Начал ловить его, а он побежал в лес.
Поимка скрывавшегося в северном лесу эму заняла пять дней и привлекла внимание не только местных средств массовой информации, но и федеральных. За поимкой беглеца следила без преувеличения вся страна.
Птица оказалась весьма выносливой и шустрой. Неудивительно, ведь эму легко развивают скорость до 50 километров в час. Ловили его хозяева – Михаил и Мария – при помощи земляков, волонтеров и студентов, которые захотели принять участие в почти австралийском сафари. Сначала для поимки птицы позвали ветеринара с транквилизатором, но дротики со снотворным не смогли пробить плотное оперение. Длинноногого беглеца все-таки поймали с помощью лассо: положили на поле веревочную петлю, а когда он наступил на нее, затянули веревку. В охоте участвовали до тридцати любителей природы и острых ощущений.
От голода, стресса и беготни эму сбросил вес. Известно, что выносливый эму может не есть до 40 дней и выносит мороз до минус 25 градусов. Но рано или поздно он погиб бы в лесу от голода, холода или стал бы жертвой местных хищников.
– В сутки эму съедают до килограмма корма, – сказал Михаил. – В основном это зерновые и подсолнечный жмых. Вырастают они до двух метров, а африканские страусы, которые также у нас есть, так те вообще трехметровые гиганты.
Сейчас эму находится на ферме вместе с двумя своими сородичами. Благодаря побегу безымянная прежде птица обрела имя. Поначалу Васей его назвали по ошибке. Дело в том, что пажгинская ферма называется «Страус Вася» в честь другого питомца фермера – африканского страуса. Жители республики предложили придумать имя спасенной птице. Предлагались разные варианты: Форест, Кипиш, Марадона, Спидранер, Мустанг и так далее. Но, как сообщил «Республике» Михаил, эму так и остался Васей.
В Пажгу эму привезли из Белгородской области. Купили, когда ему было три недели. К хозяевам эти крупные птицы не привыкают, а всему виной их короткая память. Михаил планировал разводить экзотических птиц на мясо, но потом решил развивать туризм – посмотреть на трех эму и двух африканских страусов хотят многие.
Гости из Африки
Ферма в Пажге далеко не первое место, где начали разводить страусов. В 2011 году корреспондент «Республики» застал страуса в ухтинском мини-зооуголке Дома пионеров, расположенном в детском парке. Помня о том, что страусы от страха якобы прячут голову в песок, детей следует предупреждать, чтобы они не пугали птичку, а то полы в зоопарке кафельные. Африканского страуса Митяя привезли в Ухту в конце 2010 года. При покупке двухнедельные страусята были размером с голубя. Один не выжил. Южноафриканского черного страуса выращивают более чем в полусотне стран мира – от ЮАР до Канады и Швеции. Подходит страус и для наших климатических условий, так как неплохо переносит как высокие, так и низкие температуры. Африканские страусы отличаются двумя пальцами на ноге, прочие страусообразные имеют по три пальца.
В 2005 году четверых африканских страусов вырастил на своем подворье емвинский фермер Михаил Надырханов. К сожалению, после смерти фермера и его жены о страусах в этом городе ничего не слышно.
Дитя заката
Пожалуй, самый поразительный случай из мира пернатых был документально зафиксирован в Коми 22 ноября 2005 года. В небольшой деревне Дзель (на границе с Пермским краем) на заброшенном поле местного аэродрома школьники поймали необычного длинноногого пернатого и отнесли диковинную птицу к местной учительнице. Та, в свою очередь, сообщила о находке в районную администрацию, а уже оттуда позвонили на сыктывкарскую станцию юннатов.
Через два дня птицу забрали в столицу, где специалисты станции юннатов установили, что это розовый фламинго, причем еще очень молодой. Рослый птенец был покрыт сероватым пухом, только под крыльями появлялась розовая подпушь. Розовеют эти птицы только на третьем году жизни. Пол птенца установить сложно, поэтому этого делать не стали. Птицу поселили в павильоне со стеклянной стеной. В Сыктывкаре фламинго держали на карантине и консультировались по уходу со специалистами московского зоопарка. Кормили его мясным и рыбным фаршем с добавлением овощей. Летом планировали переправить в московский или красноярский зоопарк, где имеются колонии фламинго, или оставить на нашей станции юннатов. Но организм птицы был сильно истощен, она перенесла сильные холода и стресс. Это и стало причиной скоропостижной смерти через четыре дня.
