Премудрости дистанционных покупок

Сыктывкарцы стали чаще жаловаться на интернет-магазины, которые не спешат возвращать деньги при отказе от покупки некачественного товара. За весь прошлый год в Роспотребнадзор поступило 55 таких обращений, а за первое полугодие текущего года уже 59. Как защитить свои права, делая интернет-покупки, рассказала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РК Лилия Першина.

Рекомендации и ответы на вопросы прозвучали в ходе организованной Общественной приемной главы Коми прямой линии.

Специалист сразу предупредила, какими случаями не занимается Роспотребнадзор. Если гражданин заказал через интернет-ресурс какой-либо товар, а ему вместо, например, бензопилы по почте пришла коробка с кирпичом, это мошенничество, и значит, юрисдикция полиции. В Роспотребнадзор следует обращаться, если приобретенный дистанционно товар оказался ненадлежащего качества.

– Если товар ненадлежащего качества, приобретенный в магазине, можно вернуть в течение 14 дней, то при дистанционной покупке потребитель вправе отказаться от товара до момента получения посылки и после получения – в течение семи дней, – пояснила Лилия Першина. – Но это не касается продуктов питания надлежащего качества, и нельзя отказаться от товара, имеющего уникальные характеристики, сделанного по индивидуальному заказу.

Если договор заключен через интернет, следует направить письменную претензию на юридический адрес продавца, иногда достаточно онлайн-переписки, чтобы урегулировать вопрос. Если в течение десяти дней ответа не последует, можно обратиться в суд.

– Законно ли, что интернет-магазины устанавливают плату за возврат товара? – спросила специалиста обратившаяся на прямую линию сыктывкарка.

– Законно, и такие разъяснения давала федеральная служба Роспотребнадзора. Обращения по этому поводу к нам поступали. Согласно правилам, при возврате товара взимается определенная сумма, которая идет на доставку товара обратно от покупателя. У онлайн-магазинов есть правила, которые говорят о том, что подобная плата за обратную доставку товара взимается не всегда и не со всех, а только лишь тогда, когда процент выкупа в магазине меньше 50 процентов от заказа. Допустим, человек может заказать 15 штук брюк, а выкупил одну штуку либо не выкупил вообще, – дала пояснение специалист.

Правда, информация об этом должна быть заранее доведена до покупателя, размещена на сайте продавца. Надо внимательно читать условия дистанционного приобретения товара.

Еще одна жительница Сыктывкара рассказала, что купила через Wildberries фитнес-браслет.

– Товар пришел, я его выкупила. Проблема в том, что он мне не понравился – оказался великоват на руку, тяжеловат. И главное – нет инструкции на русском языке. В приложенном паспорте инструкция на любом языке, кроме русского. Написано, что изготовитель – Китай, и перечислены функции фитнес-браслета, а как этим браслетом пользоваться, как его включить, настроить – непонятно. Там показаны картинки, но в сопровождении иностранного текста, я самостоятельно не могу разобраться, – посетовала горожанка.

Впрочем, когда обладательница покупки включила браслет, на экране высветился QR-код, с помощью которого скачивается приложение.

– Там написано по-русски, более-менее можно разобраться, но все равно я не нашла там указанных в описании функций, – добавила она.

– Значит, товар не соответствует информации, указанной продавцом при заключении договора купли-продажи, – сделала вывод Лилия Першина. – Если речь идет о технически сложном товаре, как в вашем случае, то инструкция на русском языке должна быть обязательно. Потому что способ использования, характеристики и правила эксплуатации данного товара должны доводиться до потребителя.

Выяснилось, что товар пришел два дня назад, поэтому специалист посоветовала отнести его в пункт Wildberries и вернуть. В электронной переписке указать претензию.

– Вы вправе вернуть товар в указанные сроки, плюс укажите недостатки, здесь речь идет о товаре ненадлежащего качества, поскольку о нем нет информации, – разъяснила Лилия Першина.

Если продавец отказывается добровольно вернуть покупателю деньги, обязать это сделать надзорный орган не может, придется обращаться в суд. ↓

Галина ВЛАДИС

Оставьте первый комментарий для "Премудрости дистанционных покупок"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.