В Усть-Цилемском районе провели свадебные обряды в традиционном стиле
Церемонию для Никиты Типунина и его невесты Анастасии Носовой провели работники Усть-Цилемского музея Андрея Журавского и сотрудники местного отдела ЗАГС. На протяжении вечера сват и сваха расхваливали «добра молодца и красну девицу», проверяли их умения и мастерство. На помолвке было и родительское благословение, и рукобитье, и одаривание подарками молодых. Все как в старину.
В завершение всех обрядов сотрудник отдела ЗАГС объявила Никиту и Анастасию женихом и невестой и вручила им приглашение на церемонию бракосочетания.
Жениху Никите 22 года. После службы в армии он работает десантником-пожарным в Коми лесопожарном центре.
– С самого рождения я живу в Усть-Цильме, – рассказал он «Республике». – Моя невеста Анастасия так же, как и я, с самого рождения живет здесь. После школы она училась на психолога в Казанском инновационном университете. Получив диплом, вернулась в родное село и устроилась по профессии в отделение социальной помощи семье и детям районного Центра социальной защиты населения.
Когда Никита и Настя пришли подавать заявление в ЗАГС, сотрудник учреждения Галина Чупрова предложила им принять участие в церемонии помолвки по народным обычаям.
– Нас с Настей это предложение заинтересовало, – продолжил Никита. – Мы решили, что будет очень здорово собрать наши семьи, нарядиться в традиционные усть-цилемские наряды и поучаствовать в этом мероприятии. Помолвка, которую для нас провели, – это стилизованная постановка, за основу которой взяты такие свадебные обряды, как сватовство и рукобитье.
Как рассказал Никита, сватовство происходит в доме невесты за несколько дней до свадьбы. В дом невесты жених приезжает со своей родней и сватом. Первым делом отдают поклоны, затем заводят разговор: «У вас невеста – у нас жених, нельзя ли род свести, на сватовство завести». Когда все вопросы исчерпаны, сваты просят показать невесту. И если отец выводил ее из другой комнаты, значит, на брак семья девушки согласна.
Рукобитье – обрядовое действие с пожеланием молодым богатства и благополучия, а также форма закрепления договора, гарантирующая его исполнение. Как правило, рукобитье происходит через неделю после сватовства, но в некоторых случаях обряд проводился сразу после сватовства. Происходило рукобитье днем в доме семьи невесты – в центре избы, под матицей. Сначала отцы брачующихся просовывали правую руку в разные рукава сюртука, соединяли их, затем поверх их рук клали правую руку жених, невеста и все присутствовавшие. Сват рукой в вязаной рукавице снизу разбивал эту «пирамиду». Рукобитье заканчивалось угощением, передачей приданого и подарков.
– Свадьба у нас будет 6 декабря, – добавил Никита. – По возможности сыграем ее в соответствии с традициями, с нашим усть-цилемским колоритом. После ЗАГСа мы с нашими гостями планируем снова посетить музей Журавского, где для нас будет проведена программа «Ступени семейного счастья» с определенными обрядами, направленными на сохранение и укрепление семьи.
Традиционно в Коми крае весь свадебный процесс – от сватовства до венчания – длился до полугода. Брак мог быть заключен в любое время, кроме церковных постов. Но большинство свадеб играли осенью или зимой. Инициатива при заключении брака исходила от родителей жениха. Родители подбирали парню невесту из своей или соседней деревни. Девушек выдавали замуж с 16-17 лет. Женихи были старше невест на два-три года.
В прошлом свадьба у коми крестьян кроме сватовства, рукобитья, девичника, венчания включала в себя свадебный пир в доме невесты и в доме жениха, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание, посещение молодыми родителей невесты.
Главные действующие лица свадьбы – жених (верöс пу) и невеста (гöтыр пу), вокруг которых и разворачивалась «свадебная игра» (свадьба ворсöм, кöлысь). Наиболее сложной являлась роль невесты, требовавшая основательной, а главное – длительной подготовки. Невеста должна была знать причитания и уметь их исполнить, а это требовало определенного актерского мастерства.
У помолвленной девушки наступал очень трудный период. Это сейчас у нас девичники – веселый отдых, а раньше невеста проводила его в трудах, слезах и причитаниях. Каждый день к ней приходили подруги, они вместе готовили приданое. До самого венчания девушка должна была плакать. Существовало древнее поверье: чем больше плачет невеста, тем легче будет жить в замужестве. Когда же молодая уставала плакать, приглашали специальную бабку-завывальщицу.
Особой заботой сторон, заключавших брак, была подготовка к свадебному пиршеству. Обе стороны варили пиво, шили и покупали наряды, свадебные подарки. Канун венчания отличается во всех районах. Называется этот день по-разному: в Лойме и Спаспорубе – плаканье, на Сысоле – обручение, на нижней Вычегде – сговор. Пока готовятся к свадьбе, варят пиво, молодые играют на гармошке, пляшут, поют, водят хороводы. Подруги невесты поют, а сама невеста причитает о том, что покидает отцовский дом и продает свою косу. Празднуется этот день тоже по-разному, но общим для многих районов из обрядов этого дня является то, что жених со своими родственниками приходит к родителям невесты.
За день до венчания невеста шла в баню с подружками. Ее покрывали шалью, прятали от посторонних глаз. А парни из родни невесты провожали ее выстрелами из ружей, как бы защищая от всего недоброго. В то время, когда девушки шли к бане, к подруге невесты жених посылал своего друга с подарком для будущей жены. В посылке были мыло, зеркало и гребень. Женщина старалась хранить эти предметы всю жизнь, чтобы передать по наследству своей дочери. Пользовалась ими только в самые важные моменты жизни, например, при родах.
В бане продолжались женские причитания. Еще один важный обряд – прощание невесты с косой. По желанию девушка дарила алую ленту из расплетенной косы одной из подруг или могла оставить себе.
Перед свадьбой невеста мылась в бане. Сопровождала ее крестная (вежань) и лучшая подруга. Они же и мыли невесту мылом, подаренным женихом.
На Усть-Цильме невеста звала с собой в баню всех родных. Отправляясь в баню, девушка надевала шапку из лисьей шкуры и опоясывалась сеткой, «чтоб не околдовали». От невесты обязательно требовалось исполнить причитания в бане – благодарность отцу, матери за постройку, сестре и брату за растопку, за воду и так далее.
Венчание в церкви происходило согласно христианским установлениям. На выходе из церкви молодых посыпали солью, чтобы в доме был достаток.
Артур АРТЕЕВ
Фото Елены и Галины ЧУПРОВЫХ
Оставьте первый комментарий для "Помолвка по древнему обычаю"