На дорогах, в небе и на воде

Как развивается транспортная система Коми?

В Госсовете региона продолжаются бюджетные слушания. 29 октября парламентарии рассмотрели госпрограмму «Развитие транспортной системы». Она состоит из двух частей, которые курируют минстрой и минэкономразвития. Соответственно, на слушаниях свои подпрограммы представляли и отвечали на вопросы депутатов зампред правительства РК – министр строительства и ЖКХ Андрей Селиванов и зампред правительства – министр экономического развития, промышленности и транспорта Коми Евгений Мазур.

Автодороги и их ремонт

На брифинге непосредственно перед заседанием Андрей Селиванов сообщил журналистам хорошую новость – Дорожный фонд Коми в 2025 году увеличится на 3 миллиарда. Бюджетные ассигнования выросли благодаря подписанию меморандума с Росавтодором и плодотворной работе правительства региона по поручению Главы РК Владимира Уйба.

В итоге объем Дорожного фонда РК возрастет до 10,8 миллиарда рублей. Дополнительные средства направят на ремонт дорог. Если в 2024 году в Коми было отремонтировано 63 километра республиканских дорог и 11 километров дорог Сыктывкара, а также два моста, реконструировано четыре мостовых сооружения, то в 2025 году отремонтируют уже 180 километров региональных дорог и шесть мостовых сооружений, а Сыктывкару выделят 500 миллионов рублей по федеральной программе «Безопасные качественные дороги».

Представляя подпрограмму «Развитие дорожного хозяйства Республики Коми», Андрей Селиванов рассказал о состоянии отрасли и перспективах строительства новых объектов дорожной инфраструктуры.

Протяженность всех автодорог на территории республики составляет 4,7 тысячи километров, в том числе дорог федерального значения – 350,2 километра. На дорожное хозяйство в 2025-2027 годах предусмотрено 28,7 миллиарда рублей, из них 6,4 миллиарда – федеральные средства.

– Устойчивое и безопасное функционирование автодорог напрямую зависит от своевременного выполнения комплекса работ по их содержанию. В 2024 году на данные цели было выделено 2,5 миллиарда рублей, – сообщил докладчик.

В рамках реализации проекта «Региональная и местная дорожная сеть» на капремонт и ремонт автодорог республика привлекла федеральные средства в размере 502,4 миллиона рублей.

Всего до конца 2024 года будет введено в эксплуатацию после капремонта и ремонта 62,8 километра региональных дорог. В том числе это подъезд к селу Палевицы, участки автодороги Краснозатонский – Нювчим – Яснэг, Керки – Дутово, Сыктывкар – Пузла – Крутая, участки дороги Куниб – Вотча и Вотча – Ягдор, Сыктывкар – Ухта, Ираель – Ижма – Усть-Цильма.

В 2025-2027 годах на приведение автодорог в порядок планируется направить 10,7 миллиарда рублей (из них 6,4 миллиарда – федеральные деньги). Ожидается, что в результате доля протяженности автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, в текущем году составит 39,34 процента, а в 2027-м достигнет 43 процентов.

В рамках адресной инвестиционной программы Республики Коми в текущем году реконструированы и введены в эксплуатацию два моста на территории МО «Вуктыл», а мост через ручей на автодороге Усогорск – Благоево – Чупрово переустроен на водопропускную трубу длиной 21,7 метра.

Продолжается реализация мероприятий по выполнению обязательств республики по выплате платы концедента в рамках заключенного концессионного соглашения в отношении автодороги регионального значения Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар на участке Малая Пера – Каджером, введенной в эксплуатацию в конце 2018 года. На эти цели, по словам Андрея Селиванова, в текущем году выделены 1,39 миллиарда рублей. Еще 1,52 миллиарда предусмотрено на 2025 год, и на этом обязательства по выплате платы концедента у республики закончатся. Таким образом, высвобождаемые средства также можно будет направлять на ремонтные работы.

Председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв спросил докладчика о планах ремонта дороги Кожва – Чикшино. Состояние дорожного полотна на этом участке ужасное, дорога разбита большегрузами.

– Федеральное дорожное агентство нам подтвердило доведение средств на реализацию этого проекта в 2026-2027 годах, – сказал докладчик. – Тем не менее мы не оставляем людей и будем прорабатывать с федералами сдвижку, с учетом того, что в конце этого года у нас должны завершиться работы по проектированию. Сейчас все усилия прилагаем по приведению в нормативное состояние этой дороги силами подрядной организации «Темпдорстрой». Провели переговоры с компаниями, которые, несмотря на введенные ограничения, продолжают разбивать данную дорогу. После переговоров компании привели ее в более-менее надлежащее состояние. Не будем останавливать эту работу. В следующем году в любом случае будем объявлять контрактацию.

Также спикер попросил объяснить, почему на будущий год существенно сокращается сумма поддержки органов местного самоуправления, в том числе на содержание ледовых переправ.