До Коми края эта птица прежде никогда не долетала. Специалисты высказали несколько версий появления розового фламинго в Коми. Поначалу думали, что птица сбежала из какого-нибудь зоопарка или от местного любителя экзотики. Но вряд ли в глубинке кто-то станет разводить фламинго, а прилететь издалека птенец попросту не в силах. Самая правдоподобная версия – на небольшом озере или реке вблизи деревни Дзель летом поселилась пара взрослых фламинго. Правда, непонятно, каким ветром их занесло на север. Специалисты ссылаются на нарушение экологии и глобальные катаклизмы. Пара птиц угнездилась и вывела потомство. Обычно в кладке одно-три яйца. Когда наступили холода, родители улетели на юг, а птенцы, выросшие в непривычно суровых условиях, еще не набрались сил для перелета. Чудом избежав зубов хищников и не замерзнув в снегах, птенец в поисках помощи выбрел к людям. Но и это его не спасло.
Ворон, который сказал «Пока!»
В поэме Эдгара По «Ворон» залетевшая к главному герою птица кричит одно слово: «Nevermore!» («Больше никогда!»). Ворон Кирюша из Ухты также не отличается большим словарным запасом. Он общается с собеседниками на русском языке и басом кричит «Пока!». В минувшем году ворон со сломанным крылом сам пришел к людям. Птицу вылечили и поселили в вольере на станции юннатов. Здесь сотрудники общались с ним, в итоге ворон заговорил.
А недавно в поселке Чиньяворык пожарные и специалисты Росприроднадзора Коми спасли краснокнижного беркута. Хищная птица оказалась на территории пожарной охраны КП-38 УФСИН России. Беркут из-за слабости или болезни не мог взлететь. Его поймали и перенесли в гараж, где обогрели и накормили мясом. О птице сотрудники УФСИН сообщили в Минприроды РК и Росприроднадзор Коми и НАО, а также в Институт биологии КНЦ. Орнитологи по фото определили, что это беркут. И затем его отправили в Санкт-Петербург на обследование – в Центр реабилитации и реинтродукции диких животных «Сирин».
25 октября в гимназию имени А.С. Пушкина в сыктывкарской Орбите пришла глухарка. Ее забрали сотрудники Республиканского центра экологического образования (станции юннатов).
В Республике Коми живут, гнездятся и отдыхают во время перелетов 270 видов птиц. Орнитологи замечают, что видов птиц в Коми становится все больше: только за последние сто лет прибавилось почти восемьдесят видов. Появлению новых видов птиц на территории республики способствует массовая вырубка лесов в южных регионах страны, строительство дорог, развитие промышленности. Часть из них являются редкими, занесены в Красные книги Республики Коми и России. При этом в регионе отмечается сокращение общего количества птиц. Увеличивается популяция лишь пернатых из воробьинообразного семейства и ворон. А крупных птиц – глухарей, куропаток, тетеревов – становится меньше. Сократилась популяция уток, гусей, рябчиков.
© Артур АРТЕЕВ
Фото из открытых источников
В большинстве СМИ австралийскую птицу ошибочно называют страусом. Уточним, что эму – это птица отряда казуарообразных. Ранее эму относили к страусообразным, но классификация была пересмотрена в 1980-е годы. Эти птицы распространены на большей части Австралии, но избегают густонаселенных районов, лесов и засушливых зон. В 1930-х годах большой сельскохозяйственный ущерб со стороны данных птиц, усугубляемый Великой депрессией, спровоцировал в Западной Австралии «войну с эму», во время которой уничтожалось до 57 000 птиц в год. Эму – один из щитодержателей на гербе Австралии.
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми
Оставьте первый комментарий для "Птицы, которые нас удивили"