– Лимиты снижены, но мы гарантируем, что муниципалитеты не останутся один на один со своими проблемами, – заверил Андрей Селиванов. – Планируемые суммы не окончательные и будут корректироваться.

Он напомнил, что в течение этого года по поручению Главы Коми Владимира Уйба сумма финансовой поддержки на обустройство и содержание зимних автодорог была увеличена на 92,5 миллиона рублей, что позволило оказать финансовую помощь местным бюджетам в полном объеме.

– Предоставление соответствующих видов финансовой поддержки продолжится. На эти цели в республиканском бюджете в 2025-2027 годах предусмотрены по 244,1 миллиона рублей ежегодно, – сообщил докладчик.

Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Игорь Гурьев в своем выступлении предложил активизировать претензионную работу с недобросовестными подрядчиками по госконтрактам, а также совместно с Минфином РК рассмотреть возможность выделения в 2025-2027 годах дополнительных субсидий местным бюджетам на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, задействованных на маршрутах движения школьных автобусов.

Весовой контроль

Сохранять дороги помогают пункты весового контроля. С их помощью движение большегрузов ограничивается, особенно в периоды межсезонья.

На 1 октября тяжеловесные, крупногабаритные и опасные грузы по дорогам Коми перевезли 3063 автомобилей. Общая сумма средств, поступивших в республиканский бюджет в счет возмещения нанесенного дорогам вреда, составила 13,2 миллиона рублей. За девять месяцев на передвижных пунктах весогабаритного контроля совместно с Ространснадзором взвесили 146 грузовых транспортных средств, составлено 28 протоколов о превышении допустимых весовых параметров. Общая сумма вреда, причиненного автомобильным дорогам Коми, составила 1,12 миллиона рублей.

Андрей Селиванов доложил, что в текущем году достигнуты договоренности с компанией «Ростелеком» о передаче шести пунктов в «УправтодорКоми». Сейчас проводится экспертиза стоимости работ по восстановлению этих пунктов. После решения Арбитражного суда и подтверждения стоимости имущество перейдет в минстрой, и «УправтодорКоми» займется ремонтом.

Кроме того, появятся три новых контрольных пункта. Инженерные изыскания, подготовку проектной и рабочей документации по устройству трех автоматических пунктов весового и габаритного контроля с марта 2024 года ведет ООО «Арктиктранспроект». Весовой контроль появится на трассе Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар на участках: обход Сыктывкара, Сыктывкар – Ухта, Каджером – железнодорожная станция «Кожва».

На чем и куда

Содокладчик Андрея Селиванова Евгений Мазур подробно рассказал о перевозках и пассажиропотоках на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном видах транспорта.

Так, в рамках заключенного договора между правительством Коми и АО «Северная пригородная пассажирская компания» в 2024 году в регионе курсировали 23 поезда по девяти маршрутам. Автобусами за январь-август 2024 года перевезено 1,3 миллиона человек, а всего за год планируется перевезти 46 миллионов пассажиров. В республике предусмотрен льготный лизинг для перевозчиков на покупку 55 автобусов. Субсидируемые межрегиональные авиаперевозки осуществлялись по шести маршрутам: из Сыктывкара в Минеральные Воды, Казань, Екатеринбург и Нарьян-Мар, из Усинска – в Пермь и Бугульму.

Евгений Мазур отметил, что наибольшие проблемы испытывает гражданская авиация. Это связано прежде всего с беспрецедентными санкциями, введенными западными странами в отношении российской авиаотрасли, а также недостатком финансирования.

В 2024 году на межмуниципальные авиаперевозки, в том числе в труднодоступные населенные пункты, и субсидируемые межрегиональные перевозки было выделено в общей сложности 529,7 миллиона рублей.

– Транспортная доступность и состояние дорожной инфраструктуры вызывают много вопросов. С учетом наших расстояний, помимо автомобильного, нужно активнее задействовать железнодорожный и водный транспорт, наращивать авиаперевозки, – отметил Сергей Усачёв. – При этом надо изыскивать средства на поддержание технического состояния авиапарка и наземных служб предприятия «Комиавиатранс». Нужно снять риски, это вопрос безопасности, – подчеркнул спикер республиканского парламента.

Председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Илья Семяшкин обратил внимание на важность дноуглубительных работ на реке Печоре.

По словам Евгения Мазура, в этом году ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна» были проведены дноуглубительные работы на водных путях республики. Общий объем извлеченного грунта составил 415 тысяч метров. Кроме того, впервые за 20 лет для данного управления в Печоре собран новый земснаряд для работы в Печорском бассейне.

– Земснаряд поможет устранить лимитирующие участки и обеспечить гарантированные глубины для движения судов по востребованным маршрутам. Аналогичный земснаряд собран в Котласе и в 2025 году поступит в Сыктывкар. Общая сумма инвестиций превысит 1,7 миллиарда рублей, – сообщил министр.

©Галина ВЛАДИС

Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми

Оставьте первый комментарий для "На дорогах, в небе и на воде"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.